Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций
Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
На тепловых электростанциях (без атомных) вырабатывается подавляющая часть всей электроэнергии. Самые крупные из них расположены в Центре, Поволжье, на Урале, в Западной и Восточной Сибири. В Сибири помимо действующих развернуто строительство новых ГРЭС, использующих дешевые газ и уголь.
Атомные электростанции ориентируются на потребителей электроэнергии в районах с напряженным топливно-энергетическим балансом или ограниченными ресурсами минерального топлива и гидроэнергии (Центр, Центральное Черноземье, Северо-Запад, Поволжье, Урал и др.). Несмотря на чернобыльскую аварию, сохраняется концепция развития атомной энергетики как одной из экономичных и безопасных отраслей (при надежной конструкции и правильной эксплуатации). Продолжается строительство ряда АЭС и АСТ (станций теплоснабжения).
Самую дешевую электроэнергию (в 5—6 раз дешевле тепло-вой) вырабатывают гидроэлектростанции. Мощные ГЭС созданы на Волге и Каме, Ангаре и Енисее (Самарская, Волгоградская, Саратовская, Чебоксарская, Воткинская, Братская, Красноярская, Саянская и др.).
В состав Единой энергетической системы (естественная монополия РАО «ЕЭС России») входят электростанции и сети Европейской части и Сибири. В России 7 объединенных энергетических (межрайонных) систем: Центра, Северо-Запада, Юга, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Электростанции, поставляющие электроэнергию в общую систему, именуемую федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности, подчиняются единой технологической дисциплине, исполняя команды по загрузке генераторов, поступающие из диспетчерского центра управления ЕЭС и диспетчерских пунктов объединенных энергосистем. Баланс спроса и предложения на электроэнергию как товар (услугу) регулируется системой общего и региональных рынков в масштабе страны. Реформа РАО «ЕЭС России» предполагает выделение в отдельные структуры генерирующих мощностей и магистральных сетей.
Металлургический комплекс. Предприятия черной металлургии полного технологического цикла (чугун-сталь-прокат) служат важным районообразующим фактором, ядром формирования крупных промышленных комплексов (Урал, Кузбасс и др.). Как и заводы цветной металлургии, они относятся к энергоемким (топливоемким) отраслям и вместе с тем оказывают сильное загрязняющее воздействие на окружающую природную среду. На эффективность размещения производства положительно влияет территориальное сочетание источников коксующихся углей, энергетического топлива и железной руды. Металлургические заводы полного цикла тяготеют к сырьевым (Урал, Центральное Черноземье) или топливным (Кузбасс) базам или же находятся между ними (Череповец).
Уральская металлургия (2/5 производства проката) частично пользуется собствённой железной рудой, частично рудой КМА и Казахстана и полностью привозным технологическим и энергетическим топливом (кузнецкий и карагандинский уголь и западно-сибирский газ). Укрепление местной сырьевой базы происходит начатым освоением новых рудных месторождений. Подавляющую часть металла дают Магнитогорский, Ново-Тагильский и другие комбинаты — гиганты, построенные в годы первых пятилеток (Урало-Кузнецкий комплекс). Урал — единственный район, где получают особо качественный металл (природно-легированный, из древесно-угольного чугуна и т. д.).
Металлургия Центра, выплавляющая 1/5 металла (Новолипецкий, Новотульский заводы, передельные заводы), основана на главной в России (1/2 добычи) железорудной базе — Курской магнитной аномалии. В больших количествах используется металлический лом (скрап). Вследствие дефицита топлива и воды, распространения ценных земельных угодий (черноземы) сооружение и расширение комбинатов-гигантов здесь противопоказаны. Наиболее перспективно производство стали бездоменным способом (с использованием металлизованных окатышей), как на действующем Оскольском электрометаллургическом комбинате.
Сибирь и Дальний Восток (1/6 производства) еще не закончили формирование своей металлургической базы (Кузнецкий комбинат, Западно-СибирскиЙ завод и др.), хотя российская металлургия располагает большими избыточными мощностями. Сырьевая база — железная руда Приангарья, Хакасии и Горной Шории (Кемеровская область), топливная - уголь Кузбасса и природный газ Томской области. Столько же металла приходится на долю Европейского Севера (Череповецкий комбинат), использующего собственные железную руду и коксующийся уголь. Комплексные технико-экономические расчеты (глава 6) показывают, что в Центральной Сибири может быть получен самый дешевый металл. Между тем свыше 4/5 черной металлургии размещается в европейских районах, испытывающих дефицит топлива и воды. По-этому загружать недоиспользуемые ныне металлургические предприятия надо прежде всего на Востоке и там же вводить в случае необходимости новые мощности, учитывая потерю металлургии Юга после разрушения СССР.
Средняя дальность перевозок
черных металлов по железным дорогам
превышает 2,3 тыс. км. Во избежание чрезмерно
дальних и встречных
Крупные партии проката черных металлов реализуются в районах их производства: Кемеровской, Челябинской, Вологодской, Липецкой, Свердловской областях; стальных труб — Нижегородской, Волгоградской, Ростовской, Свердловской и Челябинской.
Россия располагает
сырьевыми ресурсами для всех
основных отраслей цветной металлургии. Производство характеризуется
организацией замкнутых технологических
схем и многоступенчатой переработкой
промежуточных продуктов, распространением
производственно-
Центры алюминиевой
промышленности — самой прибыльной
наряду с нефтяной и газовой - первоначально
возникли близ крупных электростанций
независимо от районных балансов электроэнергии
(Волхов, Волгоград и др.), но затем
стали формироваться в энергоиз
Иностранный капитал до недавнего времени (когда ему стали противодействовать отечественные промышленники) пытался закрепить прочные позиции в алюминиевой промышленности, вывозил значительную часть продукции за границу и ввозил давальческое сырье на переработку.
Родсия дает почти 1/4 мирового производства никеля (в основ-ном в Норильске).
«Металлургические» регионы
относятся к сравнительно благополучным,
как и другие сырьевые. Более 40% бюджета
Вологодской области
Последние десятилетия в СССР происходил избыточный рост металлургических мощностей, причем с отрывом от качественных требований металлопотребляющих отраслей. Проблема выживания черной металлургаи в начале 90-х годов вызвала гипертрофию экспорта (свыше 1/2 продукции) при сокращении в 3-4 раза поставок на внутренние нужды. Однако Запад, модернизировав свое оборудование за счет дешевого металла России, стал с помощью низких цен теснить ее на мировом и внутреннем рынке. Ныне металлургический комплекс серьезно ослаблен. Большинство предприятий неконкурентоспособны, так как инвестиционные программы не изменили технического облика и не снизили ресурсоемкости производства.
Колоссальные лесные ресурсы, их широкое территориальное распространение, повсеместное и разнообразное применение древесины определяют важное значение в российской экономике отраслей лесного комплекса.
В Европейской России потребляется подавляющая часть всех лесоматериалов, но почти 9/10 запасов древесины приходится на восточные районы. Главные лесозаготовительные базы, дающие 3/5 заготовок деловой древесины, - Европейский Север, Восточная Сибирь и Урал.
Примерно 2/3 мощностей лесоперерабатывающих предприятий сосредоточено в потребляющих районах Европейской части, используя привозное сырье. Свыше половины лесопиления приходится на три района — Восточную Сибирь, Европейский Север и Урал. Основные центры целлюлозно-бумажной промышленности размещаются в Северном и Восточно-Сибирском районах.
Серьезное значение приобретает упорядочение межрайонных связей лесотоварного рынка, поскольку средняя дальность перевозок лесных грузов железнодорожным транспортом высокая — 1,1 тыс. км. Их целесообразное направление — с северо-востока на юго-запад, соответственно географии крупных лесозаготовительных и потребляющих центров. В последние годы межрайонный сбыт сибирского леса сильно затрудняется из-за резкого возрастания транспортных тарифов. Это привело к усилению лесозаготовок в Европейской части, к концентрации больших объемов рыночных продаж деловой древесины в Республике Коми, Вологодской, Кировской областях и др. (на Востоке крупная лесоторговая область — Иркутская).
Базовые межотраслевые комплексы - энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.
Однако в ходе экономической реформы ряд регионов ослабил л свернул специализацию на базовых отраслях (Поволжье и Восточная Сибирь — на ТЭК, Западная Сибирь и Дальний Восток - на комплексе лесо- и стройматериалов), и лишь в отдельных случаях при экспорте) она укрепилась (Центральное Черноземье - на горной металлургии, Восточная Сибирь - на цветной) (табл. 2).
Базовые комплексы имеют
широкий отраслевой состав и обширное
территориальное
Перспективы развития базовых межотраслевых комплексов и совершенствования их региональной структуры прогнозируются в следующих основных направлениях:
топливно-энергетический комплекс — предельная добыча к 2020 г. — 700—750 млрд. м3 природного и попутного газа, 300 млн. т нефти и конденсата, 335—400 млн. т угля, выработка 1200 млрд. кВт - ч электроэнергии. Целесообразно освоение (но умеренными темпами) новых ресурсов природного газа на полуострове Ямал, в Баренцевом море, Иркутской области, на шельфе острова Сахалин, а также новых источников нефти в Сибири (включая Восточную), Прикаспии, на шельфе Арктики и Дальнем Востоке; сооружение новых нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана; развитие открытой добычи угля в Канско-Ачинском и Южно-Якутском бассейнах, а также рентабельной добычи на угольных разрезах и шахтах Кузнецкого и Печорского бассейнов. Важным направлением является совершенствование структуры и территориальной организации энергетической базы путем сооружения мощных конденсационных электростанций в восточных районах, особенно на канско-ачинских и других углях открытой добычи и западно-сибирском природном газе, крупных ГЗС на сибирских реках, АЭС - в Европейской части;
металлургический комплекс — расширение внутреннего рынка металлопродукции; интенсификация и улучшение технологической структуры производства в черной металлургии с целью повышения качества и увеличения выпуска эффективных видов продукции; опережающий рост сырьевой базы, важный в условиях потери ряда источников сырья после распада СССР (железная руда, марганец и т. д.), более полное использование металлолома; сдерживание развития мощностей черной металлургии полного цикла и энергоемкой цветной металлургии в районах, дефицитных по топливу, электроэнергии, воде и экологически уязвимых, приоритетное развитие этих мощностей в Сибири; экологическое оздоровление металлургических центров;
комплекс лесостроительных
материалов — совершенствование
лесопользования и
В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья. Одна из ключевых проблем — удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей. Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, 1ребу-ющихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.