Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Файлы: 1 файл

Лекция по регионал. экономике .doc

— 1.11 Мб (Скачать)

На тепловых электростанциях (без атомных) вырабатывается подавляющая  часть всей электроэнергии. Самые  крупные из них расположены в Центре, Поволжье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири. В Сибири помимо действующих развернуто строительство новых ГРЭС, использующих дешевые газ и уголь.

Атомные электростанции ориентируются на потребителей электроэнергии в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом или ограниченными ресурсами минерального топлива и гидроэнергии (Центр, Центральное Черноземье, Северо-Запад, Поволжье, Урал и др.). Несмотря на чернобыльскую аварию, сохраняется концепция развития атомной энергетики как одной из экономичных и безопасных отраслей (при надежной конструкции и правильной эксплуатации). Продолжается строительство ряда АЭС и АСТ (станций теплоснабжения).

Самую дешевую электроэнергию (в 5—6 раз дешевле тепло-вой) вырабатывают гидроэлектростанции. Мощные ГЭС созданы на Волге и Каме, Ангаре и Енисее (Самарская, Волгоградская, Саратовская, Чебоксарская, Воткинская, Братская, Красноярская, Саянская и др.).

В состав Единой энергетической системы (естественная монополия РАО  «ЕЭС России») входят электростанции и сети Европейской части и Сибири. В России 7 объединенных энергетических (межрайонных) систем: Центра, Северо-Запада, Юга, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Электростанции, поставляющие электроэнергию в общую систему, именуемую федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности, подчиняются единой технологической дисциплине, исполняя команды по загрузке генераторов, поступающие из диспетчерского центра управления ЕЭС и диспетчерских пунктов объединенных энергосистем. Баланс спроса и предложения на электроэнергию как товар (услугу) регулируется системой общего и региональных рынков в масштабе страны. Реформа РАО «ЕЭС России» предполагает выделение в отдельные структуры генерирующих мощностей и магистральных сетей.

Металлургический комплекс. Предприятия черной металлургии полного технологического цикла (чугун-сталь-прокат) служат важным районообразующим фактором, ядром формирования крупных промышленных комплексов (Урал, Кузбасс и др.). Как и заводы цветной металлургии, они относятся к энергоемким (топливоемким) отраслям и вместе с тем оказывают сильное загрязняющее воздействие на окружающую природную среду. На эффективность размещения производства положительно влияет территориальное сочетание источников коксующихся углей, энергетического топлива и железной руды. Металлургические заводы полного цикла тяготеют к сырьевым (Урал, Центральное Черноземье) или топливным (Кузбасс) базам или же находятся между ними (Череповец).

Уральская металлургия (2/5 производства проката) частично пользуется собствённой железной рудой, частично рудой КМА и Казахстана и полностью привозным технологическим и энергетическим топливом (кузнецкий и карагандинский уголь и западно-сибирский газ). Укрепление местной сырьевой базы происходит начатым освоением новых рудных месторождений. Подавляющую часть металла дают Магнитогорский, Ново-Тагильский и другие комбинаты — гиганты, построенные в годы первых пятилеток (Урало-Кузнецкий комплекс). Урал — единственный район, где получают особо качественный металл (природно-легированный, из древесно-угольного чугуна и т. д.).

Металлургия Центра, выплавляющая 1/5 металла (Новолипецкий, Новотульский заводы, передельные заводы), основана на главной в России (1/2 добычи) железорудной базе — Курской магнитной аномалии. В больших количествах используется металлический лом (скрап). Вследствие дефицита топлива и воды, распространения ценных земельных угодий (черноземы) сооружение и расширение комбинатов-гигантов здесь противопоказаны. Наиболее перспективно производство стали бездоменным способом (с использованием металлизованных окатышей), как на действующем Оскольском электрометаллургическом комбинате.

Сибирь и Дальний  Восток (1/6 производства) еще не закончили  формирование своей металлургической базы (Кузнецкий комбинат, Западно-СибирскиЙ завод и др.), хотя российская металлургия располагает большими избыточными мощностями. Сырьевая база — железная руда Приангарья, Хакасии и Горной Шории (Кемеровская область), топливная - уголь Кузбасса и природный газ Томской области. Столько же металла приходится на долю Европейского Севера (Череповецкий комбинат), использующего собственные железную руду и коксующийся уголь. Комплексные технико-экономические расчеты (глава 6) показывают, что в Центральной Сибири может быть получен самый дешевый металл. Между тем свыше 4/5 черной металлургии размещается в европейских районах, испытывающих дефицит топлива и воды. По-этому загружать недоиспользуемые ныне металлургические предприятия надо прежде всего на Востоке и там же вводить в случае необходимости новые мощности, учитывая потерю металлургии Юга после разрушения СССР.

Средняя дальность перевозок  черных металлов по железным дорогам  превышает 2,3 тыс. км. Во избежание чрезмерно  дальних и встречных грузопотоков массовых видов проката в условиях общего рынка металла целесообразно выделить предпочтительные зоны экономического тяготения главных металлургических баз, откорректировав районные балансы металла и введя поощрительно-запретительные транспортные тарифы.

Крупные партии проката  черных металлов реализуются в районах их производства: Кемеровской, Челябинской, Вологодской, Липецкой, Свердловской областях; стальных труб — Нижегородской, Волгоградской, Ростовской, Свердловской и Челябинской.

Россия располагает  сырьевыми ресурсами для всех основных отраслей цветной металлургии. Производство характеризуется организацией замкнутых технологических схем и многоступенчатой переработкой промежуточных продуктов, распространением производственно-технологического комбинирования с утилизацией отходов. Вследствие высокой материалоемкости размещение предприятий ориентируется на сырьевые базы, а при большой энергоемкости (алюминий, магний, титан и т. д.) — на районы дешевой электроэнергии. Золото- и алмазодобывающей промышленности придается первостепенное значение, поскольку она является источником продукции высокой ценности, играющей важную роль в обеспечении устойчивости финансово-денежной системы и накоплении валютных запасов. Однако развитие этих отраслей осложняется суровыми природно-климатическими условиями. Основные районы добычи золота находятся в Магаданской области, Якутии; Забайкалье и на юге Восточной Сибири; алмазов - в Якутии; в перспективе появятся также в Архангельской области. В 1999 г. добыто 130 т золота - на 6,3 т больше, чем в 1998 г., но на 28% мёньше, чем в 1991 г.

Центры алюминиевой  промышленности — самой прибыльной наряду с нефтяной и газовой - первоначально  возникли близ крупных электростанций независимо от районных балансов электроэнергии (Волхов, Волгоград и др.), но затем  стали формироваться в энергоизбыточных районах, главным образом в Сибири (Братск, Шелехов, Красноярск и т. д.). Производственное объединение «Сибирский алюминий» включает и Самарскую металлургическую компанию - ведущую в производстве алюминиевого проката. Наращивание мощностей по выплавке алюминия в энергодефицитной Европейской части, практиковавшееся до не-давнего времени, противоречит народнохозяйственным интересам. Остро стоит проблема сырьевой базы (расширяется за счет освоения Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми и др.).

Иностранный капитал  до недавнего времени (когда ему  стали противодействовать отечественные  промышленники) пытался закрепить  прочные позиции в алюминиевой  промышленности, вывозил значительную часть продукции за границу и  ввозил давальческое сырье на переработку.

Родсия дает почти 1/4 мирового производства никеля (в основ-ном  в Норильске).

«Металлургические» регионы  относятся к сравнительно благополучным, как и другие сырьевые. Более 40% бюджета  Вологодской области формируется  за счет налоговых поступлений Череповецкого металлургического комбината и связанного с ним АО «Амофос». Особенно выделяется финансированием «своих» регионов цветная металлургия. Около 30% налоговых поступлений Красноярского края идет от Красноярского аффинажного завода в составе Норильского комбината; 95% бюджета Якутии наполняется за счет добычи алмазов. Крупные металлургические заводы оказывают благотворное влияние на смягчение кризиса в районах их размещения, спад металлопотребления там значительно ниже среднероссийского уровня. Однако имеют место чрезмерная ориентация на внешний рынок в ущерб внутреннему и искривления цен (например, на Урале на собственный металл они выше, чем на привозной украинский).

Последние десятилетия  в СССР происходил избыточный рост металлургических мощностей, причем с отрывом от качественных требований металлопотребляющих отраслей. Проблема выживания черной металлургаи в начале 90-х годов вызвала гипертрофию экспорта (свыше 1/2 продукции) при сокращении в 3-4 раза поставок на внутренние нужды. Однако Запад, модернизировав свое оборудование за счет дешевого металла России, стал с помощью низких цен теснить ее на мировом и внутреннем рынке. Ныне металлургический комплекс серьезно ослаблен. Большинство предприятий неконкурентоспособны, так как инвестиционные программы не изменили технического облика и не снизили ресурсоемкости производства.

Колоссальные лесные ресурсы, их широкое территориальное  распространение, повсеместное и разнообразное  применение древесины определяют важное значение в российской экономике отраслей лесного комплекса.

В Европейской России потребляется подавляющая часть  всех лесоматериалов, но почти 9/10 запасов  древесины приходится на восточные  районы. Главные лесозаготовительные  базы, дающие 3/5 заготовок деловой  древесины, - Европейский Север, Восточная Сибирь и Урал.

Примерно 2/3 мощностей  лесоперерабатывающих предприятий  сосредоточено в потребляющих районах  Европейской части, используя привозное  сырье. Свыше половины лесопиления  приходится на три района — Восточную  Сибирь, Европейский Север и Урал. Основные центры целлюлозно-бумажной промышленности размещаются в Северном и Восточно-Сибирском районах.

Серьезное значение приобретает  упорядочение межрайонных связей лесотоварного  рынка, поскольку средняя дальность  перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом высокая — 1,1 тыс. км. Их целесообразное направление — с северо-востока на юго-запад, соответственно географии крупных лесозаготовительных и потребляющих центров. В последние годы межрайонный сбыт сибирского леса сильно затрудняется из-за резкого возрастания транспортных тарифов. Это привело к усилению лесозаготовок в Европейской части, к концентрации больших объемов рыночных продаж деловой древесины в Республике Коми, Вологодской, Кировской областях и др. (на Востоке крупная лесоторговая область — Иркутская).

Базовые межотраслевые  комплексы - энерго- и сырьевая ресурсная  основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации  на их продукции при необходимой  рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.

Однако в ходе экономической  реформы ряд регионов ослабил  л свернул специализацию на базовых  отраслях (Поволжье и Восточная Сибирь — на ТЭК, Западная Сибирь и Дальний  Восток - на комплексе лесо- и стройматериалов), и лишь в отдельных случаях при экспорте) она укрепилась (Центральное Черноземье - на горной металлургии, Восточная Сибирь - на цветной) (табл. 2).

Базовые комплексы имеют  широкий отраслевой состав и обширное территориальное распространение, их размещение в основном соответствует географии топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Вместе с тем энерго- и материалоемкость народного хозяйства, в отличие от передовых стран Запада, весьма высокая. Поскольку главным направлением экономического роста в перспективе является интенсификация на основе жесткого ресурсосбережения, то наращивания производственных мощностей базовых отраслей (дающих свыше половины, а в Сибири 2/3 промышленной продукции), как правило, не требуется (тем более что в черной металлургии имеется их значительный избыток). При восстановлении дореформенного уровня они могут обеспечить потребности форсированного развития ведущих и потребительских комплексов. Это даст большую экономию капитальных вложений. Что касается конъюнктурной погони за валютными средствами путем форсирования экспорта российского топлива и сырья, то такой путь не отвечает коренным национальным интересам и должен рассматриваться как кратковременная мера. Ставка на ускоренное развитие добывающей промышленности будет постоянно противодействовать политике ресурсосбережения и подъему передовых, наукоемких отраслей перерабатывающей индустрии. Поэтому необходимы государственные меры по сдерживанию потребления топливных и сырьевых ресурсов в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Перспективы развития базовых межотраслевых комплексов и совершенствования их региональной структуры прогнозируются в следующих основных направлениях:

топливно-энергетический комплекс — предельная добыча к 2020 г. — 700—750 млрд. м3 природного и попутного  газа, 300 млн. т нефти и конденсата, 335—400 млн. т угля, выработка 1200 млрд. кВт - ч электроэнергии. Целесообразно освоение (но умеренными темпами) новых ресурсов природного газа на полуострове Ямал, в Баренцевом море, Иркутской области, на шельфе острова Сахалин, а также новых источников нефти в Сибири (включая Восточную), Прикаспии, на шельфе Арктики и Дальнем Востоке; сооружение новых нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана; развитие открытой добычи угля в Канско-Ачинском и Южно-Якутском бассейнах, а также рентабельной добычи на угольных разрезах и шахтах Кузнецкого и Печорского бассейнов. Важным направлением является совершенствование структуры и территориальной организации энергетической базы путем сооружения мощных конденсационных электростанций в восточных районах, особенно на канско-ачинских и других углях открытой добычи и западно-сибирском природном газе, крупных ГЗС на сибирских реках, АЭС - в Европейской части;

металлургический комплекс — расширение внутреннего рынка  металлопродукции; интенсификация и  улучшение технологической структуры производства в черной металлургии с целью повышения качества и увеличения выпуска эффективных видов продукции; опережающий рост сырьевой базы, важный в условиях потери ряда источников сырья после распада СССР (железная руда, марганец и т. д.), более полное использование металлолома; сдерживание развития мощностей черной металлургии полного цикла и энергоемкой цветной металлургии в районах, дефицитных по топливу, электроэнергии, воде и экологически уязвимых, приоритетное развитие этих мощностей в Сибири; экологическое оздоровление металлургических центров;

комплекс лесостроительных материалов — совершенствование  лесопользования и деревопереработки  с максимальной утилизацией отходов  лесоухода, производства и повышением эффективности использования древесного сырья, в чем Россия отстает от Запада в 4-6 раз.

В условиях перехода к  рынку сдерживающим фактором подъема  экономики стало резкое повышение  транспортных затрат на перевозку топлива  и сырья. Одна из ключевых проблем  — удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей. Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, 1ребу-ющихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"