Содержание:
Введение………………………………………………………………..
2
Миграция
в современном мире……………………………………….
3
Основные центры миграционных
потоков………………………. 6
Регулирование международной
миграции………………………. 8
Россия
в мировых международных потоках………………………..
11
Последствия
международной миграции…………………………….
12
Последствия для России………………………………………….
13
Заключение…………………………………………………………...
14
Список
литературы…………………………………………………..
16
ВВЕДЕНИЕ
По мере глобализации мировой экономики
все более важным фактором экономического,
социального и демографического развития
многих стран становится международная
миграция рабочей силы и населения. Это
один из наиболее сложных элементов международных
экономических отношений, поскольку объектом
являются человеческие ресурсы, что и
определяет остроту возникающих в связи
с международной миграцией проблем и многогранность
последствий этого процесса.
Целью моей контрольной работы является
рассмотрение международной миграции
рабочей силы и населения.
Исходя
из цели, можно определить следующие
задачи:
1. Изучение учебной и дополнительной
литературы, а также других источников
знания (в том числе и первоисточников)
по теме данного исследования.
- Усвоение
основных терминов в рамках данной
работы.
- Рассмотрение
основных центров притяжения населения.
- Регулирование
международной миграции.
- Последствия
международной миграции кадров.
- Формирование
собственного мнения по теме данного исследования.
Структура контрольной работы обусловлена
логическим содержанием раскрытия данной
темы. Работа состоит из введения, основной
части, заключения и списка используемой
литературы.
Миграция рабочей
силы в современном
мире.
Международная миграция
населения – внешняя, межгосударственная
миграция населения, движение населения
через государственные границы.
Для выделения потоков мигрантов,
направляющихся из страны, применяется
термин эмиграция, для потоков в
страну – иммиграция. Несмотря на
предпринимаемые мировым сообществом
с 1901 попытки унифицировать показатели
международной миграции населения, до
сих пор в их определении существуют различия.
Так, в Германии иммигрантами считаются
«лица, пересекающие границу с намерением
устроиться в стране», в Японии – «национальные
граждане и иностранцы, приезжающие из-за
границы», в США – «иностранцы, допущенные
на законных основаниях с целью постоянного
проживания в стране», в Российской Федерации
– «лица, приезжающие работать или учиться,
и лица, их сопровождающие».
Международная миграция рабочей
силы представляет собой процесс перемещения
трудовых ресурсов из одной страны в другую
с целью трудоустройства на более выгодных
условиях, чем в стране происхождения.
Помимо экономических мотивов процесс
международной миграции обуславливается
также соображениями политического, этнического,
культурного, семейного и иного характера.
Определенные трудности при анализе
международной миграции населения
обусловлены также значительной
разнородностью источников данных
о ней. По мнению экспертов
ООН, необходимо выделять три
основных источника: пограничный контроль;
регистры населения (например, данные,
получаемые при вручении загранпаспортов);
различные обследования, среди которых
главное место принадлежит переписям
населения. Данные, получаемые из последнего
источника, наиболее достоверны.
Выделяют следующие виды международной
миграции населения:
- Безвозвратная
(постоянная) миграция, осуществляемая
с целью выезда на постоянное место жительства
в принимающей стране.
- Временно-постоянная:
как правило, она ограничена сроком пребывания
в стране въезда от 1 до 6 лет (из-за сохраняющейся
зависимости от страны выезда, возрастно-половой,
семейной и профессиональной характеристики
мигрантов). В международной статистике
такого вида мигранты носят название «долгосрочные
эмигранты и иммигранты», «временные рабочие
по контракту», «постоянные трудящиеся-мигранты».
- Сезонная:
связана с кратковременным (в пределах
года) въездом для работы в тех отраслях
хозяйства, которые имеют сезонный характер
(сельское хозяйство, рыболовство, сфера
услуг). Разновидности сезонной миграции
- кочевничество, сохранявшиеся главным
образом в Западной Африке и Ближнем Востоке,
а также половничество к святым местам.
В международной статистике сезонным
мигрантам соответствуют термины «краткосрочные
иммигранты и эмигранты», «мигранты-сезонники»
и др.
- Маятниковая
миграция (челночная, приграничная)-
ежедневный, реже еженедельный, переезд
из одной страны в другую и обратно. Мигрантов,
пересекающих таким образом границу для
работы в соседней стране, называют «рабочими-фронтальерами».
Данный вид миграции получил широкое распространение
в Западной Европе и Северной Америке,
например, между Канадой и США (десятки
тысяч людей ежедневно).
- Важный вид
современной международной миграции населения
- нелегальная (подпольная)
миграция. Нелегальные мигранты – лица,
незаконно въезжающие в поисках работы
в другие страны (так, из Мексики в США
нелегально переходят границу более 1мил.
человек ежегодно), а также лица, пересекающие
границу на законных основаниях (по частным
приглашениям, в качестве туристов и т.п.)
с последующим нелегальным трудоустройством.
Со второй половины 1970-х наблюдается большой
рост числа таких мигрантов. Определить
их истинное количество практически невозможно.
В США, например число подпольных мигрантов,
оценивается от 2 до 15 млн., в Европе (включая
Россию) – 1,3 до 5 млн., в Японии – от 300 тыс.
до 1мнл. и т.д. Рост нелегальной иммиграции
объясняется многими причинами. Одна из
основных – тот факт, что мигранты, работающие
нелегально, представляют собой для предпринимателей
самую дешевую и бесправную рабочую силу.
- Вынужденная
миграция обусловлена, прежде всего,
политическими и экономическими факторами.
Она находит выражение в первую очередь
в движении беженцев, перемещенных лиц
и др. В 1980-1990-х резко возросли не только
масштабы, но и сложность проблем, связанных
и с этим видом международной миграции
населения. Она приобрела глобальный характер,
затронув многие страны мира. На начало
1993 года 87% беженцев осели в развивающихся
странах. В 1990-х значительно возросло число
мигрантов, въезжавших в экономически
развитые страны по кратковременной визе
и остающихся с просьбой об убежище. В
Европе число таких мигрантов в 1993 превысило
500 тыс. человек против 14 тыс. в 1973 и 71 тыс.
в 1983, из которых все меньше количество
получает статус беженца, оставаясь на
нелегальной и так называемой «гуманитарной»
основе.
- Особый вид
международной миграции – эпизодический
- связан, прежде всего, с международным
туризмом и др. подобными поездками за
рубеж. Число туристов в мире в 1990 составило
415 млн. человек.
Все виды международной миграции
населения относительно условны
и тесно переплетаются друг
с другом. Основная роль в современной
международной миграции населения
принадлежит трудовой миграции.
Характерная закономерность современной
международной миграции населения - постоянное
увеличение ее масштабов, вовлечение в
мировой миграционный процесс населения
практически всех стран мира. На начало
1993в мире насчитывалось около 30млн. трудящихся-мигрантов
(в 1960-3.2млн.); с учетом членов их семей,
мигрантов-сезонников, рабочих-фронтальеров,
нелегальных иммигрантов и беженцев общая
численность мигрантов в 5-6раз выше. Причем
более половины из них - выходцы из
развивающихся стран (2\3 таких мигрантов
находятся в индустриально развитых государствах).
Например, в 1980-х 9 из 10 иммигрантов, допускаемых
в США, прибывали из развивающихся стран.
Основные
центры миграционных
потоков.
В 19 в. международная миграция населения
(всего свыше 28млн. человек) была направлена
в основном из Европы в Америку. За
период с 1815 по 1900 из Великобритании эмигрировало
около 13 млн. человек, из них 65% направлялись
в США,15%-в Канаду,11%-в Австралию,5%-в Южную
Америку. Второе место занимала Германия,
за 1841-1900 из нее эмигрировало 4.9 млн. чел.,
в Италии (3.9млн. человек, с 1876 по 1900) направлялись
большей частью в Аргентину, Бразилию,
США. На протяжении второй половины 19в.
около 1.5млн. человек эмигрировало из стран
Северной Европы. Продолжалась колонизация
Америки испанцами и португальцами. Международные
миграции населения происходили и из стран
Восточной Европы, но их учет был неудовлетворительным.
В 19-первой половине 20в. происходило также
значительное перемещение населения из
Китая и Индии. Китайцы поселялись в странах
Юго-Восточной Азии, индийцы - преимущественно
в районах, прилегающих к Индийскому океану,
а также в странах Тихоокеанского (Фиджи)
и Карибского (Гайана, Тринидад и Тобаго)
бассейнов.
Международная миграция населения
первой половины 20 в. отличалась от миграции
19 в. масштабами и направлениями. За 1900-1939
из Европы выехали 28,6 млн. человек. Как
и в 19 в., большая часть населения выехали
из Великобритании, но теперь они направлялись
главным образом в британские владения.
Резко возросла реэмиграция (т.е. добровольное,
самостоятельное возвращение эмигрантов
на родину, как правило, с восстановлением
гражданства) среди англичан и ирландцев.
Эмигранты из Германии следовали главным
образом в США, после Первой мировой войны
возрос поток мигрантов в Бразилию. Если
британская и германская эмиграция в
20 в. характеризовалась тенденцией к сокращению,
то итальянская эмиграция значительно
расширилась. Основная масса мигрантов
осела в США (80%), остальные – в Бразилии,
Аргентине, Уругвае и Парагвае, а также
в странах Африки. Особое место вплоть
до 1939 в эмиграции из Европы продолжали
занимать страны Северной Европы и балканские
страны. Так, за 1901-1930 из балканских стран
за океан переселилось свыше 1 млн. человек.
Международная миграция населения
в 1940-х была связана с военными действиями
и их последствиями. Основная часть этих
переселений завершилась к 1950 или несколько
позднее. В 1950 – 1970-х наряду с США, Канадой,
Австралией сформировались новые центры
притяжения иммигрантов, обусловленные,
прежде всего, экономическими факторами.
Самый мощный центр сложился
в рамках ЕЭС, он существенно
изменил миграционную ситуацию
в мире – Европа из поставщика
иммигрантов за океан (межконтинентальная
миграция составила за 150 лет примерно
60 млн. человек) превратилась в их
«потребителя»: на начало 1990-х в ЕЭС насчитывалось
около 15 млн. трудящихся-мигрантов и членов
их семей. В середине 1970-х такой же центр
возник в районе Персидского залива (Объединенные
Арабские Эмираты, Саудовская Аравия,
Кувейт и др.), где сложилась уникальная
демографическая и экономическая ситуация.
В начале 1990-х 70% рабочей силы этого региона
были иностранцы. В Латинской Америке
центрами притяжения мигрантов стали
Аргентина, Венесуэла, Бразилия (все - с
числом иммигрантов от 5 до 8 млн.), в Юго-Восточной
Азии – Сингапур, Гонконг, Япония, в Африке
– Южно-Африканская Республика, (все –
в среднем с численностью иммигрантов
свыше 6 млн.). В Израиль в начале 1990-х в
среднем прибывало 190 тыс. человек в год.
Основные поставщики иностранной
рабочей силы:
- в Азии –
Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия,
Вьетнам;
- на Ближнем
Востоке – Египет, Ливан, Иордания;
- в Африке
– Марроко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад,
Гвинея, Мозамбик, Ботсвана;
- в Южной Америке
– Парагвай, Боливия, Колумбия;
- в Северной
Америке – Мексика;
- в Европе
– Польша, Португалия, Италия, Ирландия,
Турция.
Характерная закономерность современной
международной миграции населения
заключается также в произошедших
в ней качественных изменениях. Суть,
которых в значительном увеличении среди
мигрирующей доли лиц с высоким уровнем
образования и профессиональной квалификации
(так называемая «утечка умов»).
Регулирование
международной миграции.
Процесс международной миграции населения
и рабочей силы регулируется национальным
законодательством различных стран и
международными правовыми актами.
В каждой стране вырабатывается национальная
миграционная политика. Миграционная
политика государства – это комплекс
законодательных, организационных и иных
мер, направленных на регулирование въезда
в страну и выезда из страны, предоставление
и лишение гражданства или иного статуса
проживания в стране, использование в
стране иностранной рабочей силы, создание
системы социальной защиты работников-мигрантов
в период их работы за рубежом.
Принимающие и передающие страны
стремятся регулировать потоки
мигрантов по объему, национальному
и профессиональному составу.
Разрешая эмиграцию, страны выезда
рассчитывают на снижение перенаселения,
безработицы, поступления от эмигрантов
валютных средств. Миграционная
политика может иметь «ограничительный»
и «поощрительный» характер, подразделяться
на эмиграционные и иммиграционные составляющие
и проявляться либо в каждой из них в отдельности,
либо в той и др. одновременно.
В разрешении проблем, возникающих
в связи с массовыми перемещениями
населения, различные виды помощи
(юридической, финансовой, медицинской
и др.), как мигрантам, так и
национальным правительствам оказывают
международные организации по вопросам
миграции. Среди них выделяются организации
ООН или связанные с ней: Управление Верховного
Комиссара ООН по делам беженцев, Ближневосточное
агентство ООН для помощи палестинским
беженцам и организации работ, Международная
организация труда. Другую группу составляют
межправительственные организации –
Международная организация по миграции
(МОМ) и др.
Третью категорию составляют
международные неправительственные
организации: Международный Комитет Красного
Креста, Европейская консультативная
служба по делам беженцев и ссыльных, Европейская
юридическая система по вопросам убежища,
Международный совет добровольных агентов
и др. Последние занимаются оказанием
помощи в основном вынужденным мигрантам,
в первую очередь в период чрезвычайных
ситуаций, координируют деятельность
с УВКБ, МОМ и национальными правительствами.
В связи с ростом политической и демографической
нестабильности в 90-х гг., усложнением
процесса адаптации и трудоустройством
иммигрантов многие европейские страны
также ужесточили свои иммиграционные
законодательства. Например, в 1993 году
Франция ограничила въезд новых иммигрантов.
Международные конвенции, в том
числе Всеобщая декларация прав
человека, объявляют свободный выбор
места жительства и работы
в качестве основополагающих прав человека.
Вместе с тем международные правовые акты,
регулирующие процессы миграции между
странами – участницами соглашений, а
также с третьими странами, как правило,
устанавливают либеральные нормы перемещения
населения и рабочей силы внутри интеграционных
группировок и ограничительные – по отношению
к третьим странам.