Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью работы обусловлена необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы либерализации международной торговли, рассмотреть типы и инструменты внешнеторговой политики государства;
2. На основе трудов ученых-экономистов изучить влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства;
3. Проследить современные тенденции развития международных торговых отношений;
4. Классифицировать страны мира по степени либерализации внешней торговли;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы либерализации международной торговли
Понятие и формы международной торговли………………………………..5
Внешнеторговая политика государства: типы и инструменты…………...11
Влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства…………….……………………………………………………...17
Глава 2. Анализ влияния либерализации внешней торговли на развитие групп стран
2.1. Современные тенденции развития международных торговых отношений………………………………………………………………………..21
2.2. Классификация стран мира по степени либерализации внешней торговли…………………………………………………………………………..25
2.3. Построение модели влияния либерализации внешней торговли на ИРЧП и Глобальный индекс конкурентоспособности групп стран …………………………………………………………………………………….36
Глава 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Характеристика внешнеторговой политики РФ…………………………..48
3.2 Рекомендации по формированию внешнеторговой политики РФ в условиях либерализации международной торговли…………………………..62
Заключение………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………72
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы либерализации международной торговли
Глава 2. Анализ влияния либерализации внешней торговли на развитие групп стран
2.1. Современные тенденции
2.2. Классификация стран мира
по степени либерализации
2.3. Построение модели
влияния либерализации внешней
торговли на ИРЧП и Глобальный
индекс конкурентоспособности
Глава 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Характеристика внешнеторговой политики РФ…………………………..48
3.2 Рекомендации по
формированию внешнеторговой
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
На современном этапе развития международных отношений имеет место тенденция либерализации международной торговли. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем, касающихся данного процесса, одна из основных – нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.
Российская экономика, являясь частью мировой системы, также претерпевает значительные изменения, начавшиеся с реформами 1990-х гг. Уже на протяжении 17 лет обсуждается вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию, об увеличении степени открытости российской экономики. Возникает множество вопросов о том, чего стоит ожидать от дальнейшей либерализации внешней торговли страны и каким образом данные реформы отразятся на уровне ее социально-экономического развития, что обуславливает актуальность данного исследования.
Цель работы – предложить рекомендации
по снижению негативного влияния
либерализации международной
Целью работы обусловлена
необходимость решения
1. Изучить теоретические основы либерализации международной торговли, рассмотреть типы и инструменты внешнеторговой политики государства;
2. На основе трудов ученых-экономистов изучить влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства;
3. Проследить современные
тенденции развития
4. Классифицировать страны мира
по степени либерализации
5. Проанализировать влияние
6. Проанализировать
Объектом исследования является международная
торговля 80 стран мира. Предметом
исследования выступает процесс
влияния либерализации
Теоретическую основу работы составили
труды таких ученых-
Эмпирической базой исследования выступили данные официальных сайтов МВФ, Юнктад, ВТО, ФСГС, World Bank.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие и формы международной торговли
Международная торговля – это система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира [21]; является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.
История международной торговли насчитывает тысячи лет. С соседними племенами торговали древние египтяне - жители первого в мире государства - еще пять тысяч лет назад, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия. В это же время жившие на территории современной России племена уже обменивались товарами с соседними и даже отдаленными от них регионами мира. Так, медные и бронзовые изделия с Кавказа и Южного Урала и Сибири расходились по всей Евразии, переправляясь одним племенем другому.
К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью собственными и приобретенными в других странах товарами, но и оказывали услуги, перевозя чужие грузы и иноземных пассажиров.
Особенно большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение в новое время рыночных отношений, великие географические открытия XV – XVII вв., появление в XIX в. машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.
В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг, т. е. совокупность национальных рынков товаров и услуг (если использовать широкое определение). Согласно узкому определению, это совокупность только тех товаров и услуг, которые продаются и покупаются на внешнем рынке. К ним часто применяется термин «торгуемые товары и услуги», т. е. участвующие в международной торговле. Остальные обозначаются термином «неторгуемые товары и услуги». [9; c.32]
Хотя на мировом рынке доминировали товары, одновременно широко продавались и некоторые виды услуг – фрахтовые, банковские, биржевые.
Одновременно в мире усваивалось движение почти всех факторов производства – капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологий.
Потоки факторов производства первоначально шли в одном направлении – из небольшой группы наиболее развитых стран во все остальные, менее развитые страны. Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активное участие стали принимать и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным.
Понятие международной торговли, ее сущность, причины ее существования можно рассматривать с нескольких позиций.
Меркантилисты рассматривали международную торговлю как способ привлечь золото в страну, причем экономически оправданным считали только экспорт, так как привлечение золота в страну, по их мнению, способствует экономическому росту, занятости и процветанию страны. Представители данного течения были уверены в идее о том, что экономическая выгода одних участников товарообменной сделки оборачивается экономическим ущербом для других.
Создатель другой школы, Адам Смит, доказал, что импорт товаров и услуг также полезен для страны, а именно, «стране целесообразно импортировать те товары и услуги, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, то есть имеются абсолютные преимущества». [9; c.39] Теория абсолютных преимуществ демонстрирует преимущества международной торговли для всех ее участников – как для импортеров, так и для экспортеров, но не оставляет в международной торговле места тем странам, у которых все товары производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами.
Теория сравнительных преимуществ, разработанная Давидом Рикардо, доказывает, что международная торговля – процесс, выгодный всем странам, хотя одним может давать меньше выгоды, чем другим. При этом рекомендуется стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару.
На вопрос, почему сложились сравнительные преимущества, отвечает теория соотношения факторов производства. Ее представители Эли Хекшер и Бертиль Олин рассматривали международную торговлю с точки зрения движения таких факторов производства как труд и капитал. Согласно их теории, «страна экспортирует те товары, выпуск которых базируется на избыточных для нее факторах производства, и импортирует товары, для выпуска которых она хуже наделена факторами производства». [9; c.41]
Почему же тогда существует
международная торговля между странами,
одинаково наделенными факторам
Английский экономист Белла Баласса в свою очередь обратил внимание «не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географическую близость их пограничных регионов, несовпадение сельскохозяйственных сезонов». [9; c.44]
Таким образом, в процессе развития международной торговли менялся и подход к ее определению. На современном этапе ее развития можно выделить следующие основные тенденции:
1.Глобализация международной
торговли. Эта тенденция проявляется
в формировании глобального
- интеграция;
- рост темпов международной торговли и международного движения капитала;
- транснационализация
и корпоративность мирового
- дальнейшая унификация правил и норм международной торговли.
2. Возрастание роли
научно-технического прогресса
3. Доминирующая роль информационного продукта. Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде.
Следует отметить, что
рассмотренные основные тенденции
современной международной
Наряду с вышеперечисленными основными тенденциями, в международной торговле в современных условиях можно выделить еще целый ряд тенденций, таких как:
возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона; уменьшение доминирующей роли США в международной торговле (в 2001 году удельный вес в мировом экспорте товаров и услуг составлял 11,9 и 18,1% , то в 2003 году – 9,7 и 16% соответственно; в то время, как удельный вес Германии в 2001 году – 9,3 и 5,5% и в 2003 году – 10,0 и 6,3%); возрастание роли экологических аспектов продукции мирового товарооборота; быстрый рост торговли между развивающимися странами (экспортная экспансия НИС); рост объемов рынка услуг, особенно в экспорте индустриальных стран; увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами и т.д. [11]