Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью работы обусловлена необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы либерализации международной торговли, рассмотреть типы и инструменты внешнеторговой политики государства;
2. На основе трудов ученых-экономистов изучить влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства;
3. Проследить современные тенденции развития международных торговых отношений;
4. Классифицировать страны мира по степени либерализации внешней торговли;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы либерализации международной торговли
Понятие и формы международной торговли………………………………..5
Внешнеторговая политика государства: типы и инструменты…………...11
Влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства…………….……………………………………………………...17
Глава 2. Анализ влияния либерализации внешней торговли на развитие групп стран
2.1. Современные тенденции развития международных торговых отношений………………………………………………………………………..21
2.2. Классификация стран мира по степени либерализации внешней торговли…………………………………………………………………………..25
2.3. Построение модели влияния либерализации внешней торговли на ИРЧП и Глобальный индекс конкурентоспособности групп стран …………………………………………………………………………………….36
Глава 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Характеристика внешнеторговой политики РФ…………………………..48
3.2 Рекомендации по формированию внешнеторговой политики РФ в условиях либерализации международной торговли…………………………..62
Заключение………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………72
Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.
Классификация форм международной торговли представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Формы международной торговли [11]
Поясним каждую из форм международной торговли, представленных в классификации.
Обычная международная
торговля предполагает осуществ
Дискриминационная международная торговля подразумевает введение ограничений государством на экспортно-импортные операции.
Преференциальная
Традиционная международная торговля – это экспорт-импорт товаров и услуг.
Торговля с кооперацией – это торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений.
Компенсационная (встречная) международная торговля включает в себя бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе. [5]
Таким образом, на современном этапе международная торговля представляет собой взаимовыгодную торговлю стран товарами и услугами, подразумевающую движение факторов производства: труда, земли, капитала, знаний и технологий, информации и предпринимательской способности при наличии тенденции возрастания доли последних.
1.2 Внешнеторговая политика: типы и инструменты
Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, то есть проводит определенную внешнеторговую политику. В данном пункте настоящей работы мы рассмотрим основные теоретические моменты, касающиеся внешнеторговой политики.
Под внешнеторговой политикой понимается система правил, регламентирующих внешнюю торговлю. Также можно определить внешнеторговую политику как целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основными целями внешнеторговой политики являются:
-изменение степени
и способа включения данной
страны в международное
-изменение объема экспорта и импорта;
-изменение структуры внешней торговли;
-обеспечение страны необходимыми ресурсами;
-изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Некоторые цели имеют долговременный характер, например, изменение степени и способа включения данной страны в МРТ. Другие же цели могут быть достигнуты в более короткие промежутки времени, например, изменение объема экспорта и импорта.
Существуют два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм – политика, направленная на защиту отечественной экономики от импорта иностранной продукции, при которой вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными;
политика свободной торговли – это политика невмешательства государства в международную торговлю, при которой эта торговля осуществляется в соответствии с МРТ и теорией сравнительного преимущества. [4; c.453]
Рассмотрим инструменты внешнеторговой политики. В мировой практике принято выделять тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Тарифные методы оказывают прямое воздействие на конечную цену товара для потребителя на конкретном рынке. К нетарифным инструментам относятся таможенная пошлина и таможенный тариф. Существуют следующие виды пошлин:
специфическая пошлина – фиксированная сумма налога с единицы ввозимого/вывозимого товара;
стоимостная пошлина – налог, рассчитываемый как процент от стоимости ввозимого/вывозимого товара.
По объекту налогообложения различают таможенную (на импорт) и экспортную пошлины.
На практике, в основном, используются стоимостные пошлины. Они легко рассчитываются, учитывают разницу в стоимости товаров, сходных по качеству. Влияние стоимостной пошлины на цену ввозимых товаров достаточно легко учесть. Кроме того, ставки пошлин по разным товарам могут быть напрямую сопоставлены, т.к. выражаются в процентах. Этот аспект очень важен при проведении переговоров стран о снижении внешнеторговых барьеров.
Набор импортируемых страной товаров может включать тысячи пунктов. С точки зрения прикладного анализа часто требуется расчет средневзвешенной ставки пошлины. Идеальным мог бы быть подход, предполагающий использование в качестве весов долей отдельных товаров в общем импорте страны при свободной торговле. Однако эти величины ненаблюдаемы. Поэтому на практике используются другие методы. Некоторые из них:
Таможенные тарифы классифицируются по нескольким критериям.
- экспортный;
- импортный;
- транзитный;
2. по способу установления:
- адвалорный;
- специфический;
- комбинированный;
- альтернативный;
3. в зависимости т страны происхождения:
- максимальный;
- минимальный;
- преференциальный;
4. по характеру установления:
- автономный;
- конвенционный;
5. по направлению действия:
- преференциальный;
- сезонный;
- дискриминационный.
Другим инструментом внешнеторговой политики являются нетарифные внешнеторговые барьеры. Они охватывают все действия кроме пошлин, которые воздействуют на характер внешнеторговой деятельности. Они включают как связанные с торговлей ограничения, так и правительственное вмешательство на внутренних рынках через налоги, субсидии и бюрократические инструкции.
Основная категория нетарифных внешнеторговых барьеров - количественные ограничения. Самая распространенная форма - импортная (экспортная) квота. Квота устанавливает предел на количество товаров, которое может быть импортировано (экспортировано) за определенный период. Чтобы гарантировать выполнение квоты, вводится система лицензирования. Лицензия на импорт (экспорт) разрешает держателю лицензии ввезти (вывезти) указанное количество товара.
Добровольное ограничение экспорта предполагает, что экспортирующая страна соглашается ограничить свой экспорт по требованию страны-импортера. Это ограничение может осуществляться через введение экспортной квоты или, например, через ценовое соглашение, в котором страна-экспортер обязуется не понижать свою экспортную цену (или поднять ее до уровня страны-импортера).
Следующий вид нетарифных внешнеторговых барьеров – это обязательные требования. Он предполагает установление обязательных требований к иностранным производителям, которые могут и не относиться к отечественным компаниям. Например, требование о том, чтобы некоторая минимальная доля от добавленной стоимости изделия была произведена из отечественных факторов производства. Цель такой политики - повышение внутренней занятости и дохода. Обязательные требования могут состоять в том, чтобы некоторые (или все) производственные мощности иностранных компаний были расположены в стране-импортере. Такой регулирующий инструмент способствует передаче опыта работы, знаний и навыков от иностранных компаний к отечественной рабочей силе. Обязательные требования по отношению к иностранным компаниям, производящим товары на территории другой страны, могут состоять в обязательной поставке на экспорт некоторого процента произведенной продукции.
Политика государственных услуг - другой важный класс нетарифных внешнеторговых барьеров. Правительство может запретить пользование иностранными услугами напрямую (например, американские государственные служащие, совершая официальные поездки, должны лететь на американских грузовых самолетах) или просто сделать получение иностранных услуг более трудным. Например, иностранным фирмам можно позволить участвовать в правительственных проектах, но только на специальных условиях. Воздействие подобных действий на характер внешней торговли до конца не выяснено.
Использование нетарифных внешнеторговых барьеров осложнено тем, что их ограничивающее влияние на внешнеторговые потоки трудно оценить количественно. Не имея точных оценок, странам сложно прийти к согласию относительно той или иной внешнеторговой политики. При проведении прикладного анализа исследователи также сталкиваются с этой проблемой.
Другой инструмент внешнеторговой политики – это поддержание экспорта.
Это направление внешнеторговой политики включает непосредственное субсидирование экспорта и другие виды программ поддержки отечественных экспортеров. Как и в случае нетарифных внешнеторговых барьеров, подобные меры зачастую непрозрачны и не поддаются точной количественной оценке, что становится источником трении при международных переговорах.
Три наиболее часто используемых
программы поддержки
Субсидирование страхования экспорта означает, что отечественное правительство оплачивает часть или полную стоимость страхового взноса при страховании экспортируемых товаров. С точки зрения компании-экспортера эта мера воспринимается как бесплатное устранение источника неопределенности. Субсидированное кредитование продавца – это ссуды, которые правительство предоставляет частному сектору, на более благоприятных условиях, чем те, что сложились на рынке частного капитала. Такая мера уменьшает предельные издержки экспортера. Напротив, субсидированное кредитование покупателя направлено на создание благоприятных условий финансирования для иностранного импортера. Эта мера повышает спрос на отечественный экспорт.
Таким образом, среди инструментов внешнеторговой политики государства выделяют налоги (пошлины), субсидии, количественные ограничения (квоты), а так же различные законодательно установленные институциональные барьеры, оказывающие влияние на характер и специфику международного движения товаров.
1.3 Влияние либерализации
международной торговли на
Либерализация является одним из двух основных направлений внешнеторговой политики, подразумевающим невмешательство государства в международную торговлю, при которой эта торговля осуществляется в соответствии с МРТ и теорией сравнительного преимущества. Данное направление подразумевает устранение тарифных и нетарифных барьеров, что, в свою очередь, способствует экономическому росту страны. По большей части, это происходит благодаря принятию международных стандартов Всемирной торговой организации (далее - ВТО), Всемирной таможенной организации и других международных организаций. Предприниматели извлекают выгоду из упрощенных торговых политик и сокращенных торговых барьеров. В итоге, сокращение тарифов и технических барьеров в торговле приводит к повышению конкурентоспособности предприятий на региональных и международных рынках. Одним из этапов либерализации международной торговли принято считать вступление в страны в ВТО. Несомненно, данный шаг окажет важное влияние на многие аспекты экономики страны. Для того, чтобы выяснить, как это повлияет на ее различные отрасли, на доходы домохозяйств и на малообеспеченных граждан, во второй главе будет проведен анализ влияния либерализации международной торговли на экономику стран. Для осуществления анализа будут проведены количественные измерения уровня рыночных ограничений, что позволяет оценить, какой объем торговли был бы возможен при отсутствии барьеров, и сравнить этот уровень с реальным объемом торговли. Барьеры измеряются либо в виде разности (разница между актуальным и потенциальным уровнем торговли), либо с использованием дамми-переменных.
До проведения собственного анализа влияния либерализации международной торговли, пользуясь опытом экономистов, проводивших подобные исследования, можно выдвинуть следующие гипотезы.
Либерализация международной торговли является неоспоримым двигателем роста и развития национальных экономик, позволяет странам получить немалые экономические выгоды. Данные выгоды будут получены за счет: увеличения прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ), производимых многонациональными поставщиками услуг благодаря принятым обязательствам по либерализации сферы услуг для иностранных инвесторов; повышения производительности благодаря притоку импортных технологий в результате снижения тарифных барьеров; улучшения режима в отношении национальных экспортеров при рассмотрении случаев антидемпинга.
Подавляющее большинство домохозяйств получит выгоду от либерализации торговли. Малообеспеченные хозяйства получат, по меньшей мере, такую же выгоду, что и среднее домохозяйство. Ожидается, что сельские домохозяйства выиграют несколько меньше, чем среднее городское домохозяйство, а работники, скорее всего, получат больше выгод, чем владельцы капитала. Домохозяйства, зависящие от доходов на капитал в отраслях, где усилится конкуренция, могут выиграть, если их компании будут привлекательны как партнеры в совместных предприятиях, но они, скорее всего, проиграют, если их компании не будут привлекательны для иностранных инвесторов.