Курс лекций по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:49, курс лекций

Краткое описание

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности.
В соответствии с объектом исследования экономическую теорию можно представить следующим образом (рис.1.).

Файлы: 1 файл

_конспект лекций.doc

— 838.00 Кб (Скачать)

Лекция 10. Макроэкономические показатели

Чтобы определить состояние  экономики в целом, необходимо суммировать (агрегировать) состояние экономик каждой фирмы. Агрегирование позволяет получить статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества. Такие показатели называются макроэкономическими. Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов.

Основным показателем, с помощью которого измеряют объем  национального производства, служит валовой национальный продукт.

Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определённого периода времени (года).

При подсчете ВНП учитываются  товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной страны за рубежом.

Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

Конечными товарами и  услугами являются те из них, которые  приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления.

В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.

Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается. Эта проблема особенно актуальная для стран с большой долей теневой экономики, поскольку в этом случае показатель ВНП может быть значительно занижен. Для решения этой проблемы используется дооценка ВНП с учетом доли теневого сектора.

Существуют 3 способа измерения ВНП (ВВП):

    • По расходам (метод конечного использования).
    • По добавленной стоимости (производственный метод).
    • По доходам (распределительный метод).

При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП (домохозяйств, фирм, государства и иностранцев). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.

Суммарные расходы можно  разложить на несколько компонентов:

ВНП = Y = C + I + G + EX,

где C – личные потребительские  расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).

I – валовые частные  внутренние инвестиции. Включают  производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (ТМЦ).

G – государственные  закупки товаров и услуг (строительство  и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.). Сюда не входят трансфертные платежи. Государственные трансферты – это выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию.

EX – чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает «нетто-экспортером», а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.

При подсчете ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.

Добавленная стоимость  – это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.

Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму  добавленной стоимости всех производящих фирм. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП.

ВНП = Σ Добавленная  стоимость + Косвенные налоги – Государственные  субсидии.

При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).

Существует связь между  показателями ВНП и ВВП:

ВНП = ВВП + чистые факторные  доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа – это  разность между  доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Если ВНП превышает  ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

Кроме ВНП и ВВП  в систему национальных счетов включают ряд показателей.

1. Валовой национальный  располагаемый доход (ВНРД)

ВНРД = ВНП + чистые трансферты из-за рубежа, т.е. трансферты, полученные от остального мира (дарения, гуманитарная помощь) за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. ВНРД используется для конечного потребления и национального сбережения.

2. Чистый национальный  продукт (ЧНП) 

ЧНП = ВНП – стоимость  износа основного капитала (амортизационные  отчисления).

3. Национальный доход  (НД)

НД = ЧНП – Косвенные  налоги (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

НД разделяется на 5 компонентов в зависимости от способа получения дохода (как  и ВНП).

4. Личный доход (ЛД)

ЛД = НД – прибыль корпораций – взносы на социальное страхование  – чистый % + дивиденды + трансфертные платежи от государства населению + личный доход, полученный в виде %.

5. Располагаемый личный  доход (РЛД) 

РЛД = ЛД – личные налоговые  и неналоговые платежи (налог  на доходы физических лиц, на имущество, плата за проезд в транспорте, коммунальные услуги).

РЛД – это средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после выполнения налоговых обязательств перед государством. РЛД используется на потребление и сбережения. Потребление – важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Сбережения  определяются как доход за вычетом потребления.

Различают номинальный  и реальный ВНП.

Номинальный ВНП измеряет стоимость выпуска в данном периоде  по ценам этого периода или  в текущих денежных единицах.

Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объём выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВНП, однако это совсем не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем. Для того чтобы отделить изменения ВНП за счет изменения выпуска, от изменения ВНП за счет изменения цен вводят показатель реального ВНП.

Реальный ВНП соизмеряет физический объём выпуска в экономике  в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных).

Лекция 11. Финансовая система государства.

Финансы — одна из самых  сложных экономических категории. В целом — это совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использованием денежных ресурсов. В традиционном курсе отечественной экономической науки под финансами было принято понимать, с одной стороны, определенные производственные отношения, а с другой — движение средств.

Потоки денежных ресурсов осуществляются между следующими субъектами: государством (и его институтами); предприятиями (фирмами); населением. Между этими тремя группами субъектов возникает, как известно, множество видов экономических связей. Значительная часть их обслуживается финансовыми потоками.

В современной мировой  практике используют как расширенную, так и суженную трактовку понятия финансы.

В широком смысле финансы  представляют собой движение всех видов  стоимостных величин в хозяйственном  процессе. Речь при этом идет обо  всех формах, включая денежно-кредитные. Такой подход к термину особенно распространен в американской литературе. При анализе бюджетных проблем в основном используется узкое понимание термина «финансы».

Финансовое хозяйство  выполняет несколько функции. Общепринятой считается классификация американского экономиста Р. Масгрейва:

    • аллокация,
    • перераспределение,
    • стабилизация.

Понятие «аллокация» связано с предоставлением обществу (за счет финансовых ресурсов) определенных услуг, то есть общественных благ. К ним относят систему внутренней и внешней безопасности (полицию, армию), общественный транспортный сектор (дороги, освещение), коммуникации, средства связи, социальную систему, охрану окружающей среды. Важнейшей целью государственных доходов и расходов является предоставление таких коллективных благ, которые не может предложить частная экономика.

Вторая функция финансового  хозяйства состоит в том, чтобы  осуществить определенное разумное перераспределение получаемых в рыночной экономике доходов. Цель такого изменения — корректировка распределения доходов и имущества с ориентацией на большее социальное равенство. При этом учитывается, что на первичное распределение влияют случайные факторы (наследство на капитал, разные возможности получения образования и т.п.). Перераспределение следует правилам: финансовый вклад слоев населения с повышенными доходами должен быть выше, чем доля получаемой от государства помощи. Для слоев же с низкими доходами справедливо обратное: получаемые от государства финансовые ресурсы выше их вклада в общий финансовый фонд. 

Функция государственного финансового хозяйства по стабилизации состоит в реализации целевых установок экономической политики (полная занятость, стабильность цен, соразмерный экономический рост).

Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы. Прежде всего, речь идет о расходах и доходах государственного бюджета.

Государственный бюджет представляет собой ведущее звено  финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности — инструмент перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

    • перераспределение национального дохода;
    • государственное регулирование и стимулирование экономики;
    • стимулирование научно-технического прогресса;
    • финансовое обеспечивание социальной политики;
    • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Расходы государственных  бюджетов развитых стран можно разделить  на группы отражающие национальные приоритеты и последовательность выделения бюджетных ассигнований:

    • военные и внешнеполитические расходы;
    • социально-экономические расходы;
    • расходы на государственное управление и охрану правопорядка;
    • проценты по государственному долгу.

Главная роль в мобилизации  средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Именно в результате поступления налогов создается финансовая база для выполнения государством его функций и задач. Под налогами следует понимать обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами.

Налоговая система может  включать два звена — государственные  налоги, местные налоги, либо три звена — налоги государственные (федеральные); налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации; местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К ним относятся:

    • подоходный налог с населения;
    • налог на прибыль корпораций;
    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы, таможенные пошлины.

Среди налогов наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, спиртные напитки, пиво, бензин и др.)

Информация о работе Курс лекций по "Макроэкономике"