Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью работы обусловлена необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы либерализации международной торговли, рассмотреть типы и инструменты внешнеторговой политики государства;
2. На основе трудов ученых-экономистов изучить влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства;
3. Проследить современные тенденции развития международных торговых отношений;
4. Классифицировать страны мира по степени либерализации внешней торговли;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы либерализации международной торговли
Понятие и формы международной торговли………………………………..5
Внешнеторговая политика государства: типы и инструменты…………...11
Влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства…………….……………………………………………………...17
Глава 2. Анализ влияния либерализации внешней торговли на развитие групп стран
2.1. Современные тенденции развития международных торговых отношений………………………………………………………………………..21
2.2. Классификация стран мира по степени либерализации внешней торговли…………………………………………………………………………..25
2.3. Построение модели влияния либерализации внешней торговли на ИРЧП и Глобальный индекс конкурентоспособности групп стран …………………………………………………………………………………….36
Глава 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Характеристика внешнеторговой политики РФ…………………………..48
3.2 Рекомендации по формированию внешнеторговой политики РФ в условиях либерализации международной торговли…………………………..62
Заключение………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………72
Четвертое - определение приоритета в географии внешней торговли.
В конечном итоге, предложенные направления внешнеторговой политики и соответствующие им мероприятия будут способствовать развитию производственной базы РФ, развитию научно-технического потенциала, развитию экономики страны, в том числе, развитию внешней торговли, повысят конкурентоспособность готовой отечественной продукции, сократят зависимость российской экономики от экспорта сырья, а следовательно - сократят возможность России в условиях либерализации международной торговли остаться сырьевым придатком развитых экономик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международная торговля – это система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира; является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
Для защиты своих интересов правительство каждой страны старается совершить определенные действия, то есть проводит определенную внешнеторговую политику. Под внешнеторговой политикой понимается система правил, регламентирующих внешнюю торговлю.
Существуют два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от импорта иностранной продукции, при которой вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными; и политика свободной торговли – это политика невмешательства государства в международную торговлю, при которой эта торговля осуществляется в соответствии с МРТ и теорией сравнительного преимущества.
Среди методов внешнеторговой политики принято выделять тарифные и нетарифные. Тарифные методы оказывают прямое воздействие на конечную цену товара для потребителя на конкретном рынке. К нетарифным инструментам относятся таможенная пошлина и таможенный тариф. Нетарифные методы охватывают все действия кроме пошлин, которые воздействуют на характер внешнеторговой деятельности. Они включают как связанные с торговлей ограничения, так и правительственное вмешательство на внутренних рынках через налоги, субсидии и бюрократические инструкции. Основная категория нетарифных внешнеторговых барьеров - количественные ограничения.
Либерализация является одним из двух основных направлений внешнеторговой политики, подразумевающим невмешательство государства в международную торговлю, устранение тарифных и нетарифных барьеров.
В рамках данной работы была предложена классификация стран в зависимости от их степени либерализации внешней торговли, в результате которой выделились следующие группы:
I группа. В данную группу вошли страны с низкой степенью либерализации внешней торговли (с высоким уровнем внешнеторговых ограничений и низкой степенью вовлеченности в международную торговлю). Это преимущественно развивающиеся страны, являющиеся основными поставщиками сырья на мировом рынке, такие как Россия, Бразилия, Индия, Аргентина, Казахстан.
II группа. В эту группу вошли страны, имеющие высокую степень либерализации внешней торговли (с высокой степенью вовлеченности в международную торговлю и низким уровнем тарифных и нетарифных ограничений). Это страны, имеющие преимущественно свободные экономики и высокий уровень экономического развития, такие как Финляндия, Гонконг, Швеция, Швейцария, Япония, США и Германия.
III группа. В третью группу вошли страны с умеренной степенью либерализации внешней торговли, имеющие умеренно свободные экономики и высокий уровень экономического развития и жизни населения, такие как Словакия, Словения, Испания, Малайзия, Греция, Чехия.
Для оценки влияние либерализации внешней торговли на развитие групп стран в рамках данного исследования были построены модели влияния либерализации внешней торговли на ИРЧП и Глобальный индекс конкурентоспособности. В результате проверки данных моделей выявилось, достоверной является лишь модель, результирующим показателем в которой выступает Глобальный индекс конкурентоспособности. Поэтому при оценке влияния степени открытости торговли страны на ее социально-экономическое развитие использовалась именно эта модель.
Согласно результатам
корреляционно-регрессионного анализа,
конкурентоспособность стран
Согласно результатам кластеризации и корреляционно-регрессионного анализа, социально-экономическое развитие России, в данном исследовании оцениваемое значением глобального индекса конкурентоспособности, напрямую зависит от степени вовлеченности страны в международную торговлю. По мнению автора, данная закономерность и должна определять дальнейшее направление внешнеторговой политики РФ.
Внешнеторговая политика РФ претерпевает значительные реформы, начиная с 1992 г. Они осуществляются на основе последовательной либерализации внешнеэкономической деятельности. В результате реформ окончательно ликвидирована монополия государства на осуществление внешнеэкономических и валютных операций, характерная для стран с централизованной системой планирования и управления. Подавляющая часть внешнеэкономических операций в настоящее время осуществляется негосударственными фирмами. На смену всеобъемлющему государственному контролю за экспортно-импортными и валютными операциями пришла система государственного регулирования внешнеэкономических отношений, в рамках которой предприятия и фирмы, участвующие во внешнеэкономической деятельности пользуются большой свободой. Осуществленные реформы отразились на показателях внешней торговли страны. Одним из следствий реформ является увеличение доли экспорта в товарообороте России, сокращение зависимости от импорта. В период с начала 1990-х по 2009 гг. наблюдается увеличение внешнеторгового оборота России, прослеживается тенденция большего вовлечения страны в международную торговлю, основной причиной чего является сокращение внешнеторговых барьеров, т.е. усиление открытости российской экономики. Происходит это, в основном, за счет увеличения доли сырья в российском экспорте, что не является эффективным для социально-экономического развития страны. Для достижения более положительных результатов от увеличения степени вовлеченности страны в международную торговлю необходима эффективная внешнеторговая политика, учитывающая все особенности государства. В рамках формирования внешнеторговой политики государства решается вопрос о вступлении России в ВТО, что в целом считается стратегически выгодным для нашей страны.
Современное состояние
экономики России требует нового
подхода к организации
В конечном итоге, предложенные направления внешнеторговой политики и соответствующие им мероприятия будут способствовать развитию производственной базы РФ, развитию научно-технического потенциала, развитию экономики страны, в том числе, развитию внешней торговли, повысят конкурентоспособность готовой отечественной продукции, сократят зависимость российской экономики от экспорта сырья, а следовательно - сократят возможность России в условиях либерализации международной торговли остаться сырьевым придатком развитых экономик.
Список литературы