Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Файлы: 1 файл

Лекция по регионал. экономике .doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Механизм реализации региональных программ вписывается  в комплекс хозяйственно-рыночных отношений  региона и систему общероссийского  рынка.

Основные задачи региональных программ:

1) выравнивание межрайонных  различий по показаниям экономического, социального и научно-технического  развития;

2) формирование оптимальной  территориальной и отраслевой  структуры экономики; 

3) сбалансированное (бездефицитное)  региональное хозяйствование в условиях рынка;

4) максимально эффективное  использование материальных, природных  и трудовых ресурсов региона; 

5) развитие производственных  сфер в соответствии с государственной  селективной структурной политикой; 

6) охрана окружающей  среды;

7) преодоление последствий  стихийных бедствий и техногенных  аварий;

8) формирование инфраструктуры  информационного обеспечения органов  управления и хозяйствующих субъектов; 

9) духовное возрождение  регионов, сохранение их исторического  наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Состав и структура  комплексной программы 

Социально-экономическое  развитие региона – перечень и  взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Пример такой комплексной  программы:

Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической  ситуации региона. Содержит описание социально-экономической  ситуации и ее последствий для  региона. Выделяются примерные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 2. Оценка природных  ресурсов и состояния окружающей среды. Описывается наличие в  регионе различных видов природных  ресурсов (земельных, водных, лесных, технико-энергетических, минеральных, сырьевых), их количество, состояние, возможности использования для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона.

Рассматривается экономическая  ситуация в регионе и мероприятия  по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 3. Состояние демографической  ситуации и рынок труда в регионе. Характеризуется сложившаяся ситуация. Анализируется состояние рынка  труда в регионе. Характеризуется  сложившаяся ситуация, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона.

Анализ (разделы 1-3) дает представление о масштабах и  структуре хозяйства региона, его  материально-производственной базе, диспропорциях в экономике, численности трудовых ресурсов, возможностей использования природно-ресурсного потенциала, что позволяет выработать и сформулировать прогнозную концепцию социально-экономического развития региона.

Главное ее содержание: определение  направлений наиболее рационального использования крупных эффективных ресурсов, сравнительная оценка экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.

Раздел 5. Основные для  региона целевые подпрограммы, которые формируются по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.

Основные подпрограммы (Калининградской области):

5.1. Транспортный комплекс 

5.2. Рыбопромышленный  комплекс 

5.3. Лесопромышленный  комплекс 

.4. Агропромышленный комплекс 

5.5. Машиностроение

5.6. Курортно-рекреационный  комплекс 

5.7. Топливно-энергетический  комплекс 

5.8. Социальный комплекс 

5.9. Строительный комплекс 

5.10. Основные направления  решения экономических проблем 

В каждой из подпрограмм  определяются цели и задачи, описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на каждом этапе выполнения этих подпрограмм.

Раздел 6. Механизм осуществления  Программы. Взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических  рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Здесь разрабатывается прогнозная модель программы.

Раздел 7. Ресурсное обеспечение  Программы. Это расчеты предстоящих  затрат (финансовых, материальных), природных  условий и ресурсов: по климатическим, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим (ТЭК), минерально-сырьевым, трудовым; информационных, временных – по срокам.

Раздел 8. Координация  программных мероприятий. При этом обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы, даются обоснования по организации сотрудничества регионов с другими территориями России.

Раздел 9. Оценка эффективности  осуществления программы. Соотношение  расчета эффективности Программы.

Раздел 10. Организация, формы и методы управления Программой. Разрабатывается организационно-функциональная структура управления.

Разделы формируются  на весь период реализации Программы  и по годам. При этом используется следующая система количественных и качественных показателей:

1. Эффективность конечных  результатов. 

2. Показатели выполнения  работ (этапы и промежуточные  результаты).

3. Параметры и оценки  клиентских групп, хозяйственных  пользователей программы. 

4. Показатели ресурсных  затрат, необходимых для выполнения заданий программы.

5. Показатели ресурсных  затрат, необходимых для эффективного  управления программой.

Технология разработки региональных ЦКП включает этапы:

1. Формирование перечня  одновременно реализуемых программ  и принятие решения об их  разработке.

Программа составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных  проблем, подлежащих решению на программной  основе.

Формируется банк целевых  программ территории.

Не рекомендуется принимать  к единовременной реализации избыточное число программ, превышающих ресурсные возможности.

При формировании программ необходимо затратить много усилий и средств для обоснования  целесообразности разработки, установления оптимальных параметров, увязки с  другими потребностями региона, с образом жизни и обычаями людей.

2. Определение органа  программно-целевого управления, ответственного  за формирование и реализацию  программы. 

Определяется функциональный «заказчик» Программы и «исполнитель»  Программы, взаимоотношения между  ними регламентируются контрактами на разработку Программы.

3. Определение головного  разработчика проекта (ГРП) Программы  и соисполнителей.

Выбор ГРП (как проектировщик  – это научно-исследовательская  проектная организация, специально созданная комиссия, рабочая группа) - целесообразно проверить на конкурсной основе по согласию с «заказчиками» и «исполнителями».

В качестве ГРП могут  быть местные организации всех форм собственности, специализированные организации  других регионов, составленные из представителей всех ведомств.

4. Разработка ТЗ на  проектирование Программы. 

На основании утвержденного  перечня Программ организация-заказчик подготавливает и выдает (ГРП) головному  разработчику исходное задание на формирование региональной программы (РП), которое  содержит:

- развернутую формулировку  главной цели, основных подцелей  и задач программы с количественно  определенными конечными показателями;

- примерный состав  Программы в рамках региона; 

- ориентировочный состав  предприятий, участвующих в реализации;

- ориентировочная потребность в материальных, технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах и прочие;

- объем предполагаемых  затрат на разработку Программы  с указанием источников и порядка  финансирования;

- указания по организации  разработки. Головной разработчик, руководствуясь ТЗ, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»;

- общую схему Программы  и организационный план ее  составления; 

- координационный план, в котором всем соисполнителям  определяются содержание, порядок  и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финансирования;

- необходимые методические  материалы, формы для исполнителей.

5. Проектирование Программы. 

Осуществляется на стадии планово-бюджетных расчетов.

Начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогнозов. Уточняются и детализируются конечные цели программы. Экспертно идет формирование конечных подцелей.

Параллельно-последовательный способ разработки Программы.

Финансовые ресурсы  региона 

1. Региональный бюджет. В РФ к региональному бюджету  относятся бюджеты субъектов  Федерации (республик в составе  РФ, округов, автономных областей, городов федерального значения, краев и областей) и местные  (муниципальные) бюджеты (районов,  городов, районов в городах, поселковых и сельских органов власти).

2. В первую очередь,  это предприятия ЖКХ, а также  финансовые ресурсы предприятий,  фирм, организаций для финансирования  социально-культурных и коммунальных  объектов.

3. Региональные внебюджетные  фонды. Источниками их формирования служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, поступления из центральных внебюджетных фондов.

Как правило, они имеют  целевое назначение.

Региональная бюджетная  система (РБС).

В Российской Федерации это бюджетная система субъектов РФ. РБС является основной и обособленной в рамках закона частью общегосударственной бюджетной системы, а также результатом административно-территориальной организации Российской Федерации.

В основе РБС лежат: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.

Основные функции РБС:

1. закрепление способов  движения налоговых потоков по  уровням территориальной организации государства;

2. аккумулирование и  использование в общих региональных  целях: 

а) средств, собранных  на самой территории (большинство  местных налогов, штрафов и финансовых санкций);

б) из средств, поступающих  в РБС частично:

регулируемые налоги – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина.

3. Финансирование выполнения  региональными органами власти  своих представительских и исполнительских  полномочий.

4. Самообеспечение внутри региональных социальных программ.

5. Регулирование состояния  и использования природного потенциала.

6. Стимулирование определенных  ценностных региональных ориентиров  населения. 

Экономическая сущность регионов:

- формирование денежных  фондов является финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;

- распределение и использование  этих денежных фондов между  отраслями народного хозяйства; 

- контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных местным органам власти.

Кроме того, региональный бюджет осуществляет распределение  госсредств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Через региональные бюджеты  формируется значительная часть  общественных фондов потребления:

- на народное образование  и профессиональную подготовку  кадров более 65% бюджетных средств

- на здравоохранение  более 80%;

- на социальное обеспечение  – 90%;

- на ЖКХ – 100%.

Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) и регулируемых источников. Это означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью, в твердо фиксированной доле на постоянной (долговременной) основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Собственно бюджетные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

а) налог на имущество  предприятий;

б) налог на недвижимость;

в) транспортный налог;

г) налог с продаж;

д) налог на игорный  бизнес;

е) региональные лицензионные сборы.

Региональные доходы охватывают всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их доходов.

Региональные доходы включают отчисления из федеральных  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, получаемых за счет федерального бюджета.

В доходах региональных бюджетов поступления от регулируемых источников более 75%, а собственных  доходов менее 30%.

Региональные бюджеты  расходуются на:

1) функционирование органов  законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов  РФ;

2) обслуживание и погашение  государственного долга субъектов  РФ;

3) проведение выборов  и референдумов субъектов РФ;

4) обеспечение реализации региональных целевых программ;

5) формирование государственной  собственности субъектов РФ;

6) осуществление международных  и внешнеэкономических связей  субъектов РФ;

7) содержание и развитие  предприятий, учреждений и организаций,  находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

8) обеспечение деятельности  СМИ субъектов РФ;

9) оказание финансовой  помощи местным бюджетам;

10) обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный  уровень. 

11) компенсации дополнительных расходов.

Данные о составе  и структуре расходов региональных бюджетов РФ говорят, что основное место  в расходах (около 40%) занимают ассигнования на народное хозяйство – промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"