Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Файлы: 1 файл

Лекция по регионал. экономике .doc

— 1.11 Мб (Скачать)

К основным задачам политики в сфере занятости относят:

? Перевод высвобождаемых  работников на предприятия развивающихся  отраслей, организация профессиональной  подготовки кадров для новых,  перспективных производств; 

? Защита трудовых прав  работников несостоятельных предприятий,  эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная ориентация.

6. Национально-этническая  региональная политика.

В условиях России, одного из крупнейших в мире многонациональных  государств, региональная национально-этническая политика должна быть направлена на создание равноправных отношений между народами страны и формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Наиболее принципиальные аспекты такой политики приведены  ниже:

? Совершенствование существующей  модели федеративного устройства страны, направленной на сохранение территориальной целостности государства;

? Выработка правовой  и нормативной базы для урегулирования  национальных отношений (в частности  – для борьбы с проявлениями  агрессивного национализма);

? Государственная поддержка самобытной культуры малочисленных народов, содействие в сохранении их языка, традиций и среды обитания;

? Учет религиозных  и конфессиональных особенностей  различных народов, соблюдение  равного статуса вероисповеданий; 

? Сохранение исторического наследия русской культуры.

Заключение 

Региональная политика государства – составная часть  национальной стратегии социально-экономического развития.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен.

Напряженная социально-экономическая  ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях – угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны.

Разделение целей и  задач региональной политики на направления создают возможность для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления эффективнее решать проблемы регионов.

Лекция №14 Региональная бюджетно-налоговая  система 

Устройство бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный бюджет. Региональные и местные бюджеты. Бюджетный федерализм. Доходы и расходы бюджетов. Собственные и регулирующие доходы. Трансферты. Бюджет текущих расходов. Бюджет развития. Федеральные налоги. Региональные и местные налоги. Фонд финансовой поддержки регионов. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований

Региональные бюджеты  — центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации. В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие  наблюдается регионализация экономических  и социальных процессов. Все в  большей мере функции регулирования  этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты  государство активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих доходов. Собственные  доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

• налог на имущество  предприятий;

• налог на недвижимость;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог с продаж;

• налог на игорный  бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам  относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления  от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных  налогов 

.13

составляют более 40%, а  поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 25%.

Таким образом, собственные  доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество  предприятий — примерно 9%, доходы от государственной собственности  — 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества — 1,5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 2,8%. Основные направления использования средств региональных бюджетов:

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

• обслуживание и погашение  государственного долга субъектов  Российской Федерации;

проведение выборов  и референдумов субъектов Российской Федерации;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

• осуществление международных  и внешнеэкономических связей субъектов  Российской Федерации;

• содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся введении органов государственной  власти субъектов Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов  Российской Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

• обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

• компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов местных бюджетов.

Следует отметить, что  региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и  рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 43% расходов. Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства — 30%, здравоохранения — 33%, культуры и искусства — 34%.

Лекция №15 Региональная структура  управления

Некоторые проблемы функционирования органов региональной власти в современный  период. Принципы организации региональных органов государственной власти. Вопросы регулирования экономического развития региона.

В сентябре 1999 г. Правительством РФ была одобрена разработанная Госкомимуществом концепция «Управление государственным  имуществом и приватизацией в  Российской Федерации на 2000-2001 годы». В концепции определены цели, задачи, критерии и методы управления государственным имуществом, способы контроля государства за постприватизационным развитием предприятий.

Органам исполнительной власти предстоит решить ряд неотложных укрупненных задач:

1. Построение эффективной  системы управления.

Систему управления следует рассматривать в неразрывном единстве, куда входят следующие элементы: обязательный порядок определения способа достижения цели; регламентация процедуры принятия управленческих решений государственными органами, выбора управляющих; контроль за объектами управления и деятельностью управляющих; предоставление отчетности государственными органами и управляющими, анализ результатов контроля и отчетности; ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Принципы и порядок  взаимодействия государственных органов  управления должны быть регламентированы соответствующими правовыми актами.

2. Обеспечение эффективности  управления.

Эффективность управления заключается в достижении цели управления (качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Это обязательный критерий при оценке деятельности государственных органов и управляющих.

3. Повышение профессионализма управления.

Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении своим  имуществом и поэтому остро нуждается  в разработке системы подготовки и аттестации управляющих. В декабре 1999 г. вступило в силу постановление  Правительства РФ «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения». В этой связи Мингосимуществом РФ подготавливаются перечни госпредприятий, которые предполагается реорганизовать, ликвидировать, продать как имущественные комплексы или использовать для создания федеральных казенных производств. Постановление содержит перечень отраслей, в которых допускается закрепление акций в госсобственности и выпуск «золотой акции». К этим отраслям относятся сфера добычи, переработки и сбыта нефти, а также предприятия трубопроводного транспорта, электроэнергетики, морского и речного транспорта, связи, производства вооружений, военной и космической техники, производства продуктов детского питания. Предполагается передать определенную часть унитарных предприятий в собственность субъектов РФ.

В условиях неравномерного социального и экономического положения  регионов, потребности освоения природных  ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной  структуры, обеспечения занятости населения необходимо использование новых эффективных методов воздействия на экономику. Среди них - программно–целевое прогнозирование, позволяющее квалифицированно и надежно в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных регионов в рамках единой региональной политики государства.

Разработка региональных программ – это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических  уровней.

Региональные программы  – это разновидность целевых  комплексных программ, служащих инструментом регулирования и управления экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные), собственно региональные и комплексные.

Узкоспециализированные  программы – разработки в составе  целевых федеральных программ (ЦФП), например, «здравоохранение России». В ее составе по всем регионам разработаны программы – «здравоохранение в регионе», где определены потребности в финансовых ресурсах, источники финансирования, материальные и человеческие ресурсы и т. д.

Комплексные программы  включают все узкоспециализированные программы. Среди них главное место занимают программы социальной ориентации: здравоохранение, просвещение, культура, торговля, коммунальное хозяйство, туризм, отдых и пр.

Региональные программы  классифицируются по территориальной  принадлежности, функциональной ориентации, содержанию решаемых проблем, масштабности, отраслевой локализации, хронологии возникновения проблем.

Конкретные региональные программы могут быть классифицированы:

- по территориальной  принадлежности (областная),

- по функциональной ориентации (экологическая),

- по масштабности (узкоспециализированная),

- по продолжительности  (среднесрочная).

Специфика региональных программ

Специфика региональных программ состоит в том, что они  формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекает из общегосударственных и территориальных интересов.

Программные мероприятия  осуществляются в границах географически  ограниченного региона, единицы  административно-территориального деления  РФ. Управление проектированием и реализацией региональных программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование региональных программ осуществляется, в основном, за счет субсидий государства. Другими источниками являются иностранные инвестиции, частные капиталовложения…

По сравнению с государственными, региональные программы отличаются небольшими объемами работ и ресурсных  затрат и обладают: целевой направленностью, точной адресностью, ограниченными  временными интервалами, и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"