Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:37, отчет по практике
Преддипломная производственная практика студентка проходила с 30 сентября по 27 ноября 2011 года ВТБ 24(ЗАО), в качестве практиканта.
Целью практики является закрепление и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков, полученных в процессе освоения основной образовательной программы специальности «Финансы и кредит», специализации «Банковское дело» и сбор материала для написания выпускной квалификационной работы, на тему: «Методы кредитования в российских коммерческих банках физических лиц» (на примере ВТБ 24 (ЗАО)).
Организационно-правовая и экономическая характеристика банка……….4
2. Анализ структуры и динамики кредитного портфеля банка………………17
3. Оценка рисков и доходности кредитных операций………………………...32
4. Информационные технологии, используемые при кредитовании физических лиц………………………………………………………………….46
Приложения
Заключение
Список литературы
- проверка информации по внешним базам данных. В большинстве случаев банк может получить базы для проверки демографических данных таких, как прописка и владение автотранспортом. Часть этих проверок может быть интегрирована, а часть требовать выгрузки данных и проверки вручную инспектором безопасности;
-
проверка информации на
Для скоринга обычно предлагается использовать нейронную сеть. Свойство универсальной аппроксимации нейронной сети говорит о том, что она работает по крайней мере не хуже любого наперед заданного метода или модели кредитного скоринга. Нейронная сеть обучается на конкретных демографических и ситуационных данных.
Как
и со всякой системой, основанной на
системах искусственного интеллекта,
с нейронной сетью самое
Соответственно, предлагается взять сначала как можно больше анкетных и ситуационных данных о клиенте. В дальнейшем те пункты анкеты, которые не влияют на кредитный риск, отбросить.
Начальное
обучение нейронной сети производится
на основе специально сгенерированной
выборки анкет и простой
Другой проблемой, сопряженной с использованием нейронной сети является некоторая непрозрачность для человеческого понимания принимаемых ею решений. Решение, предлагаемое разработчиками данных автоматизированных систем, состоит в:
-
извлечении правил из
- утверждении и использовании в операционной деятельности дерева решений.
Одна из таких программ «NTRScoring» представляет собой модуль управления взаимоотношениями с клиентами интегрированной банковской системы (ИБС) и включающий в себя систему скоринга - расчета кредитного рейтинга, и настраиваемый на основе правил и регламентов, принятых в кредитной организации.
Система реализует отработанный и содержательный бизнес-процесс работы с клиентом в части предоставления им продуктов (как правило, кредитов того или иного вида). Бизнес-процесс может быть настроен на условия в конкретном банке.
Назначение данной системы в следующем:
- создание единой базы данных по клиентам банка, зарегистрированных в рамках системы;
-
автоматизация процессов
-
автоматизация процесса
- обеспечение целостности информации по клиентам в системе;
- накопление кредитной истории клиентов банка;
-
автоматизация процедур
- обеспечение целостности информации по кредитам в системе;
-
получение статистической и
- анализ истории предоставления кредитов;
-
расчет и перерасчет
Система выполняет следующие функции:
- регистрация и ведение заявок клиентов на предоставление продукта;
- выполнение проверок зарегистрированных заявок;
- выполнение расчета кредитного рейтинга клиента (скоринг);
-
регистрация и ведение
- управление статусами клиентов;
- сбор информации о клиентах от других модулей системы;
- предоставление информации о клиентах другим модулям системы;
-
регистрация событий,
-
регистрация и ведение
-
регистрация событий,
- управление статусами кредитов;
- сбор информации о кредитах от других модулей системы;
- предоставление информации о кредитах другим модулям системы.
Схема
бизнес-процессов в части
- регистрация заявок клиентов на предоставление продуктов (заявка содержит подробную информацию о клиенте);
- уточнение данных клиента;
-
предварительная проверка
-
проверка на наличие
- проведение расчета кредитного рейтинга клиента на основании зарегистрированной заявки;
-
выполнение проверки
- утверждение заявки кредитным инспектором;
- при необходимости согласование условий предоставления продукта с клиентом;
- формирование пакета документов для подписания клиентом;
- регистрация клиента в системе;
В разных странах набор характеристик, описывающих заемщиков, и их относительный вес в оценке кредитного риска различаются, как различны экономические условия жизни и национальный менталитет. Поэтому нельзя автоматически переносить модель из одной страны в другую. В российских условиях параметры одного региона не переносимы на ситуацию другого региона, на его уровни зарплат и рисков. Более того, не дает эффекта даже перенос скоринговой модели из одного банка в другой, поскольку клиентская база каждого банка имеет свои особенности.
Предлагается разработка и внедрение системы скоринга, позволяющей оценивать кредитный риск заемщика и всего кредитного портфеля на основании уникальной модели, адаптивной к данным. Модель скоринга физических лиц может базироваться на анкетных данных заемщиков, экспертных знаниях менеджмента банка, численных оценках, полученных на статистике «плохих» и «хороших» кредитов, численных оценках, построенных на объективной региональной и отраслевой информации.
В результате работы модели по оценке конкретного заемщика формируется кредитный портрет потенциального заемщика, позволяющий производить:
Методология решения базируется на анализе специфики деятельности банка. При этом учитываются как группы клиентов (отраслевая и региональная принадлежность и др.), так и кредитные продукты банка для физических лиц. Исходя из потребностей банка в развитии бизнеса и имеющихся данных, могут быть построены скоринговые модели, основанные на экспертных знаниях банковского менеджмента, на статистических данных, на учете макроэкономических данных о социально-экономическом развитии конкретных регионов и отраслей. Наиболее мощными по точности оценки кредитного риска являются модели, использующие комплексный подход, т.е. учет всех данных и экспертных знаний менеджмента банка.
Ключевые преимущества от внедрения скоринговой системы
Для построения скоринговой системы могут быть использоваться следующие типы данных:
В качестве иллюстрации на рис. 16 приведен пример бизнес-процесса работы банка по кредитной заявке — от первого контакта с клиентом до принятия банком предварительного решения о предоставлении кредита на определенную сумму (до выбора заемщиком квартиры). Видно, что тут основную роль в снижении рисков до минимума играет согласованная работа всех сотрудников банка в соответствии с утвержденной схемой принятия решения.
Рисунок 16. Пример бизнес-процесса принятия решения о предоставлении ипотечного кредита (до выбора квартиры заемщиком). Общая схема (для примера) и технология формирования заключения аналитиком банка
Проведем расчет
эффективности внедрения
Э = Д–З
Где Д – доход от внедрения системы;
З – затраты банка на внедрение системы.
Стоимость внедрения системы кредитного скоринга составляет около 1000 тыс. руб.
Известно, что скоринговые системы сокращают риск невыплат по кредитам на 15-40%. В расчет возьмем среднюю величину – 27,5 %. Как уже указывалось, согласно стратегическим планам ВТБ 24 (ЗАО) на 2011 год, потребительский кредитный портфель банка составит 130996,5 тыс. руб. Если предположить, что доля просроченных и безнадежных ссуд в кредитном портфеле банка не изменится и останется на уровне 2010 года, т.е. 1,3 % (без внедрения скоринговой системы), то в 2011 году величина просроченных и безнадежных ссуд банка составит:
Информация о работе Методы кредитования физических лиц в российских коммерческих банках