Методика анализа финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Финансовое состояние является ключевой характеристикой финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На этой характеристике пересекаются интересы всех лиц, так или иначе связанных с конкретным предприятием. Достижение целей собственников, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, государства невозможно без поддержания достаточно высокого уровня финансового положения хозяйствующего субъекта. То есть, приемлемый уровень финансового состояния служит необходимым, хотя, конечно, далеко и недостаточным условием реализации всего спектра целей деятельности каждого предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
1.1 Понятие финансового состояния, его значение, цели оценки и анализа 6
1.2 Основные направления анализа финансового состояния 10
1.3 Информационное обеспечение оценки и анализа финансового состояния 21
2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Основные принципы и последовательность проведения анализа финансового состояния предприятия 25
2.2 Оценка и анализ финансовой независимости 29
2.3 Оценка и анализ платежеспособности 47
2.4 Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности 62
2.5 Комплексная оценка финансового состояния 77
Заключение 83
Список литературы 86
Практическая часть 88

Файлы: 1 файл

Методика анализа финансового состояния предприятия.docx

— 236.39 Кб (Скачать)

 

                 Себестоимость реализованной продукции (с.020+с.030+с.040)

                форма № 2

      Кфо =

                Средняя стоимость основных фондов ((с.120нач.+с.120 конец):2) 

     Уровень коэффициента фондоотдачи показывает, в каком количестве денежных единиц реализованной продукции (оцененной  по себестоимости) воплотилась каждая стоимостная единица основных фондов предприятия за отчетный период.

  1. Производительность труда (трудоотдача) отражает эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии.

     Этот  показатель вычисляется как отношение  чистой выручки от реализации продукции  к среднесписочной численности, которую предприятия представляют в составе налоговой отчетности. 

                Выручка (нетто) от реализации продукции (с.010) форма№2

      Кпт =

                    Среднесписочная численность работников 

     Величина  этого коэффициента показывает, в  каком стоимостном объеме выразился  труд каждого работника предприятия  в отчетном периоде.

     Рост  показателей ресурсоотдачи, при прочих равных условиях, свидетельствует об укреплении финансовой устойчивости предприятия, поскольку этот рост выражается в высвобождении части ресурсов, в том числе и в денежной форме, и в уменьшении потребности в привлечении капитала для получения того же экономического и социального эффекта.

     Для измерения оборачиваемости тех  или иных видов средств рассчитывают следующие основные показатели:

  1. Коэффициент оборачиваемости авансированного капитала (коэффициент трансформации) в точности соответствует коэффициенту общей ресурсоотдачи.

     Интерпретация этого показателя будет аналогична: он измеряет, сколько раз за отчетный период был совершен полный цикл производства и обращения, и сколько денежных единиц реализованной продукции  принесла каждая стоимостная единица  вложенного в предприятие капитала.

     Коэффициенты  оборачиваемости рассчитываются не только в разах (сколько раз те или иные виды средств воплотились  в реализованной продукции), но и  в днях. Показатель оборачиваемости  в днях определяется путем деления  количества дней в отчетном периоде  на коэффициент оборачиваемости  в разах и отражает продолжительность  одного оборота той или иной группы средств в отчетном периоде.

  1. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает степень активности средств, вложенных в предприятие собственниками.

     Коэффициент оборачиваемости собственного капитала вычисляется как частное от деления  чистой выручки от реализации продукции  на среднюю за отчетный период величину собственных источников средств предприятия. 

             Выручка (нетто) от реализации продукции (с.010) форма №2

      Оск =

       Средняя величина собственного капитала ((с.490 нач.+с.490конец):2)

                      форма №1 

     Этот  же показатель можно выразить в днях – как продолжительность одного оборота собственного капитала компании. 

 

                     360

       Поск =

                       Одз 

     Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает, сколько раз собственные  средства предприятия воплотились  в стоимости реализованной продукции  за отчетный период.

     Если  значение этого показателя намного  превышает коэффициент оборачиваемости  всего авансированного капитала (то есть значительное превышение уровня реализации над вложенным собственным  капиталом), это говорит о повышении  роли заемных ресурсов в деятельности компании и, следовательно, о снижении её финансовой независимости.

  1. Коэффициент оборачиваемости средств в расчетах (коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности) показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода.

     Этот  коэффициент рассчитывается как  отношение чистой выручки от реализации продукции к средней за отчетный период величине дебиторской задолженности. 

             Выручка (нетто) от реализации продукции (с.010) форма №2

      Одз =

                        Средняя дебиторская задолженность

                    ((с.230+с.240)нач.+(с.230+с.240)конец):2) 

     Этот  же показатель, выраженный в днях, будет  равен: 

                       360

       Подз =

                      Одз

 

      В целом, чем выше оборачиваемость  дебиторской задолженности, тем  меньше средств связано в этой, далеко не самой ликвидной, статье баланса, тем более ликвидную структуру имеют оборотные активы и тем устойчивее финансовое положение предприятия.

     Оборачиваемость средств в расчетах полезно сравнить с уровнем оборачиваемости кредиторской задолженности.

  1. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает, сколько компании требуется совершить оборотов для оплаты выставленных ей счетов.

     Этот  коэффициент определяется как отношение  стоимости реализованной продукции  к средней за отчетный период величине кредиторской задолженности. Реализованная  продукция для расчета этого  коэффициента берется по себестоимости, что объясняется теми же соображениями, как и для коэффициента фондоотдачи. И в числителе и в знаменателе  коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности показана стоимость  использованных предприятием для производства продукции материалов, сырья, топлива, услуг, работ, труда и других ресурсов. Причем в знаменателе они всегда отражены по себестоимости, то есть по той цене, которое предприятие  уплатило за эти ресурсы их поставщикам. Поэтому и в числителе их величина должна быть приведена по себестоимости. В противном случае реальный уровень  оборачиваемости кредиторской задолженности  будет занижен или завышен. 

     Себестоимость реализованной продукции (с.020+с.030+с.040) ф.№2

      Окз=

     Средняя кредиторская задолженность ((с.620нач.+с.620конец):2) 

     или этот же показатель, выраженный в днях: 

 

                     360

       Покз =

                         Окз 

     Ускорение оборачиваемости кредиторской задолженности  снижает величину краткосрочных  обязательств предприятия, что, при прочих равных условиях, выражается в повышении уровня финансовой устойчивости. И напротив, замедление оборачиваемости кредиторской задолженности говорит о снижении платежеспособности организации.

     При такой динамике движения кредиторской задолженности особенно актуальным становится повышение оборачиваемости  средств в расчетах и товарно-материальных запасов, что должно привести к высвобождению из этих статей части денежных средств и таким образом к восстановлению нарушенного баланса ликвидности.

     Также полезно сопоставить уровни оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности, чтобы выяснить, насколько равноценные  условия кредитования, которые предлагает предприятие и его деловые  партнеры. С этой точки зрения замедление оборачиваемости кредиторской задолженности  может свидетельствовать о том, что предприятие более эффективно, чем его партнеры, использует возможность  привлечения бесплатных или очень  дешевых средств в свой оборот. Но при этом важно отслеживать, не нарушает ли предприятие срока оплаты счетов и не приводит ли рост величины кредиторской задолженности к ослаблению его финансовой устойчивости.

  1. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов измеряет, сколько раз за отчетный период запасы и затраты предприятия переносят свою стоимость на проданную продукцию и возвращаются в оборот предприятия в виде выручки от реализации.

     Коэффициент рассчитывается как частное от деления  себестоимости реализованной продукции  на среднюю за отчетный период стоимость  материально-производственных запасов. 

     Себестоимость реализованной продукции (с.020+с.030+с.040)ф.2

      Озз =

     Средняя стоимость запасов и затрат ((с.210нач.+с.210конец):2) 

     или, как продолжительность одного оборота  запасов и затрат: 

                      360

       Позз =

                         Озз 

     Замедление  оборачиваемости материально-производственных запасов означает рост иммобилизации  средств в наименее ликвидной  статье оборотных активов, что, при  прочих равных условиях, может быть причиной ухудшения платежеспособности предприятия.

     Оценка  положения на рынке ценных бумаг  производится для корпораций, выпускающих  и котирующих свои ценные бумаги на фондовых биржах. Для этой оценки применяются  следующие основные показатели.

  1. Доход на одну обыкновенную акцию, определяемый как отношение разности величины чистой прибыли и суммы дивидендов по привилегированным акциям к общему числу обыкновенных акций. Для расчета этого показателя, равно как и других параметров оценки положения компании на рынке ценных бумаг, привлекаются данные внутреннего управленческого учета эмитента и данные учета на фондовом рынке.
  2. Ценность акции, которая определяется как отношение рыночной цены (курса) акции к величине дохода на акцию.
  3. Рентабельность акции, рассчитываемая путем деления величины дивиденда на одну акцию на рыночную цену (курс) акции.
  4. Дивидендный выход, что есть частное от деления дивиденда на одну акцию на величину дохода на акцию.
  5. Коэффициент котировки акции, определяемый как отношение курса акции к её учетной цене.

     В целом, рост показателей оценки положения  компании на рынке ценных бумаг может  быть следствием повышения результативности её работы и должен рассматриваться  как положительный момент для  её финансового состояния. Однако это  не всегда может быть столь однозначно. Например, увеличение суммы дивидендов может быть вызвано не ростом рентабельности собственного капитала, а политикой  «задабривания» акционеров, когда компания старается во что бы то ни стало обеспечить обещанные высокие дивиденды. Так же рост курсовой стоимости акций может быть вовсе не связан с реальным положением дел на предприятии. Он может быть следствием биржевых спекуляций.

     Обобщая рассмотренные нами показатели результативности деятельности предприятия, заметим, что  для этих показателей, равно как  и для параметров финансовой устойчивости, не существует каких-либо строгих нормативов. Оценка приемлемости уровня того или  иного коэффициента всегда индивидуальна  для конкретного предприятия.

     Характеристики  финансовой устойчивости и результативности хозяйствования предприятия находятся  в тесной взаимосвязи между собой. Практикой финансового менеджмента  были разработаны жестко детерминированные  факторные модели, которые позволяют  количественно оценить степень  этой взаимосвязи. К числу наиболее известных из таких моделей относится  система факторного анализа фирмы  «Дюпон».

     Эта факторная модель предполагает разложение показателя рентабельности авансированного  капитала на следующие составляющие: 

 

       

     Формула демонстрирует, что рентабельность авансированного капитала предприятия  зависит от рентабельности реализации продукции и от достигнутого при  этом уровня оборачиваемости всего  имущества.

     Экономический смысл этой формулы таков: уровень  оборачиваемости средств мультиплицирует  величину чистой прибыли, получаемой предприятием в ходе каждого отдельного цикла  производства и реализации продукции. Поэтому для повышения результативности функционирования всего капитала компании финансовым службам необходимо регулировать одновременно два параметра: рентабельность реализации и оборачиваемость активов.

     Для показателя рентабельности собственного капитала формулу Дюпона можно представить  в развернутом виде: 

       

     Эта схема показывает, что рентабельность собственного капитала зависит от 3 факторов: рентабельности продаж, оборачиваемости  имущества и структуры капитала предприятия в части соотношения заемных и собственных средств. Кроме того, схема демонстрирует, что рост рентабельности вложенных собственниками средств может достигаться при одновременном росте рентабельности всего капитала предприятия и увеличении его финансовой зависимости. Отсюда можно сделать вывод, что рост показателя рентабельности собственного капитала не всегда говорит о положительной тенденции для укрепления финансового состояния предприятия. Этот рост может сопровождаться и ухудшением финансовой устойчивости.

Информация о работе Методика анализа финансового состояния предприятия