Либерализация внешней торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы обусловлена необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы либерализации международной торговли, рассмотреть типы и инструменты внешнеторговой политики государства;
2. На основе трудов ученых-экономистов изучить влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства;
3. Проследить современные тенденции развития международных торговых отношений;
4. Классифицировать страны мира по степени либерализации внешней торговли;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы либерализации международной торговли
Понятие и формы международной торговли………………………………..5
Внешнеторговая политика государства: типы и инструменты…………...11
Влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства…………….……………………………………………………...17
Глава 2. Анализ влияния либерализации внешней торговли на развитие групп стран
2.1. Современные тенденции развития международных торговых отношений………………………………………………………………………..21
2.2. Классификация стран мира по степени либерализации внешней торговли…………………………………………………………………………..25
2.3. Построение модели влияния либерализации внешней торговли на ИРЧП и Глобальный индекс конкурентоспособности групп стран …………………………………………………………………………………….36
Глава 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Характеристика внешнеторговой политики РФ…………………………..48
3.2 Рекомендации по формированию внешнеторговой политики РФ в условиях либерализации международной торговли…………………………..62
Заключение………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

вся курсовая.doc

— 529.50 Кб (Скачать)

В рамках формирования внешнеторговой политики государства, на протяжении уже 17 лет решается вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это  серьезный экзамен в Рабочей  группе ВТО российского внешнеторгового  законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО.

Ведущие страны-члены  ВТО заинтересованы в принятии России в свой круг, поскольку это облегчит доступ их предприятиям на рынок РФ и к ее природным ресурсам. При этом они стремятся добиться от России максимальных уступок по открытию ее внутреннего рынка и возможно более полному устранению дискриминации действующих на нем иностранных компаний.

Требования, предъявляемые  к России, сводятся к следующим:

- снижение или полная отмена пошлин на ряд товаров;

- допуск иностранных компаний на рынок услуг, к конкурсам на проведение государственных закупок;

- отказ государства от финансовой поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдение норм ВТО при дотировании аграрного комплекса;

- сокращение субсидирования отдельных отраслей;

- отказ от экспортных пошлин;

- упрощение норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле.

Обсуждаются и предполагаемые эффекты от вступления России в ВТО. Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших, в  сравнении с существующими, и  не дискриминационных условий  для доступа российской продукции  на иностранные рынки;

- доступ к международному  механизму разрешения торговых  споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО;

- создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке  правил международной торговли  с учетом своих национальных  интересов;

- улучшение имиджа  России в мире как полноправного участника международной торговли.

Таким образом, присоединение  России к ВТО имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам от вступления РФ в ВТО можно отнести следующие:

1. Россия станет полноправным  участником нового раунда переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

2. Присоединение к  ВТО позволит стабилизировать  российское внешнеторговое законодательство, сделать правила игры на мировом рынке постоянными и предсказуемыми, что в системном плане должно способствовать развитию внешней торговли. Кроме того, будет приведено в соответствие с федеральным законодательством законодательство субъектов федерации. Вступление в ВТО подразумевает адаптацию нашего законодательства к международным нормам - положительный фактор для российского бизнеса - бизнес станет прозрачнее, иностранные инвесторы не будут бояться вкладывать деньги в российскую экономику.

3. В качестве члена  ВТО Россия сможет использовать  специальный механизм для разрешения  торговых споров.

4. Российские экспортеры  и импортеры должны будут выучить правила игры на рынке. Это будет способствовать развитию нормальных форм участия во внешнеэкономической деятельности и в конечном итоге может снизить утечку капитала, повысить добросовестность участников ВЭД, облегчить деятельность государственных органов по реагированию на запросы отечественных производителей и потребителей.

5. Наличие ограниченного  во времени переходного периода  по отдельным отраслям заставит  их активнее заниматься развитием  производства и повышением конкурентоспособности своей продукции. Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов. Основные тенденции и темпы развития экономики в целом и отдельных отраслей и секторов, как в случае присоединения, так и неприсоединения к ВТО будут определяться в целом одними и теми же факторами, которые преимущественно не связаны непосредственно с фактом присоединения к ВТО.

Но также можно выделить и недостатки вступления РФ в ВТО, среди которых:

  1. Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России;
  2. Ухудшение торгового и платежного балансов, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга;
  3. Серьезные проблемы возникнут в области интеграционных процессов стран - членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг.

В целом присоединение  к ВТО стратегически выгодно  России. Это признается многими как  внутри страны, так и за ее пределами. Другое дело — тактика отношений  с этой организацией. Определенная часть специалистов и представителей российского бизнеса считают, что РФ сейчас не готова к открытию своих рынков в соответствии с нормативами ВТО. Более того, существует мнение, что присоединение к этой организации может окончательно подорвать российскую промышленность, еще больше увеличить сырьевую составляющую экспорта, зависимость от внешних факторов. Предлагается присоединять Россию к ВТО только после перехода ее экономики в фазу устойчивого роста, когда национальный бизнес будет готов противостоять иностранной конкуренции.

 

3.2 рекомендации ПО  формированию внешнеторговой политики РФ в условиях либерализации международной торговли

 

Согласно результатам кластеризации и корреляционно-регрессионного анализа, социально-экономическое развитие России, в данном исследовании оцениваемое значением глобального индекса конкурентоспособности, напрямую зависит от степени вовлеченности страны в международную торговлю. По мнению автора, данная закономерность и должна определять дальнейшее направление внешнеторговой политики РФ.

Современное состояние  экономики России требует нового подхода к организации внешнеторговой деятельности. Его принципиальная суть должна состоять в том, что внешнеторговая деятельность будет теснее увязана с решением главных проблем экономики страны, таких, как ускорение экономического роста, совершенствование структуры экономики, подъем уровня жизни населения - на это должна быть ориентирована деятельность внешнеторгового комплекса России.

Обеспечение активного  участия России в международном  разделении труда не должно означать простое наращивание внешнеторгового оборота, оно должно способствовать новому качественному росту, умножению его эффекта. Главные усилия производственной сферы должны быть направлены на осуществление кардинальных сдвигов в структуре внешнеторгового оборота.

Значительная зависимость России от степени вовлеченности страны в международную торговлю объясняется тем, что объемы внешнеторгового оборота растут, в основном, за счет экспорта, в структуре которого преобладает сырье, вывозимое из России колоссальными объемами. Но такой рост доли внешней торговли в ВВП ошибочно считать индикатором экономического роста страны, роста уровня жизни в стране. Государство, экономика которого имеет сырьевую направленность, никогда не выйдет на уровень развитых стран, производящих и экспортирующих конкурентоспособную готовую высокотехнологичную, наукоемкую продукцию. Для достижения интенсивного экономического роста России необходимо вывести свою, национальную, продукцию на достойный уровень. Для достижения этой цели рекомендуется сделать упор на поддержку научно-технического, инновационного сектора, создать наиболее благоприятные условия работы российских ученых, чтобы сократить утечку «российских умов» за рубеж. Автор предлагает увеличить государственного финансирование всевозможных конкурсов, грантов, направленных на развитие инновационного сектора страны, привлечь внимание частных компаний к финансированию подобных мероприятий. Проинвестировать создание всевозможных научно-технических центров, замотивировать молодых ученых к поиску решений проблем несовершенства производственной базы страны. Все это будет способствовать развитию отечественного производства готовой продукции, развитию перерабатывающих отраслей, сокращению доли сырья и увеличение доли готовой продукции в структуре экспорта, что снизит зависимость экономики от вовлеченности страны в международную торговлю.

Отмена любых ограничений  на импорт в рамках процесса либерализации  имеет неоднозначное влияние  на развитие производственного сектора  страны. Значительное насыщение национального  рынка импортными товарами ущемляет права отечественных производителей. Полное же отсутствие импорта означает отсутствие конкуренции, а значит – отсутствие стремления отечественных производителей развивать продукцию, увеличивать ее качество, использовать более экономичное производство, снижать себестоимость продукции, быть конкурентным по качеству и цене на мировом рынке. Следовательно, необходимо установить импортные ограничения, на уровне, не оказывающем дискриминационного влияния на отечественных производителей и одновременно мотивирующем их быть конкурентоспособными на мировом рынке готовой продукции. Отдавая приоритет импорту оборудования и технологиям для развития и модернизации отечественного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, а также агропромышленного комплекса при сокращении импорта общетехнического оборудования, Россия имеет возможность преодолеть сложившуюся нерациональную зависимость этих отраслей экономики от внешних рынков, обеспечить их технико-экономическую неуязвимость, в частности продовольственную зависимость, постепенное сокращение закупок продуктов питания. Что касается импорта непродовольственных товаров народного потребления, то спрос на них, в основном, должна удовлетворять отечественная промышленность. Импорт данной группы товаров должен использоваться, в основном, для расширения ассортимента товаров социально-культурного назначения или осуществляться в порядке ассортиментного обмена. Необходимо проводить курс на импорт более дешевого сырья с целью сохранения его отечественных запасов, ресурсоемкой и материалоемкой продукции в интересах экономии материальных затрат.

Для сокращения зависимости  от экспорта нефти и газа необходимо развитие нефтеперерабатывающей промышленности. Для достижения этой цели рекомендуется  создать государственный орган (ГосСтимул-Центр), который будет стимулировать крупнейшие нефтегазодобывающие компании перерабатывать сырье и экспортировать готовую нефтепродукцию. Данным органом будут проводиться конкурсы между перерабатывающими компаниями на продукты нефтепереработки, обладающие наивысшими качествами, содержащие минимум примесей. Компания, чья продукция будет наиболее конкурентоспособной, на протяжении, к примеру, 5 лет будет пользоваться налоговыми льготами и поставлять свою продукцию на экспорт на более выгодных условиях. По мнению автора, это будет способствовать развитию в стране перерабатывающей промышленности, повысит конкурентоспособность готовой отечественной продукции на мировом рынке и сократит зависимость страны от экспорта сырья.

Всемерное расширение внешнеторговых связей страны и повышение их роли в ускорении выхода экономики России из кризисного состояния должно происходить на фоне углубления хозяйственного сотрудничества со всеми группами стран. При этом приоритет необходимо отдать странам ближнего зарубежья. Все это должно стать основой стратегии внешнеторговой деятельности, которую необходимо разработать на данном этапе развития внешней торговли и обеспечить условия ее реализации. Конечный результат стратегии - вывод внешнеторговой деятельности на уровень, при котором Россия сможет занять место в международной торговле, соответствующее ее экономическому потенциалу и политическому весу в мире.

Реализация стратегии  внешнеторговой деятельности должна осуществляться в четырех направлениях.

Первое - создание благоприятных условий для развития всех сфер экономики, в том числе внешнеторгового комплекса.

Второе - использование  импорта в качестве конкурента для  национальных производителей с целью:

- модернизации и расширения производственного аппарата России;

- сбалансированного производства и потребления отдельных товаров в стране;

- исключения наиболее неэффективных сфер национального производства;

- обогащения ассортимента товаров народного потребления на российском потребительском рынке;

- рационального использования природных ресурсов страны.

Третье - определение  и стимулирование экспортной специализации  страны для: поднятия общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции; увеличения валютных ресурсов; содействия ускорению развития отдельных регионов страны и отраслей.

Информация о работе Либерализация внешней торговли