Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:49, курс лекций
Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности.
В соответствии с объектом исследования экономическую теорию можно представить следующим образом (рис.1.).
Поведение фирмы, выбор ею объемов производства зависит от типа рынка, на котором она действует. Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений
Этимологически слово
Действительно, в ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их прекращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы «Что? Как? Для кого производить?»
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он приобретает возможность выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Основными характеристиками рынка
совершенной конкуренции
В условиях совершенной конкуренции отдельно взятая фирма является «прайс-тейкером», т.е. «принимает» рыночную цену (рис.21).
Предельных доход совершенно конкурентной фирмы не изменяется при расширении объема продаж: каждую следующую единицу товара фирма продает по одной и той же цене. Поэтому в условиях совершенной конкуренции MR = P .
Максимизация прибыли в
MR = MC
PF = TR – TC = Q*P – Q*AC = Q*(P-AC)
Условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде
P = AC = MC = MR
В данном случае фирма получает нормальную прибыль.
В долгосрочном плане равновесие конкурентной фирмы характеризуется тем, что оптимальный объем производства достигается при равенстве:
P = AC = MC = LRAC
Для достижения долгосрочного равновесия необходимо выполнение следующих условий:
Фирмы будут наращивать выпуск продукции до точки, при которой P = MC, но прекратят производство, если P < AVC. Таким образом, кривая предложения фирмы, ориентированной на максимизацию прибыли в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции совпадает с восходящей частью кривой МС, лежащей над точкой ее пересечения с кривой AVC.
Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Основные характеристиками рынка монополии являются:
Выделяют следующие виды монополий:
В отличие от совершенной конкуренции в условиях монополии P > MR, т.к. при увеличении объема продаж монополист должен снизить цену не только на последнюю продаваемую единицу товара, но и на все предыдущие. (рис.25.)
Условие максимизации прибыли
и минимизации убытков фирмы-
MR = MC
PF=TR–TC=Q
В долгосрочном периоде оптимальный объем производства достигается при равенстве долгосрочных предельных издержек (LRMC) и долгосрочного предельного дохода (LRMR).
Для естественной монополии графики долгосрочного и краткосрочного равновесия совпадают, меняется только интерпретация кривых.
В случае открытой монополии, когда высокая цена нового товара привлекает конкурентов, рынок превращается в олигополию.
В случае закрытой монополии рост издержек на защиту своих позиций сдвигает кривую долгосрочных средних издержек (LRAC) вверх, одновременно происходит снижение спроса, т.к. появляются конкурентные фирмы с товарами-заменителями (кривая D сдвигается влево). Таким образом, в долгосрочном периоде исчезает экономическая прибыль.
Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:
где L - лернеровский индекс монопольной власти;
Pm - монопольная цена;
MC - предельные издержки;
E – Коэффициент ценовой
эластичности спроса на
Чем выше этот индекс, тем больше монопольная власть.
В условиях монополии нельзя найти закономерной связи между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара. Следовательно, невозможно построить кривую предложения.
Ценовая дискриминация в условиях монополии - установление различных цен на одну и ту же продукцию.
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше, по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, то есть принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.
Монополистическая конкуренция - такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Основные черты
Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.
Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста (рис.27).
На долговременном этапе
получение экономической
В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки.
С другой стороны, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика, цена и объем производства не многим отличаются от тех, которые существовали бы на рынке совершенной конкуренции. Нельзя, также, игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции.
Основными чертами рынка олигополии являются следующее:
4. Каждая фирма своими действиями способна оказывать влияние на рыночную цену;
5. Просматривается очевидная взаимозависимость фирм.
Для олигополии характерно понятие концентрация рынка, которая имеет обратную зависимость от плотности размещения фирм на рынке. Для измерения концентрации рынка рассчитывается индекс Герфиндаля: