Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций
Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
Около 25% расходов - на социально-культурные мероприятия, образование, культуру, искусство и здравоохранение
Расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют около 8 % бюджета.
Глубокий экономический кризис народного хозяйства РФ ставит вопрос о путях его преодоления, как в экономической, так и в социальной сферах.
Известно, что экономический кризис и депрессия преодолеваются внедрением новых технологий, создающих новые возможности.
Научно-технический прогресс, являющийся важным фактором экономического развития, связывают с понятием инновационного процесса.
Инновационный процесс – это уникальный процесс, объединяющий технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении новаций и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.
Стадии инновационного процесса (ИП):
- достижения фундаментальной науки;
- прикладные исследования;
- первичное освоение (внедрение);
- широкое внедрение (распространение инноваций);
- использование нововведений;
- устаревание инноваций.
Инновация – процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социально-организационного потенциала, лежащего в основе новации.
Доля расходов на реализацию инновационного процесса в ведущих странах мира доходит до 3 % ВВП, но не менее 1 % ВВП – в противном случае – развал научно-технического потенциала.
Доля государства в этих расходах – 35-40 %, причем доля НИОКР занимает все больший вес в инновационных расходах.
В РФ существует Федеральный Закон от 20 июля 1995г. «О государственном прогнозировании и прогнозах социально-экономического развития РФ» - прогнозирование развития инноваций и инвестиций.
Эта доля впитывается
в долгосрочные цели структурных
региональных преобразований для выравнивания
уровней социально-
В РАН – 18 программ фундаментальных исследований по проблемам общей физики, астрономии, ядерной физики, экономики, машиностроения, механики и процессов управления.
Государственная сетевая инновационно-инвестиционная инфраструктура формируется во всех регионах страны.
Для реализации задач, стоящих перед ней, в группе субъектов РФ создаются государственные инновационно-инвестиционные комиссии (комплексы), на базе существующих ВУЗов, многопрофильных исследований и проектных организаций.
Инновационный отдел комплексов формируется с необходимым использованием ресурсов предприятий и организаций. Перечень последних определяется генеральным директором соответствующего Комплекса при согласовании с местными органами, законодательной и исполнительной власти.
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории РФ, опираются на Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ.
В соответствии со статьей 11 этого закона, регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации использования амортизационных начислений;
- установления субъекта инвестиционной деятельности;
- защиты интересов инвестора;
- представление субъектам
инвестиционной деятельности
- расширения использования
средств населения и других
внебюджетных источников
- создание и развитие
сети информационно-
- принятие антимонопольных мер;
- расширения возможностей
использования залогов при
- развития финансового лизинга;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с инфляцией;
- создания возможностей
формирования субъектами
Таким образом, под региональной инновационно-инвестиционной политикой понимается система мер на уровне региона, включающая мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.
Особенности инновационно-инвестиционной политики в каждом регионе связаны с:
- разнообразием и сложностью географического пространства России;
- географическим разделением
труда на основе природного, этнического
и хозяйственного разнообразия,
обуславливающим взаимосвязь
- индивидуальностью районов и отдельных местностей России, как в природном, так и в социально-экономическом отношении;
- неоднородностью обеспечения
ресурсами и уровнем
- пространственной иерархией
социально-экономических
- с инерционностью
и особенностями
- многообразными экономическими
связями между регионами и цент
- комплексным влиянием
географических, социально-экономических
и других факторов на
С учетом объемов капиталовложений были проведены расчеты расширенных индексов инвестиционной привлекательности регионов России.
Значительная часть регионов России имеют средние или ниже среднего показатели, что говорит об общей тяжести положения в инвестиционной сфере. Поэтому хотелось бы, чтобы инвестиционная политика способствовала сокращению разрывов в уровнях развития инвестиционных сил регионов. Таким образом, основными предпосылками формирования региональной инвестиционной политики, являются:
1. объективная оценка глубины инвестиционного и структурно-технологического кризиса в регионах и адекватных антикризисных мер – инвестиционные программы;
2. создание на федеральном
и региональном уровнях
3. обеспечение интеграции
инвестиционной и
Следует учитывать, что в первую очередь, необходима прямая инвестиционная поддержка наукоемких отраслей промышленности, от которых зависит формирование новой прогрессивной структуры экономики. Поэтому для решения этих задач государство должно быть стратегическим инвестором и инициатором инновационных программ и проектов.
Мировой опыт показывает, что в условиях кризисных ситуаций, при реформировании экономики, роль государства возрастает. Однако, в силу ограниченности федеральных объемов инвестиций, главную роль должны играть бюджеты регионов. Поэтому необходимо регулировать федеральный и региональный инвестиционные процессы.
Условия и факторы межрегиональной торговли. Степень открытости региона. Принцип сравнительных преимуществ. Альтернативные издержки производства. Сравнительные и абсолютные преимущества. Торговля в однофакторной модели. Межрегиональная торговля и ресурсная обеспеченность. Общий случай межрегиональной торговли. Межрегиональные свяТеоретические принципы производственной специализации регионов и межрегиональной торговли формально (понятийно, терминологически) были впервые выведены в рамках теорий международных экономических отношений, т.е. международниками, а не регионалистами. В связи с этим необходимо назвать классиков английской политической экономики А. Смита и Д. Риккардо и шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина.
Основные выводы международных и межрегиональных теорий Смита -Риккардо и Хекшера - Олина получены с системе постулатов межрегиональных отношений, несмотря на то, что их авторы в своих поясняющих ситуациях упоминают об Англии, Шотландии, Португалии и приводят другие международные примеры. Безусловно, выводы, о которых идет речь, применимы и к международным отношениям (в большей степени это касается валютных и торговых союзов, общих рынков), но они требуют дополнений и корректировок, учитывающих специфику именно международных отношений (включение валютных, таможенных, институциональных и других условий).
Теория абсолютных и
сравнительных преимуществ
Названные классики политической экономии были идеологами свободной торговли (фритредерства), противостоящими сторонникам экономического меркантилизма. В этом отношении они безусловно родственны всем теоретикам региональной экономики. Межрегиональная торговля - способ получения выгоды для каждого участника. Каждый регион должен специализироваться на производстве и продаже того товара, по которому он обладает абсолютным преимуществом. Если он сконцентрирует свои ресурсы на производстве только таких товаров и откажется от производства товаров, по которым регион не обладает абсолютными преимуществами, то это приведет к увеличению объемов производства и потребления товаров в сотрудничающих регионах.
Рассмотрим условную ситуацию, когда 2 региона (А и В) производят 2 продукта (металл и хлеб) с разными трудовыми затратами.
В каждом регионе имеется по 10 единиц трудовых ресурсов, которые являются единственным ограничивающим фактором. При изолированном функционировании регионы могут производить продукты в разных соотношениях, сообразуясь со своими внутренними потребностями. В частности, регион А может произвести 1 ед. металла и 5 ед. хлеба, регион В - 0,5 ед. металла и 4 ед. хлеба. Оба региона при этом полностью используют свои трудовые ресурсы.
Исходя из принципа абсолютных
преимуществ региону А
Допустим, оба региона намерены в результате специализации и обмена увеличить потребление обоих продуктов по сравнению с изолированным развитием. Пусть регион А из произведенных 10 ед. желает 5,2 ед. использовать внутри региона, а 4,8 ед. продать в обмен на металл. Регион В намерен из 2,5 ед. металла использовать у себя 1,3 ед., а 1,2 ед. обменять на хлеб. Очевидно, здесь возникает вопрос о ценах обмена. Один из компромиссов— справедливые цены, пропорциональные трудовым затратам на производство металла и хлеба, т.е. 4:1. В этом случае предлагаемые на продажу регионом А 4,8 ед. хлеба эквивалентны 1,2 ед. металла, предлагаемых регионом В.
В итоге в регионе А потребление составит: 1,2 ед. металла (+0,2) и 5,2 ед. хлеба (+0,2), в регионе В — 1,3 ед. металла (+0,8) и 4,8 ед. хлеба (+0,8). Существует достаточно широкий диапазон цен обмена, позволяющий обоим регионам получить выгоду от торговли.
Д. Риккардо продвинулся в теории существенно дальше А. Смита. Он доказал, что абсолютные преимущества представляют лишь частный случай общего принципа рационального разделения труда. Главное — не абсолютные, а относительные (сравнительные) преимущества. Даже страны (регионы), имеющие более высокие производственные издержки по всем товарам, могут выиграть от специализации и обмена благодаря игре, на разнице издержек.
Вернемся к предыдущему примеру. Вместо региона В введем в рассмотрение
регион С, где издержки выше, чем в регионе А, по обоим товарам.
Товары
Затраты труда на производство единицы продукта в регионе
А
С
Металл
5
6
Хлеб
1
2
Если придерживаться принципа А. Смита, то торговля региона А с регионом С бессмысленна ("там все дороже'), а для региона С с регионом А безнадежна ("нашу дорогую продукцию не купят"). На самом деле это не так.
Сохраним все прежние условия по региону А. Регион С при изолированном развитии производит и потребляет 0,4 ед. металла и 3,8 ед. хлеба, он также располагает 10 ед. трудовых ресурсов.
Замечаем, что регионы А и С имеют существенно разные соотношения издержек. В регионе А металл дороже хлеба в 5 раз, а в регионе С — только в 3 раза. Таким образом, регион А имеет относительное (и абсолютное) преимущество по производству хлеба, а регион С — относительное (но не абсолютное) преимущество по производству металла. На использовании относительных преимуществ основаны рациональная специализация регионов и межрегиональная торговля.
Допустим, что в условиях разделения труда регион А будет производить 10 ед. хлеба, а регион С— 12/з ед. металла (10:6= 12/з). Существует множество вариантов обмена, при которых оба региона, безусловно, выигрывают в том смысле, что могут увеличить внутреннее потребление обоих товаров по сравнению с автаркической ситуацией. Например:
Вариант 1. Регион А вывозит
4,6 ед. хлеба, регион С— 12/9 ед. металла.
В регионе А потребление
Вариант 2. Регион А вывозит 4,8 ед. хлеба, регион С— 12/9 металла. Тогда потребление в регионе А: металла— 12/9 (+]/9), хлеба— 5,2 (+0,2). Потребление в регионе С: металла — %[+0,15 (5)], хлеба — 4,8 (+1,0).
Отметим, что обмен по ценам, пропорциональным региональным трудовым издержкам (6 : 1), невыгоден для региона А. При таких ценах он в результате обмена не может получить выигрыш в потреблении по обоим продуктам.
Из анализа, проведенного Д. Риккардо, следуют два вывода:
выигрыш при обмене происходит не из абсолютного преимущества, а из того, что соотношения издержек в разных регионах различны;
производство и потребление
всех товаров может быть увеличено,
если регионы будут специализировать
К сожалению, имеется масса свидетельств того, что обыденное экономическое мышление по-прежнему тяготеет к представлениям А. Смита, но не Д. Риккардо.
Теория Хекшера — Олина
В теориях А. Смита и Д. Рикардо главным фактором, определяющим рациональную структуру производства и обмена, являются трудовые издержки. В 30-х годах XX в. шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию международного (межрегионального) разделения труда, введя в рассмотрение cоотношения основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.). Их основные теоретические положения сводятся к следующему: