Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Файлы: 1 файл

Лекция по регионал. экономике .doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Территориальный (межрайонный) баланс включает два раздела:

1) формирование спроса  и предложения в регионах с  двумя основными частями —  спрос (потребление, вывоз и  пр.) и предложение (производство, ввоз и пр.); 2) межрегиональный  обмен ресурсов в виде шахматной  таблицы корреспонденции ввоза  и вывоза. По существу в условиях рынка речь идет о переименованных прежних статьях баланса «ресурсы» и «распределение» в новые — «предложение» и «спрос» для обеспечения межрегионального рыночного равновесия.

С помощью отраслевых экономико-математических оптимизационных моделей устанавливаются основные параметры производства и потребления определенной продукции в территориальном разрезе — размещение предприятий, их размеры и специализация, номенклатура и объем выпускаемой продукции (иногда по технологическим способам), размеры удовлетворения спроса различных потребителей, транспортные связи, потребность в производственных ресурсах и т. д. Т. е. обосновывается привязка предприятий к определенным региональным хозяйственным комплексам.

Для составления оптимальной схемы снабжения продукцией применяют так называемую закрытую модель транспортной задачи, для определения размещения предприятий — открытую. Первая характеризуется равенством предложений поставщиков и спросов потребителей, во второй — суммарное предложение поставщиков значительно большие суммарного спроса потребителей, что обеспечивает широкий диапазон допустимых программ размещения производства.

Лекция №12 Свободные экономические  зоны.

Специальная экономическая  зона. Зона свободной торговли. Промышленно-производственные зоны. Технико-внедренческие зоны. Сервисные зоны. Комплексные зоны. Технополис. Промышленный парк. Научно-технический парк. Регулирование деятельности специальных зон. Внешнеторговые, фискальные, финансовые и административные льготы

. Организация СЭЗ направлена на:

1. создание благоприятных  условий для активизации совместно  с зарубежными партнерами деятельности  по увеличению экспортно-импортных  возможностей региона,  
2. формирование нового научно-промышленного аппарата с целью накопления и тиражирования рядов опыта в области производства высококачественной наукоемкой продукции и привлечение высоких технологий,  
3. более рациональное и эффективное использование земельных и природных ресурсов региона,  
4. расширение торгово-экономического сотрудничества с СЭЗ других регионов,  
5. привлечение положительного зарубежного управленческого опыта с целью его распространения на предприятия и в организациях 6. практическое обучение отечественных специалистов приемам и методам современного бизнеса, переподготовка кадров,  
7. увеличение числа иностранных туристов особенно из стран, где сложились крупные общины-диаспоры.

СЭЗ- это:

- мощный фактор ускорения  социально-экономического, научно-технического, организационного и кадрового  совершенствования региональной экономики,

- связующее звено между  передовым опытом хозяйствования  и состоянием жизнедеятельности  конкретного региона, 

- современный эталон  прогрессивных форм организации  производства, труда и управления, внедрения современной техники  и технологий,

- известные стандартные  решения социально-культурного и  коммунально-бытового обслуживания  населения, 

- условия расширения  внутреннего рынка, наполнение  его высококачественными товарами  и услугами,

- источник поступления  иностранных инвестиций, идущих на развитие региональной экономики, активизацию вовлечения в хозяйственный оборот всех видов местных ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и природных),

- стимулятор деловой  активности и предпринимательской  инициативы в РЭ,

- формирование нового экономического мышления, новой психологии, характерной для рыночной экономики,

- поле экспериментирования  и полигон отработки решения  в области социальной поддержки  и защиты населения региона, 

- фактор укрепления  геополитических интересов, создающий  региональные полюсы роста,

- ускоритель структурных  образований в региональном хозяйстве, 

- один из главных  факторов и источников роста  экспортного потенциала и поступления  валютной выручки, 

- предпосылки повышения  доходности предприятий и занятости  населения региона.

2.1. Сущность и типы  СЭЗ 

СЭЗ любого типа – особое территориально-хозяйственное и  административно-территориальное образование.

В России СЭЗ –“зона предпринимательства”, “зона наибольшего  благоприятствования в торговле”, “свободная таможенная зона”, “зона свободной торговли”.

Под СЭЗ понимают часть  территории страны, на которой по инициативе центральных либо местных органов  власти на основе соответствующих законодательных  и нормативных актов с учетом взаимовыгодных интересов сторон устанавливается льготный режим инвестирования, налогообложения, финансового кредитования, а также особые визовый, валютный и таможенный режимы, определяются законодательные и организационные границы, специализация и приоритеты развития отраслей и производств.

Семейство СЭЗ можно разделить на несколько типов:

  1. Зоны свободной торговли,  
    2. Промышленно-производственные или предпринимательские зоны,  
    3. Торгово-промышленные зоны,  
    4. Технико-разрабатывающие или технико-внедренческие зоны,  
    5. Функциональные (специализированные) зоны,  
    6. Комплексные (комплексного развития территорий),  
    7. Совместные с другими странами, особые ЭЗ.

2.1.Зона свободной торговли (ЗСТ)-

разнообразные территориальные  образования, обычно выводимые национальной таможенной территории. Эти СЭЗ осуществляют различные торговые сделки и связанные с ними операции по упаковке, простейшей доработке, маркировке, контролю качества,расфасовке и комплектации партий ввозимых и вывозимых продовольственных товаров.

Если СЭЗ работает на вывоз товаров, то она имеет статус зоны внешней торговли (ЗВТ) или свободной внешнеторговой зоны (СВТЗ). Если в зоне преобладает ввоз продукции, то это зона внутренней торговли или свободная внутриторговая зона.

ЗСТ всех типов организуются в морских и речных портах, в  аэропортах, на крупных ж/д приграничных станциях, автострадах, вблизи таможенных городов.

Здесь отечественные  и зарубежные предприятия могут  осуществлять таможенные операции, беспрепятственно ввозить и вывозить товары, перегружать  и складировать их, расфасовывать  и продавать их оптовыми партиями или в розницу.

Примеры: десятки городов-портов, имеющих статус СЭЗ: в Германии их 6, часто в мире – “свободные торговые порты”, “ свободные штаты”.

В КНР с 1984 года – 14 “открытых  прибрежных городов”.

Их преимущества: быстрая окупаемость вкладываемых стартовых капиталовложений, оперативная и простая организация инфраструктуры.

2.2. Промышленно-производственные  или предпринимательские зоны (ППЗ,ПЗ)

Характеризуются тем, что  в них создаются предприятия, в которых производятся товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов, либо на тех же основах выпускается так называемая импортно-замещающая продукция для внутреннего рынка.

На предприятиях ПЗ осуществляется сборка готовой продукции, реализуемая на близлежащих территориях и в первую очередь в ближайшей стране-импортере капитала. Первоначально, как правило, обязательно с экспортом готовой продукции, затем используются местное сырье и полуфабрикаты и импортной техники и технологии, затем поставка на внутренний рынок.

Эти СЭЗ имеют специальный  таможенный режим, где действуют  определенные финансовые и налоговые  льготы.

Такие СЭЗ широко распространены в КНР, Южной Кореи – “ специальные  экономические зоны (СЭЗ)”,

ППЗ- (зона промышленной обработки –ЗПО) промышленная зона (ПЗ), чаще “свободная экспортная зона”- СЭКЗ, “зона свободного импорта”- ЗСИ.

Деятельность таких  СЭЗ направлена на возрождение национальной экономики. Преимущественное распространение  получила в странах Африки, Латинской Америки, Азии.

2.3.Торгово-промышленные  зоны-

это своеобразная комбинация ЗСТ и ППЗ. На их территории вводятся визовый, таможенный, финансово-кредитный, валютный режимы, призванные создать  наиболее благоприятные условия  деятельности предприятий-резидентов. ТПЗ получили широкое распространение в США, а ныне этот опыт тиражируется в качестве зоны производства и свободной торговли (ЗПиСТ) в других государствах.

2.4.Технико-разрабатывающие  или технико-внедренческие зоны (ТРЗ и ТВЗ)- это территориальные образования – анклавы, использующие национальные научные кадры и зарубежных специалистов, связанных в общую структуру целей и задач НТП и пользующиеся единой системой налоговых и финансово-кредитных льгот.

Такие типы СЭЗ в США  называются технопарками, в Японии – технополисами, в России – наукоградами. Примеры: “Кремниевая долина” в Калифорнии, Арзамас-16, Красноярск – 26.

Эти образования пользуются широкой всесторонней поддержкой государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и налоговые кредиты. Главная цель их создания и функционирования: стимулировать инновационную деятельность всех типов (от разработки до внедрения включительно) и повышать эффективность НТП в целом, а не только отдельных направлений науки и техники. (Ядерные исследования – Дубна, Обнинск)

2.5.Функциональные (специализированные) зоны (ФЗ) – 

это наиболее многочисленные и пестрые СЭЗ. К ним прежде всего относятся банковские, страховые, рекреационно-туристические, историко-культурные и другие сервисные СЭЗ.

В таких территориально-административных образованиях устанавливается специальный  режим для того вида предпринимательской  деятельности, на котором специализируется конкретная функциональная зона, а  также особый режим пребывания в ней клиентов.

“Свободные банковские зоны - СБЗ” и “Свободные страховые  зоны- ССЗ” – территории, в пределах которых можно осуществлять предпринимательскую  деятельность, имея дело с иностранными и отечественными клиентами, отечественным  и иностранным капиталом.

Здесь практически отсутствует  контроль за обменом иностранных  валют, движением капитала в форме  денег, недвижимости, ценных бумаг и  т.д.

СБЗ и ССЗ получили наибольшее распространение в экономически развитых странах, где имеются давние традиции функционирования различных форм капитала и предпринимательской деятельности, и в новых индустриальных странах, где высок уровень деловой активности и концентрации международного капитала. Примеры: банковские кампании- Швейцария, Люксембург, США, Франция, Германия, Великобритания, страховые и банковские фирмы – Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Тайвань, Филиппины.

Главная отличительная  черта СБЗ и ССЗ – высокая  степень развития инфраструктуры территории.

Такие виды сервисных  СЭЗ как “офшорные зоны - ОФЗ” дают возможность юридических лицам, не ведущим на территории самостоятельной СЭЗ хозяйственной и другой предпринимательской деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации, налоговыми льготами, выполнять валютные расчеты с клиентами и иностранными организациями.

2.6. Рекреационно-туристические  зоны (РТЗ) 

Имеют многолетнюю историю  зон игорного и развлекательного бизнеса. В тоже время это историко-культурные центры

Лекция №13 Региональная политика государства 

Методы определения  отраслей рыночной специализации регионов. Методологические аспекты региональной политики. Основные направления региональной политики. Основные цели и задачи региональной политики. Факторы, влияющие на формирование региональной политики. Основные направления региональной политики за рубежом и в России. Методы и формы реализации региональной политики в Российской Федерации.

Введение 

Мнение о том, что  рыночная экономика – это стихия, которая, сама себя регулирует, находит  все меньше сторонников в реформируемой  России. Выяснилось, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать – она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов.

В условиях становления  и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов  РФ необходима выработка четкой и  действенной региональной политики в проведении реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при  усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики  России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из федерального бюджета.

I. Региональная политика: понятие, цели и задачи.

1. Понятие и виды  региональной политики.

Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием  страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

По сферам воздействия  можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.  
2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.  
3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.  
4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.  
5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.  
6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"