Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций
Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
Механизм реализации
региональных программ вписывается
в комплекс хозяйственно-рыночных отношений
региона и систему
Основные задачи региональных программ:
1) выравнивание межрайонных
различий по показаниям
2) формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
3) сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
4) максимально эффективное использование материальных, природных и трудовых ресурсов региона;
5) развитие производственных
сфер в соответствии с
6) охрана окружающей среды;
7) преодоление последствий
стихийных бедствий и
8) формирование инфраструктуры
информационного обеспечения
9) духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.
Состав и структура комплексной программы
Социально-экономическое развитие региона – перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.
Пример такой комплексной программы:
Раздел 1. Анализ и оценка
сложившейся социально-
Раздел 2. Оценка природных
ресурсов и состояния окружающей
среды. Описывается наличие в
регионе различных видов
Рассматривается экономическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.
Раздел 3. Состояние демографической
ситуации и рынок труда в регионе.
Характеризуется сложившаяся
Раздел 4. Концепция социально-
Анализ (разделы 1-3) дает представление о масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, диспропорциях в экономике, численности трудовых ресурсов, возможностей использования природно-ресурсного потенциала, что позволяет выработать и сформулировать прогнозную концепцию социально-экономического развития региона.
Главное ее содержание: определение направлений наиболее рационального использования крупных эффективных ресурсов, сравнительная оценка экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
Раздел 5. Основные для региона целевые подпрограммы, которые формируются по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.
Основные подпрограммы (Калининградской области):
5.1. Транспортный комплекс
5.2. Рыбопромышленный комплекс
5.3. Лесопромышленный комплекс
.4. Агропромышленный комплекс
5.5. Машиностроение
5.6. Курортно-рекреационный комплекс
5.7. Топливно-энергетический комплекс
5.8. Социальный комплекс
5.9. Строительный комплекс
5.10. Основные направления решения экономических проблем
В каждой из подпрограмм определяются цели и задачи, описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты на каждом этапе выполнения этих подпрограмм.
Раздел 6. Механизм осуществления Программы. Взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Здесь разрабатывается прогнозная модель программы.
Раздел 7. Ресурсное обеспечение Программы. Это расчеты предстоящих затрат (финансовых, материальных), природных условий и ресурсов: по климатическим, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим (ТЭК), минерально-сырьевым, трудовым; информационных, временных – по срокам.
Раздел 8. Координация программных мероприятий. При этом обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы, даются обоснования по организации сотрудничества регионов с другими территориями России.
Раздел 9. Оценка эффективности
осуществления программы. Соотношение
расчета эффективности
Раздел 10. Организация, формы и методы управления Программой. Разрабатывается организационно-функциональная структура управления.
Разделы формируются
на весь период реализации Программы
и по годам. При этом используется
следующая система
1. Эффективность конечных результатов.
2. Показатели выполнения работ (этапы и промежуточные результаты).
3. Параметры и оценки
клиентских групп,
4. Показатели ресурсных затрат, необходимых для выполнения заданий программы.
5. Показатели ресурсных затрат, необходимых для эффективного управления программой.
Технология разработки региональных ЦКП включает этапы:
1. Формирование перечня
одновременно реализуемых
Программа составляется на основе отобранного и согласованного с экспертизой списка территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе.
Формируется банк целевых программ территории.
Не рекомендуется принимать к единовременной реализации избыточное число программ, превышающих ресурсные возможности.
При формировании программ необходимо затратить много усилий и средств для обоснования целесообразности разработки, установления оптимальных параметров, увязки с другими потребностями региона, с образом жизни и обычаями людей.
2. Определение органа
программно-целевого
Определяется функциональный «заказчик» Программы и «исполнитель» Программы, взаимоотношения между ними регламентируются контрактами на разработку Программы.
3. Определение головного
разработчика проекта (ГРП)
Выбор ГРП (как проектировщик
– это научно-
В качестве ГРП могут быть местные организации всех форм собственности, специализированные организации других регионов, составленные из представителей всех ведомств.
4. Разработка ТЗ на проектирование Программы.
На основании утвержденного перечня Программ организация-заказчик подготавливает и выдает (ГРП) головному разработчику исходное задание на формирование региональной программы (РП), которое содержит:
- развернутую формулировку
главной цели, основных подцелей
и задач программы с
- примерный состав Программы в рамках региона;
- ориентировочный состав
предприятий, участвующих в
- ориентировочная потребность в материальных, технических, топливно-энергетических, земельных, трудовых ресурсах и прочие;
- объем предполагаемых
затрат на разработку
- указания по организации разработки. Головной разработчик, руководствуясь ТЗ, подготавливает и согласовывает с «Заказчиком»;
- общую схему Программы и организационный план ее составления;
- координационный план, в котором всем соисполнителям определяются содержание, порядок и сроки завершения работ по проектированию, объемы и источники их финансирования;
- необходимые методические
материалы, формы для
5. Проектирование Программы.
Осуществляется на стадии планово-бюджетных расчетов.
Начинается с детального анализа исходного состояния проблемы и прогнозов. Уточняются и детализируются конечные цели программы. Экспертно идет формирование конечных подцелей.
Параллельно-последовательный способ разработки Программы.
Финансовые ресурсы региона
1. Региональный бюджет.
В РФ к региональному бюджету
относятся бюджеты субъектов
Федерации (республик в
2. В первую очередь,
это предприятия ЖКХ, а также
финансовые ресурсы
3. Региональные внебюджетные фонды. Источниками их формирования служат заемные ресурсы, добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы, поступления из центральных внебюджетных фондов.
Как правило, они имеют целевое назначение.
Региональная бюджетная система (РБС).
В Российской Федерации это бюджетная система субъектов
РФ. РБС является основной и обособленной
в рамках закона частью общегосударственной
бюджетной системы, а также результатом
административно-
В основе РБС лежат: региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, дотации, расходные обязанности, региональные финансовые отношения с госбюджетом и с местными бюджетами.
Основные функции РБС:
1. закрепление способов движения налоговых потоков по уровням территориальной организации государства;
2. аккумулирование и
использование в общих
а) средств, собранных на самой территории (большинство местных налогов, штрафов и финансовых санкций);
б) из средств, поступающих в РБС частично:
регулируемые налоги – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина.
3. Финансирование выполнения
региональными органами власти
своих представительских и
4. Самообеспечение внутри региональных социальных программ.
5. Регулирование состояния
и использования природного
6. Стимулирование определенных
ценностных региональных
Экономическая сущность регионов:
- формирование денежных фондов является финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти;
- распределение и использование
этих денежных фондов между
отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-
Кроме того, региональный бюджет осуществляет распределение госсредств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Через региональные бюджеты формируется значительная часть общественных фондов потребления:
- на народное образование и профессиональную подготовку кадров более 65% бюджетных средств
- на здравоохранение более 80%;
- на социальное обеспечение – 90%;
- на ЖКХ – 100%.
Доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) и регулируемых источников. Это означает, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, то есть полностью, в твердо фиксированной доле на постоянной (долговременной) основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.
Собственно бюджетные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
а) налог на имущество предприятий;
б) налог на недвижимость;
в) транспортный налог;
г) налог с продаж;
д) налог на игорный бизнес;
е) региональные лицензионные сборы.
Региональные доходы охватывают всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их доходов.
Региональные доходы включают отчисления из федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, получаемых за счет федерального бюджета.
В доходах региональных бюджетов поступления от регулируемых источников более 75%, а собственных доходов менее 30%.
Региональные бюджеты расходуются на:
1) функционирование органов
законодательной (
2) обслуживание и погашение
государственного долга
3) проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
4) обеспечение реализации региона
5) формирование государственной собственности субъектов РФ;
6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
7) содержание и развитие
предприятий, учреждений и
8) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ;
9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10) обеспечение осуществления
отдельных государственных
11) компенсации дополнительных расходов.
Данные о составе и структуре расходов региональных бюджетов РФ говорят, что основное место в расходах (около 40%) занимают ассигнования на народное хозяйство – промышленность, энергетику, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство.