Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций
Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
Территориальный (межрайонный) баланс включает два раздела:
1) формирование спроса
и предложения в регионах с
двумя основными частями —
спрос (потребление, вывоз и
пр.) и предложение (производство,
ввоз и пр.); 2) межрегиональный
обмен ресурсов в виде
С помощью отраслевых экономико-математических оптимизационных моделей устанавливаются основные параметры производства и потребления определенной продукции в территориальном разрезе — размещение предприятий, их размеры и специализация, номенклатура и объем выпускаемой продукции (иногда по технологическим способам), размеры удовлетворения спроса различных потребителей, транспортные связи, потребность в производственных ресурсах и т. д. Т. е. обосновывается привязка предприятий к определенным региональным хозяйственным комплексам.
Для составления оптимальной схемы снабжения продукцией применяют так называемую закрытую модель транспортной задачи, для определения размещения предприятий — открытую. Первая характеризуется равенством предложений поставщиков и спросов потребителей, во второй — суммарное предложение поставщиков значительно большие суммарного спроса потребителей, что обеспечивает широкий диапазон допустимых программ размещения производства.
Специальная экономическая зона. Зона свободной торговли. Промышленно-производственные зоны. Технико-внедренческие зоны. Сервисные зоны. Комплексные зоны. Технополис. Промышленный парк. Научно-технический парк. Регулирование деятельности специальных зон. Внешнеторговые, фискальные, финансовые и административные льготы
. Организация СЭЗ направлена на:
1. создание благоприятных
условий для активизации
2. формирование нового научно-промышленного
аппарата с целью накопления и тиражирования рядов опыта в области
производства высококачественной наукоемкой
продукции и привлечение высоких технологий,
3. более рациональное и эффективное использование
земельных и природных ресурсов региона,
4. расширение торгово-экономического
сотрудничества с СЭЗ других регионов,
5. привлечение положительного зарубежного
управленческого опыта с целью его распространения
на предприятия и в организациях 6. практическое
обучение отечественных специалистов
приемам и методам современного бизнеса,
переподготовка кадров,
7. увеличение числа иностранных туристов
особенно из стран, где сложились крупные
общины-диаспоры.
СЭЗ- это:
- мощный фактор ускорения социально-экономического, научно-технического, организационного и кадрового совершенствования региональной экономики,
- связующее звено между
передовым опытом
- современный эталон
прогрессивных форм
- известные стандартные
решения социально-культурного
- условия расширения
внутреннего рынка, наполнение
его высококачественными
- источник поступления иностранных инвестиций, идущих на развитие региональной экономики, активизацию вовлечения в хозяйственный оборот всех видов местных ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и природных),
- стимулятор деловой
активности и
- формирование нового экономичес
- поле экспериментирования
и полигон отработки решения
в области социальной
- фактор укрепления
геополитических интересов,
- ускоритель структурных
образований в региональном
- один из главных
факторов и источников роста
экспортного потенциала и
- предпосылки повышения
доходности предприятий и
2.1. Сущность и типы СЭЗ
СЭЗ любого типа – особое
территориально-хозяйственное
В России СЭЗ –“зона
предпринимательства”, “зона наибольшего
благоприятствования в
Под СЭЗ понимают часть
территории страны, на которой по инициативе
центральных либо местных органов
власти на основе соответствующих
Семейство СЭЗ можно разделить на несколько типов:
2.1.Зона свободной торговли (ЗСТ)-
разнообразные территориальные образования, обычно выводимые национальной таможенной территории. Эти СЭЗ осуществляют различные торговые сделки и связанные с ними операции по упаковке, простейшей доработке, маркировке, контролю качества,расфасовке и комплектации партий ввозимых и вывозимых продовольственных товаров.
Если СЭЗ работает на вывоз товаров, то она имеет статус зоны внешней торговли (ЗВТ) или свободной внешнеторговой зоны (СВТЗ). Если в зоне преобладает ввоз продукции, то это зона внутренней торговли или свободная внутриторговая зона.
ЗСТ всех типов организуются в морских и речных портах, в аэропортах, на крупных ж/д приграничных станциях, автострадах, вблизи таможенных городов.
Здесь отечественные и зарубежные предприятия могут осуществлять таможенные операции, беспрепятственно ввозить и вывозить товары, перегружать и складировать их, расфасовывать и продавать их оптовыми партиями или в розницу.
Примеры: десятки городов-портов, имеющих статус СЭЗ: в Германии их 6, часто в мире – “свободные торговые порты”, “ свободные штаты”.
В КНР с 1984 года – 14 “открытых прибрежных городов”.
Их преимущества: быстрая окупаемость вкладываемых стартовых капиталовложений, оперативная и простая организация инфраструктуры.
2.2. Промышленно-производственные или предпринимательские зоны (ППЗ,ПЗ)
Характеризуются тем, что в них создаются предприятия, в которых производятся товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов, либо на тех же основах выпускается так называемая импортно-замещающая продукция для внутреннего рынка.
На предприятиях ПЗ осуществляется сборка готовой продукции, реализуемая на близлежащих территориях и в первую очередь в ближайшей стране-импортере капитала. Первоначально, как правило, обязательно с экспортом готовой продукции, затем используются местное сырье и полуфабрикаты и импортной техники и технологии, затем поставка на внутренний рынок.
Эти СЭЗ имеют специальный таможенный режим, где действуют определенные финансовые и налоговые льготы.
Такие СЭЗ широко распространены в КНР, Южной Кореи – “ специальные экономические зоны (СЭЗ)”,
ППЗ- (зона промышленной обработки –ЗПО) промышленная зона (ПЗ), чаще “свободная экспортная зона”- СЭКЗ, “зона свободного импорта”- ЗСИ.
Деятельность таких СЭЗ направлена на возрождение национальной экономики. Преимущественное распространение получила в странах Африки, Латинской Америки, Азии.
2.3.Торгово-промышленные зоны-
это своеобразная комбинация ЗСТ и ППЗ. На их территории вводятся визовый, таможенный, финансово-кредитный, валютный режимы, призванные создать наиболее благоприятные условия деятельности предприятий-резидентов. ТПЗ получили широкое распространение в США, а ныне этот опыт тиражируется в качестве зоны производства и свободной торговли (ЗПиСТ) в других государствах.
2.4.Технико-разрабатывающие или технико-внедренческие зоны (ТРЗ и ТВЗ)- это территориальные образования – анклавы, использующие национальные научные кадры и зарубежных специалистов, связанных в общую структуру целей и задач НТП и пользующиеся единой системой налоговых и финансово-кредитных льгот.
Такие типы СЭЗ в США называются технопарками, в Японии – технополисами, в России – наукоградами. Примеры: “Кремниевая долина” в Калифорнии, Арзамас-16, Красноярск – 26.
Эти образования пользуются широкой всесторонней поддержкой государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и налоговые кредиты. Главная цель их создания и функционирования: стимулировать инновационную деятельность всех типов (от разработки до внедрения включительно) и повышать эффективность НТП в целом, а не только отдельных направлений науки и техники. (Ядерные исследования – Дубна, Обнинск)
2.5.Функциональные (специализированные) зоны (ФЗ) –
это наиболее многочисленные и пестрые СЭЗ. К ним прежде всего относятся банковские, страховые, рекреационно-туристические, историко-культурные и другие сервисные СЭЗ.
В таких территориально-
“Свободные банковские зоны - СБЗ” и “Свободные страховые зоны- ССЗ” – территории, в пределах которых можно осуществлять предпринимательскую деятельность, имея дело с иностранными и отечественными клиентами, отечественным и иностранным капиталом.
Здесь практически отсутствует контроль за обменом иностранных валют, движением капитала в форме денег, недвижимости, ценных бумаг и т.д.
СБЗ и ССЗ получили наибольшее распространение в экономически развитых странах, где имеются давние традиции функционирования различных форм капитала и предпринимательской деятельности, и в новых индустриальных странах, где высок уровень деловой активности и концентрации международного капитала. Примеры: банковские кампании- Швейцария, Люксембург, США, Франция, Германия, Великобритания, страховые и банковские фирмы – Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Тайвань, Филиппины.
Главная отличительная черта СБЗ и ССЗ – высокая степень развития инфраструктуры территории.
Такие виды сервисных СЭЗ как “офшорные зоны - ОФЗ” дают возможность юридических лицам, не ведущим на территории самостоятельной СЭЗ хозяйственной и другой предпринимательской деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации, налоговыми льготами, выполнять валютные расчеты с клиентами и иностранными организациями.
2.6. Рекреационно-туристические зоны (РТЗ)
Имеют многолетнюю историю зон игорного и развлекательного бизнеса. В тоже время это историко-культурные центры
Методы определения отраслей рыночной специализации регионов. Методологические аспекты региональной политики. Основные направления региональной политики. Основные цели и задачи региональной политики. Факторы, влияющие на формирование региональной политики. Основные направления региональной политики за рубежом и в России. Методы и формы реализации региональной политики в Российской Федерации.
Введение
Мнение о том, что рыночная экономика – это стихия, которая, сама себя регулирует, находит все меньше сторонников в реформируемой России. Выяснилось, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать – она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов.
В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов РФ необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из федерального бюджета.
I. Региональная политика: понятие, цели и задачи.
1. Понятие и виды региональной политики.
Региональная политика
государства – сфера
По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:
1. Экономическая политика.
Необходимость смягчения регион
2. Социальная политика. В поле зрения –
процессы и форма организации жизни людей
общественного производства со стороны
условий труда, быта и отдыха человека
и развития личности вообще. Социальные
различия в жизни населения подавляющего
числа государств колоссальны. Отсюда
поиск путей выравнивания уровней жизни
между различными регионами и типами поселений,
а также общее улучшение качества социальной
среды составляют суть региональной политики
в социальной сфере.
3. Демографическая политика. Она означает
активное вмешательство государства,
как в естественное, так и механическое
движение населения с целью достижения
специфических для регионов целей.
4. Экистическая (поселенческая) политика.
Эстетика – наука об эффективном использовании
территории конкретного региона путем
оптимального размещения производств,
коммуникаций и мест расселения с учетом
природных, экономических, архитектурно-строительных
и инженерно-технических факторов и условий.
Обширность территории России нередко
порождает иллюзию неактуальности проведения
активной экистической политики в сравнении
с небольшими по территории европейскими
странами. Между тем именно в России, с
ее огромными пространствами, осуществление
дальновидной, научно обоснованной поселенческой
политики способно сэкономить колоссальные
средства.
5. Экологическая политика. Усиливающаяся
концентрация производства, диктуемая
объективными потребностями его развития,
урбанизация и скученность населения,
широкое применение синтетических материалов,
которые не могут быть трансформированы
природой, привели к резко возросшей нагрузке
на окружающую среду.
6. Научно-техническая политика. В сферу
региональной научно-технической политики
попадают условия и факторы размещения
центров научных исследований, взаимосвязи
между местами концентрации НИОКР и размещением
производительных сил, территориальные
формы соединения науки и производства,
региональные перемещения научных кадров.