Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью работы обусловлена необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы либерализации международной торговли, рассмотреть типы и инструменты внешнеторговой политики государства;
2. На основе трудов ученых-экономистов изучить влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства;
3. Проследить современные тенденции развития международных торговых отношений;
4. Классифицировать страны мира по степени либерализации внешней торговли;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы либерализации международной торговли
Понятие и формы международной торговли………………………………..5
Внешнеторговая политика государства: типы и инструменты…………...11
Влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства…………….……………………………………………………...17
Глава 2. Анализ влияния либерализации внешней торговли на развитие групп стран
2.1. Современные тенденции развития международных торговых отношений………………………………………………………………………..21
2.2. Классификация стран мира по степени либерализации внешней торговли…………………………………………………………………………..25
2.3. Построение модели влияния либерализации внешней торговли на ИРЧП и Глобальный индекс конкурентоспособности групп стран …………………………………………………………………………………….36
Глава 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Характеристика внешнеторговой политики РФ…………………………..48
3.2 Рекомендации по формированию внешнеторговой политики РФ в условиях либерализации международной торговли…………………………..62
Заключение………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………72
Источник: расчеты автора
Из таблицы 2.12 выводятся коэффициенты регрессии b и смещение по оси ординат a под именем «константа». Таким образом, уравнение множественной регрессии для стран, относящихся к первому кластеру, выглядит следующим образом:
Y1 = -0,011X1 + 0,568X2 + 0,13X3 + 0,072.
Для интерпретации направления
связи между переменными
Именно в рассматриваемом кластере, получив данное уравнение, мы видим, что при увеличении индекса GETI на 1%, индекс ИРЧП увеличится на 0,13%. При увеличении прироста внешнеторговой квоты на 1%, ИРЧП вырастит на 0,568%. И соответственно при увеличении индекса TRI на 1%, индекс ИРЧП снизится на 0,011%.
Таким образом, можно сделать вывод, что к первому кластеру относятся страны, где индекс GETI и прирост внешнеторговой квоты находятся в прямо пропорциональной связи с индексом ИРЧП, а индекс TRI - в обратно пропорциональной связи с результирующим показателем.
Результаты регрессионной статистики для стран из 2-го кластера представлены в приложении Г.
Ниже представлено уравнение регрессии, построенное для второй группы стран:
Y1 = 1,672X1 - 0,269X2 + 0,874X3 + 0,566.
Из уравнения видно, что при увеличении индекса GETI на 1%, индекс ИРЧП увеличится на 0,874%. При увеличении прироста внешнеторговой квоты на 1%, ИРЧП сократится на 0,269%. И соответственно при увеличении индекса TRI на 1%, индекс ИРЧП увеличится на 1,672%.
Таким образом, можно сделать вывод, что ко второму кластеру относятся страны, где индексы GETI и TRI находятся в прямо пропорциональной связи с индексом ИРЧП, а прирост внешнеторговой квоты - в обратно пропорциональной связи с результирующим показателем.
Результаты регрессионной статистики для стран из 3-го кластера представлены в приложении Д.
Уравнение регрессии для третьей группы стран имеет вид:
Y1 = -0,357X1 +0,035X2 + 0,208X3 - 0,107
При увеличении индекса GETI на 1%, индекс ИРЧП увеличится на 0,107%. При увеличении прироста внешнеторговой квоты на 1%, ИРЧП увеличится на 0,035%. И соответственно при увеличении индекса TRI на 1%, индекс ИРЧП сократится на 1,357%.
Таким образом, можно сделать вывод, что к третьему кластеру относятся страны, где индекс GETI и прирост внешнеторговой квоты находятся в прямо пропорциональной связи с индексом ИРЧП, а индекс TRI - в обратно пропорциональной связи с результирующим показателем.
Согласно результатам корреляционно-регрессионного анализа, развитие человеческого потенциала стран первой группы в большей степени зависит от величины прироста внешнеторговой квоты, в меньшей – от степени вовлеченности страны в международную торговлю. На развитие человеческого потенциала стран, отнесенных ко второму кластеру, оказывает значительное влияние уровень внешнеторговых ограничений. Уровень тарифных и нетарифных ограничений также является значимой для развития человеческого потенциала стран третьей группы.
Далее приведем результаты
регрессионного анализа, результирующим
показателем в котором
Результаты регрессионной статистики для стран из 1-го кластера представлены в таблице 2.13
Таблица 2.13 - Регрессионная статистика
Модель |
Множественный R |
R-квадрат |
Скорректированный R-квадрат |
Стд. ошибка оценки |
Дарбин-Ватсон |
1 |
0,507a |
0,257 |
0,172 |
0,28316 |
1,960 |
Источник: расчеты автора
Из таблицы видно, что R-квадрат равен 0,257, значит изменчивость значений переменной Y около линии регрессии составляет 1- 0,257=0,743.
Коэффициент множественной корреляции равен 0,507. Это положительная величина, принимающая значения между 0 и 1.
Коэффициент Дарбина-Ватсона составил 1,960. Так как его значение лежит в диапазоне от 0 до 4, то это является удовлетворительным значением коэффициента и означает, что автокорреляция отсутствует.
Для расчета меры определенности проведен дисперсионный анализ, результаты которого представлены в таблице 2.14
Модель |
Сумма квадратов |
df |
Средний квадрат |
Фишер |
Знч. Фишера | |
1 |
Регрессия |
0,722 |
3 |
0,241 |
3,002 |
0,049a |
Остаток |
2,085 |
26 |
0,080 |
|||
Всего |
2,807 |
29 |
Источник: расчеты автора
Мера определенности лежит в диапазоне от 0 до 1 и равна
0,722 / 2,807= 0,257
Значение Фишера равно 0,049 и вписывается в интервал не >0,05, следовательно – мультиколлинеарность отсутствует.
Коэффициенты необходимые для построения уравнения регрессии, рассчитаны в таблице 2.15
Таблица 2.15 - Коэффициенты множественной регрессии
Модель |
Нестандартизованные коэффициенты |
Стандартизованные коэффициенты |
t |
Знч. | ||
B |
Стд. Ошибка |
Бета | ||||
1 |
(Константа) |
1,534 |
0,789 |
1,944 |
0,063 | |
X3 |
0,606 |
0,203 |
0,554 |
2,990 |
0,006 | |
X2 |
0,240 |
1,150 |
0,036 |
0,208 |
0,837 | |
X1 |
0,605 |
0,493 |
0,225 |
1,228 |
0,230 |
Источник: расчеты автора
Уравнение множественной регрессии для стран, относящихся к первому кластеру, выглядит следующим образом:
Y2 = 0,605X1 + 0,240X2 + 0,606X3 + 1,534.
При увеличении индекса GETI на 1%, глобальный индекс конкурентоспособности увеличится на 0,606%. При увеличении прироста внешнеторговой квоты на 1%, глобальный индекс конкурентоспособности увеличится на 0,240%. И соответственно при увеличении индекса TRI на 1%, глобальный индекс конкурентоспособности увеличится на 0,605%.
Таким образом, можно
сделать вывод, что ко второму
кластеру относятся страны, все факторы
находятся в прямо
Результаты регрессионной статистики для стран, вошедших во 2-й кластер, представлены в приложении Е.
Уравнение регрессии для второй группы стран имеет вид:
Y2 = 1,672X1 - 0,269X2 + 0,874X3 + 0,566.
Это значит, что при увеличении индекса GETI на 1%, глобальный индекс конкурентоспособности увеличится на 0,874%. При увеличении прироста внешнеторговой квоты на 1%, глобальный индекс конкурентоспособности сократится на 0,269%. И соответственно при увеличении индекса TRI на 1%, глобальный индекс конкурентоспособности увеличится на 1,672%.
Таким образом, можно сделать вывод, что ко второму кластеру относятся страны, где индексы GETI и TRI находятся в прямо пропорциональной связи с глобальным индексом конкурентоспособности, а прирост внешнеторговой квоты - в обратно пропорциональной связи с результирующим показателем.
Результаты регрессионной статистики для стран из 3-го кластера представлены в приложении Ж.
Ниже представлено уравнение регрессии для третьей группы стран:
Y2 = 0,247X1 +1,115X2 + 0,402X3 +2,409.
Из уравнения видно, что при увеличении индекса GETI на 1%, глобальный индекс конкурентоспособности увеличится на 0,402%. При увеличении прироста внешнеторговой квоты на 1%, глобальный индекс конкурентоспособности увеличится на 1,115%. И соответственно при увеличении индекса TRI на 1%, глобальный индекс конкурентоспособности вырастет на 0,247%.
Таким образом, можно сделать вывод, что к третьему кластеру относятся страны, где все факторы находятся в прямо пропорциональной связи с глобальным индексом конкурентоспособности.
Согласно результатам корреляционно-регрессионного анализа, конкурентоспособность стран первой группы в большей степени зависит от степени вовлеченности страны в международную торговлю. На конкурентоспособность стран, отнесенных ко второму кластеру, оказывает значительное влияние, уровень тарифных и нетарифных ограничений торговли. На конкурентоспособность стран третьей группы значительное влияние оказывает прирост внешнеторговой квоты с 2000 по 2009 гг.
Для того, чтобы удостовериться в построенных моделей, была проведена их проверка на достоверность. Данные проверки представлены в приложении И. В результате проверки выяснено, что модель, результирующим показателем в которой выступает ИРЧП, не является достоверной (отклонение значений модели от фактических превышает 5%) и не может использоваться при оценке влияния степени открытости торговли страны на ее социально-экономическое развитие. Значения модели Y2, в качестве показателя уровня социально-экономического развития страны в которой использовался глобальный индекс конкурентоспособности, имеют допустимое отклонение от фактических. Это значит, что данная модель справедливо была использована в настоящем исследовании.
Глава 3. Оценка влияния либерализации международной торговли на социально-экономическое развитие РФ
3.1 Характеристика внешнеторговой политики РФ
Реформирование внешних экономических связей России выступает неотъемлемой частью рыночных реформ, проводимых в стране, начиная с 1992 г. Оно осуществляется на основе последовательной либерализации внешнеэкономической деятельности. В результате окончательно ликвидирована монополия государства на осуществление внешнеэкономических и валютных операций, характерная для стран с централизованной системой планирования и управления. Подавляющая часть внешнеэкономических операций в настоящее время осуществляется негосударственными фирмами. На смену всеобъемлющему государственному контролю за экспортно-импортными и валютными операциями пришла система государственного регулирования внешнеэкономических отношений, в рамках которой предприятия и фирмы, участвующие во внешнеэкономической деятельности пользуются большой свободой.
В целом либерализация в России проходила в несколько этапов. На первом этапе (конец 1991 - первая половина 1992 г.) меры по либерализации включали:
- снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жёстких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);
- частичную либерализацию валютного курса (при установлении особого курса для расчётов с бюджетом и сохранении дотаций по критическому импорту);
- отмену любых ограничений на импорт. [12; c.193]
Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности. Осуществляемое административным путём установление верхних пределов экспорта топлива и сырья в условиях, когда внутренние цены на них были значительно ниже мировых, явилось вынужденной мерой, т.к. снятие ограничений тогда могло привести к катастрофическому опустошению внутреннего рынка.
На втором этапе (второе полугодие 1992г.) был полностью либерализован валютный курс, введён импортный тариф. Первая из этих мер была направлена на прекращение скрытого субсидирования импорта в ущерб отечественным производителям, вторая - на обеспечения защиты последних от усилившейся конкуренции импортных товаров. Для ужесточения контроля за экспортом сырьевых товаров был введён институт спецэкспортёров стратегических товаров.
В целях создания валютного рынка в России с 1июня 1992г. была установлена обязательная продажа экспортёрами 50% валютной выручки, причём доля валюты, реализуемой по рыночному курсу (а не по фиксированному курсу ЦБ), была впоследствии повышена с 20 до 50% всей выручки.