Курс лекций по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:49, курс лекций

Краткое описание

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности.
В соответствии с объектом исследования экономическую теорию можно представить следующим образом (рис.1.).

Файлы: 1 файл

_конспект лекций.doc

— 838.00 Кб (Скачать)

Лекция 6. Основные типы рыночных структур

6.1. Совершенная конкуренция

Поведение фирмы, выбор  ею объемов производства зависит  от типа рынка, на котором она действует. Наиболее мощным фактором, диктующим  общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений

Этимологически слово конкуренция  восходит к латинскому concurrentia, означающему  столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. В рыночной экономике конкуренция выполняет важнейшую функцию противовеса и одновременно дополнения индивидуализму субъектов рынка. Она принуждает их учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом.

Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их прекращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы «Что? Как? Для кого производить?»

Развитие конкурентных отношений  тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он приобретает возможность выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Основными характеристиками рынка  совершенной конкуренции являются:

  1. Наличие большого количества на рынке мелких фирм
  2. Выпуск и реализация однородной продукции
  3. Отсутствуют барьеры при входе в отрасль и при выходе из нее
  4. Отсутствуют барьеры к получению информации

В условиях совершенной  конкуренции отдельно взятая фирма  является «прайс-тейкером», т.е. «принимает» рыночную цену (рис.21).

 

 


 

 

 

 

 

 

Предельных доход совершенно конкурентной фирмы не изменяется при расширении объема продаж: каждую следующую единицу  товара фирма продает по одной и той же цене. Поэтому в условиях совершенной конкуренции MR = P .

Максимизация прибыли в краткосрочном  периоде в условиях совершенной конкуренции отображена на рисунке 22


 

 

 

 

 

 

    1. Р > АС, в этом случае фирма максимизирует прибыль при условии 

MR = MC

PF = TR – TC = Q*P – Q*AC = Q*(P-AC)

    1. min AVC  < P < min AC, в этом случае фирма минимизирует издержки при условии MR = MC.
    2. P < min AVC , случай закрытия фирмы.

 

Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде

P = AC = MC = MR

В данном случае фирма  получает нормальную прибыль.

В долгосрочном плане  равновесие конкурентной фирмы характеризуется тем, что оптимальный объем производства достигается при равенстве:

P = AC = MC = LRAC

Для достижения долгосрочного равновесия необходимо выполнение следующих условий:

  • Фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объемов выпуска при заданных размерах производства.
  • Фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия, т.е. объемами постоянных затрат всех видов.
  • Не должны существовать мотивы, побуждающие новые фирмы к вхождению в отрасль (экономическая прибыль), а старые - к выходу из нее (убытки).

 


 

 

 

 

 

 

 

Фирмы будут наращивать выпуск продукции до точки, при которой P = MC, но прекратят производство, если P < AVC. Таким образом, кривая предложения фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции совпадает с восходящей частью кривой МС, лежащей над точкой ее пересечения с кривой AVC.


 

 

 

 

 

6.2. Рынок монополии

Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной  конкуренции. Основные характеристиками рынка монополии являются:

  • На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом;
  • Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него;
  • Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль;
  • Существуют значительные барьеры при входе в отрасль (экономические, технические, юридические и др.);
  • Существуют барьеры для получения информации.

Выделяют следующие  виды монополий:

    • Закрытая монополия. Защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений.
    • Открытая монополия. Характеризует фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Эта ситуация, как правило, является недолгосрочной, т.к. существует большая вероятность появления конкурентов.
    • Естественная монополия обусловлена экономией на масштабах производства. Как правило, таковыми являются монополии, основанные на владении естественными ресурсами (водоснабжение, отопление, газоснабжение и т.д). 

В отличие от совершенной  конкуренции в условиях монополии P > MR, т.к. при увеличении объема продаж монополист должен снизить цену не только на последнюю продаваемую единицу товара, но и на все предыдущие. (рис.25.)

Условие максимизации прибыли  и минимизации убытков фирмы-монополиста в краткосрочном периоде выглядит следующим образом (рис.26.)


MR = MC

 

PF=TR–TC=Q

P–Q
AC=Q
(P-AC)

 

 

 

    • Если P > AC в этом случае фирма-монополист максимизирует прибыль при условии MR = MC
    • Если  AVC < P < AC в этом случае фирма-монополист минимизирует убытки при условии MR = MC
    • Если P < AVC фирма-монополист прекращает производство

В долгосрочном периоде  оптимальный объем производства достигается при равенстве долгосрочных предельных издержек (LRMC) и долгосрочного предельного дохода (LRMR).

Для естественной монополии графики  долгосрочного и краткосрочного равновесия совпадают, меняется только интерпретация кривых.

В случае открытой монополии, когда  высокая цена нового товара привлекает конкурентов, рынок превращается в олигополию.

В случае закрытой монополии рост издержек на защиту своих позиций  сдвигает кривую долгосрочных средних  издержек (LRAC) вверх, одновременно происходит снижение спроса, т.к. появляются конкурентные фирмы с товарами-заменителями (кривая D сдвигается влево). Таким образом, в долгосрочном периоде исчезает экономическая прибыль.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:

где L - лернеровский индекс монопольной власти;

Pm - монопольная цена;

MC - предельные издержки;

E – Коэффициент ценовой  эластичности спроса на продукцию.

Чем выше этот индекс, тем  больше монопольная власть.

В условиях монополии нельзя найти закономерной связи между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара. Следовательно, невозможно построить кривую предложения.

Ценовая дискриминация  в условиях монополии - установление различных цен на одну и ту же продукцию.

  • Ценовая дискриминация первой степени – заключается в продаже товара каждому покупателю по индивидуальной цене, соответствующей максимальной оценке товара данным покупателем.
  • Ценовая дискриминация второй степени – установление различных цен на один и тот же товар в зависимости от количества, в котором он закупается.
  • Ценовая дискриминация третьей степени – при данном виде покупатели разделяются на группы с различной эластичностью спроса по цене. Каждой группе покупателей одинаковые товары продаются по разным ценам.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, то есть принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

6.3. Рынок монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция - такой тип рыночной структуры, при  котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.

Основные черты монополистической  конкуренции следующие:

    • как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем» цены;
    • как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля;
    • отсутствует взаимная зависимость фирм, тайный сговор практически невозможен;
    • экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию.

Теория монополистической  конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.

Спрос в условиях монополистической  конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста (рис.27).


 

 

 

 

 

 

На долговременном этапе  получение экономической прибыли  будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:

    • спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, т.к. число доступных товаров-заменителей увеличивается;
    • приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.

В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки.

С другой стороны, на большинстве  рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика, цена и объем производства не многим отличаются от тех, которые существовали бы на рынке совершенной конкуренции. Нельзя, также, игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции.

6.4. Рынок олигополии

Основными чертами рынка  олигополии являются следующее:

  1. Наличие небольшого числа фирм, господствующих на рынке;
  2. Выпускается однородная или дифференцированная продукция;
  3. Существуют барьеры при входе в отрасль:
    • естественные (эффект масштаба, патентование, лицензирование),
    • стратегические действия работающих на данном рынке фирм;

4. Каждая фирма своими  действиями способна оказывать  влияние на рыночную цену;

5. Просматривается очевидная  взаимозависимость фирм.

Для олигополии характерно понятие концентрация рынка, которая имеет обратную зависимость от плотности размещения фирм на рынке. Для измерения концентрации рынка рассчитывается индекс Герфиндаля:

Информация о работе Курс лекций по "Макроэкономике"