Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью работы обусловлена необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы либерализации международной торговли, рассмотреть типы и инструменты внешнеторговой политики государства;
2. На основе трудов ученых-экономистов изучить влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства;
3. Проследить современные тенденции развития международных торговых отношений;
4. Классифицировать страны мира по степени либерализации внешней торговли;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы либерализации международной торговли
Понятие и формы международной торговли………………………………..5
Внешнеторговая политика государства: типы и инструменты…………...11
Влияние либерализации международной торговли на развитие экономики государства…………….……………………………………………………...17
Глава 2. Анализ влияния либерализации внешней торговли на развитие групп стран
2.1. Современные тенденции развития международных торговых отношений………………………………………………………………………..21
2.2. Классификация стран мира по степени либерализации внешней торговли…………………………………………………………………………..25
2.3. Построение модели влияния либерализации внешней торговли на ИРЧП и Глобальный индекс конкурентоспособности групп стран …………………………………………………………………………………….36
Глава 3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Характеристика внешнеторговой политики РФ…………………………..48
3.2 Рекомендации по формированию внешнеторговой политики РФ в условиях либерализации международной торговли…………………………..62
Заключение………………………………………………………………….67
Список литературы………………………………………………………72
На третьем этапе (1993–1994гг.) завершился переход на тарифные методы управления. Объём осуществляемых на централизованной основе экспортно-импортных операций сократился до 30% внешнеторгового оборота. Главная роль во внешнеэкономическом сотрудничестве (далее – ВЭС) перешла к предприятиям всех форм собственности.
В 1993–1994 гг. имела место частичная либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно снижался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. В отношении импорта товаров экономические меры регулирования (таможенные тарифы и налоги) дополнялись обязательной сертификацией на предмет их безопасности и соответствия российским стандартам.
Постепенно сходят на нет централизованный экспорт и импорт. Ввоз товаров на централизованной основе прекращается с 1994 г. В случае осуществления критического импорта вводится система тендеров, в которых могут участвовать на равных условиях все хозяйствующие субъекты России. С 1 июля 1994 г. отменено квотирование российского экспорта. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить: продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными извне, т.е. на базе подписанных Россией международных обязательств; товары, по которым сохранен особый порядок экспорта. Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных капиталоемких товаров не могла компенсироваться регистрацией экспортных контрактов, которая была введена во второй половине 1994г. в отношении отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль.
С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров, разработанная ГТК России и ЦБ РФ. В случае непоступления или несвоевременного поступления экспортной валютной выручки обоснованность или необоснованность данного факта оценивает специальная комиссия, созданная под эгидой МВЭС.
В последующие годы продолжалась разработка важнейших законодательных актов в области ВЭД: был принят Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», подготовлены проекты «Федеральной программы развития экспорта» и Федерального закона «О защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности», проекта законов РФ «О статистической деятельности в РФ», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РСФСР»», «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О таможенном тарифе»», «О свободных экономических зонах», «О лизинге» и мн. др.
Наиболее значимыми мероприятиями явились либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена в целях обеспечения экономической эффективности и повышения доходов федерального бюджета льгот по таможенным пошлинам (за исключением представленных в соответствии с законодательством РФ), введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам.
Форсированная либерализация внешнеторговой деятельности вызвала необходимость создания достаточно сложной и громоздкой системы учета и контроля, разбросанной по разным ведомствам (ГТК, ВЭК, ЦБ, МВЭС, ГНС, Налоговая полиция и др.). Однако, как свидетельствуют данные оперативного контроля, манипуляции с количеством и качеством и, как следствие, стоимостью товара позволяли экспортёрам образовывать до 30% неучтенной валютной выручки.
Для преодоления указанных недостатков в конце 1995 г. было принято решение ввести единую систему обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортных товаров. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996г. № 298 эта система сохраняется, но она, во-первых, не будет носить обязательного характера, а, во-вторых, будет распространяться на ограниченный перечень товаров. В то же время с 1 июля 1996г. МВЭС России будет рассматривать заявления предприятий и организаций по обоснованности недополучения валютной выручки от экспорта товаров только при наличии сертификата о проведении предтаможенной оценки экспортируемых товаров.
Прогрессирующее сужение сферы тарифного регулирования экспорта завершается полной отменой этого инструмента. Вывозные таможенные пошлины отменены с 1 апреля 1996 г. практически по всем товарам, за исключением нефти и газового конденсата. По этим товарам они отменены с 1 июня 1996 г. При этом отмена экспортных пошлин сопровождается увеличением внутренних налогов и сборов.
Таким образом, в течение 1991-1999 гг. был принят целый ряд законодательных актов, призванных создать систему регулирования внешнеэкономических связей России. Федеральным Собранием РФ были приняты Таможенный кодекс РФ (1993 г.), законы «О таможенном тарифе» (1993 г.), «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.), «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (1991 г.); «О налоге на добавленную стоимость» (1991 г.), «Об акцизах» (1991 г.). федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995г.), «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении торговли товарами» (1998 г.), «Об экспортном контроле» (1999 г.) и ряд других.
В результате проведенной Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ работы в течение 2003 г. были приняты новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации, федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О валютном регулировании и валютном контроле». До этого (в 1999 г.) была принята новая редакция Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Характеризуя сегодняшнее состояние внешнеэкономической политики Российской Федерации, необходимо отметить, что внешнеторговая деятельность является важнейшей составной частью ВЭД современной России. В этой связи особо важную роль играет Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (вступил в силу в полном объеме с февраля 2004С. г.), в котором изложены правила осуществления внешнеторговой деятельности.
Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией. В ее нынешнем виде система органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации сформировалась в 2005 году.
Основные итоги
Кроме того, в рамках реформирования ВЭД России Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз. Высшим органом таможенного союза являются Международные Советы на уровне глав государств и глав правительств.
Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.
Формирование таможенного
союза предусматривает создание
единой таможенной территории, в пределах
которой не применяются таможенные
пошлины и ограничения
В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.
Постепенное осуществление реформ прослеживается в динамике основных показателей внешней торговли. (см. приложение К)
Динамика внешнеторгового оборота, экспорта и импорта представлена на рис 3.1, 3.2.
Рисунок 3.1 – Динамика внешнеторгового оборота РФ с 1992 по 2009гг. [24]
Одним из следствий реформ является увеличение доли экспорта в товарообороте России, сокращение зависимости от импорта. Динамика структуры внешней торговли за период реформ представлена ниже.
Рисунок 3.2 – Динамика структуры внешней торговли России с 1992 по 2009гг. [24]
В настоящее время внешняя торговля Российской Федерации характеризуется следующими показателями.
Внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 36,1%, с 1992 г. – вырос почти в 5 раз (в 1992 г. внешнеторговый оборот России составил 96,8 млрд. долларов США).
В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья в 2009 году приходилось 85,4%, на долю стран СНГ – 14,6%.
Сальдо торгового баланса в 2009 году составило 134,3 млрд. долларов США, сократившись по сравнению с 2008 годом на 66,2 млрд. долларов США.
Соотношение стоимостных объемов экспортных и импортных операций составило 64% и 36% соответственно. В сравнении со значениями 1992 г. доля экспорта во внешнеторговом обороте увеличилась, а доля импорта сократилась на 8%.
Экспорт России в стоимостном выражении в 2009 году составил 301,7 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 255,0 млрд. долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд. долларов США (снижение на 32,8%).
Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2009 году имела следующую структуру:
- машины, оборудование и транспортные средства - 5.8%
- металлы и изделия из них - 11.3%
- древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 2.9%
- продукция химической промышленности, каучук - 6.1%
- минеральные продукты - 67.4%
- продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) - 3.3%
- другие товары - 3.2%.
В товарной структуре экспорта России в 2009 году удельный вес топливно-энергетических товаров составил 66,7%, стоимостной объем экспорта этой группы по сравнению с 2008 годом снизился на 38,2%, в сравнении с 1992 г. – увеличился на 14,6%.
Стоимостной объем экспорта продукции химической промышленности в 2009 году снизился на 38,3%, при этом, удельный вес данной товарной группы в общем объеме экспорта составил 6,1%. Доля продукции машиностроения в общем экспорте России в 2009 году составила 5,8%, в 1992 г. – 8,9%. Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в стоимостном объеме экспорта страны возрос на 1,4 процентных пункта по сравнению с уровнем 2008 года и составил 3,3%. В сравнении с данными 1992 г. (3,9%) данный показатель сократился на 0,6%.
Товарная структура импорта Российской Федерации в 2009 году имела следующую структуру:
- продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) - 17.6%
- продукция химической промышленности, каучук - 16.9%
- древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 3.1%
- металлы и изделия из них - 6.4%
- текстиль, текстильные изделия и обувь - 5.5%
- машины, оборудование и транспортные средства - 43.9%
- другие товары - 6.6%.
Удельный вес продукции машиностроения в структуре российского импорта в 2009 году составил 43,9% (в 2008 г. – 53,2%, в 1992 г. – 37,7%). Стоимостной объем импорта продукции машиностроения сократился по сравнению с 2008 годом на 48,3%. Удельный вес продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2009 году составил 13,0%, что превысило уровень 2008 года на 4,6 процентных пункта, при этом стоимостной объем ввоза этой продукции снизился на 15,0%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшились закупки продукции химической промышленности в стоимостном выражении на 20,9%. Доля этой продукции составила 16,9% против 13,4% в предыдущем году и 9,3% в 1992 г. Снижение импорта в 2009 году металлов и изделий из них составило 40,7%, а удельный вес этих товаров – 6,4% против 6,8% в 2008 году, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 20,6% (3,1% против 2,4%), текстиля, текстильных изделий и обуви – 17,9% (5,5% против 4,2%). Крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский Союз, на его долю в 2009 году приходилось 50,3% российского товарооборота (в 2008 году – 52,1%), на страны СНГ – 14,6% (14,5%), на страны ЕврАзЭС – 8,7% (8,2%), на страны АТЭС – 20,7% (20,3%).
Таким образом, в период с начала 1990-х гг. по 2009 г. наблюдается увеличение внешнеторгового оборота России, прослеживается тенденция большего вовлечения страны в международную торговлю, основной причиной чего является сокращение внешнеторговых барьеров, т.е. усиление открытости российской экономики. Как видно из товарной структуры внешней торговли, происходит это, в основном, за счет увеличения доли сырья в российском экспорте, что не является эффективным для социально-экономического развития страны. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в предыдущей главе работы. В результате распределения стран по группам в соответствии с показателями либерализации внешней торговли место России определилось рядом с такими странами, как Бразилия, Индия, Мексика, Украина, уровень внешнеторговых барьеров в которых высок, а уровень социально-экономического развития далек от данного показателя в развитых странах. Для достижения более положительных результатов от увеличения степени вовлеченности страны в международную торговлю необходима эффективная внешнеторговая политика, учитывающая все особенности государства.