Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:49, курс лекций
Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности.
В соответствии с объектом исследования экономическую теорию можно представить следующим образом (рис.1.).
И в первом, и во втором случае при свободном ценообразовании на основе действия конкурентных рыночных сил рынок сам вырабатывает механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.
На основе фиксированных цен в условиях рыночной экономики государство, как правило, пытается решить те или иные социальные вопросы. Так к установлению максимальной цены или «потолка цены» государство вынуждено прибегать, когда равновесная цена столь высока, что исключает данный товар из потребления большей части населения, а товар относится к предметам первой необходимости как, например, хлеб, сахар, молоко. Чаще всего подобная ситуация вероятна в периоды войн, кризисов, неурожая и т.п.
Вследствие введения фиксированных цен возникает устойчивый дефицит. Это означает, что, устанавливая ради блага населения низкую цену, государство вместе с тем не гарантирует всем своим гражданам возможности получения данного товара. Если речь идет о социально значимом товаре, то последствия могут быть не менее негативными, чем при высоких ценах. В конце концов, людям все равно, по какой причине они не будут потреблять хлеб: из-за высокой цены или вследствие отсутствия его в магазине. Вину, в обоих случаях, вероятнее всего, возложат на правительство, не умеющее управлять экономикой.
Еще одно негативное последствие установления «потолка» цены — черный рынок, который является «спутником» дефицита. Причины его существования понятны — часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства — от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу «время—деньги», до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники и др.), когда люди с относительно небольшими доходами готовы платить за дефицитный товар большие деньги.
Государство может ликвидировать дефицит в условиях фиксированных цен двумя путями:
Оба этих пути не слишком эффективны. Финансирование закупок за рубежом обременительно для бюджета. Рационирование лишает потребителя свободы выбора, а предпринимателя мотивов к расширению выпуска (цены ведь искусственно удерживаются низкими).
Другой формой государственного влияния на цену равновесия можно считать налоги. Данная форма является традиционным орудием государственного вмешательства и не нарушает условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктует цены и физические объемы сделок. Тем не менее, налоги включаются в цену продаваемого товара, а, следовательно, влияют на равновесную цену. Последствия введения налогов для рынка могут быть достаточно значительными.
Именно таково влияние косвенных (потоварных) налогов, к которым в России относятся, в частности, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы на некоторые виды товаров (например, на бензин, табак, алкогольную продукцию и др.) Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму равную величине налога в бюджет государства.
В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 6). Этот фактор воздействует на покупателя и продавца.
Введение налога на производителя приводит к сокращению предложения (смещение кривой предложения влево от S к S'). Производитель стремится переложить часть налога на покупателя. Равновесие смещается из точки Е0 в точку Е1. В результате потребитель получает товар дороже, по цене Р1. Производитель после уплаты налога получает меньший доход. На единицу товара он равен величине Р2. Объем продаж на рынке сокращается. Налог оказывает угнетающее действие. Распределение налогового бремени между потребителями и производителями зависит от характера эластичности спроса и предложения.
Своего рода антиподом налогов являются государственные субсидии или дотации, то есть доплаты производителю. Чтобы стимулировать производство некоторых товаров, государство может взять на себя часть затрат производителя. Скажем, оно может поддержать, таким образом, убыточную шахту, чтобы не допустить ее закрытия, или национальное сельскохозяйственное производство, чтобы миллионы фермеров не стали безработными, или высокотехнологичный проект, чтобы закрепить лидерство своей страны в определенной области техники.
Эластичность спроса по цене - предел отношения относительного приращения объема δQ = ΔQ/Q к относительному приращению цены δР = ΔР/Р при условии, что последнее стремится к нулю. Формула для точечной эластичности имеет следующий вид:
Спрос называется
В некоторых случаях необходимо знать эластичность на некотором участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому (от точки М1 к точке M2 на рис. 8). В этом случае эластичность спроса характеризует некоторую среднюю реакцию спроса на изменение цены на участке М1М2 называется дуговой эластичностью и рассчитывается по формуле:
Отметим, что любая фирма стремится работать на участке с эластичным спросом, так как в этом случае её доход растет с ростом объемов реализации. Аналогично, на неэластичном участке спроса, снижение цены приводит к уменьшению дохода.
Анализ изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара ведется при помощи перекрестной эластичности.
С этой точки зрения принято выделять 2 группы товаров:
Реакция спроса на изменение дохода служит критерием для классификации товара. Выделяют 4 группы товаров:
В основе рыночного спроса
лежат решения отдельных
Главным кандидатом на роль первоосновы закона спроса с точки зрения потребителя всегда была полезность — степень удовлетворения потребителя тем или иным товаром. Однако попытки разработать на ее основе стройную теорию наталкивались на возражение, известное в экономической науке как парадокс А. Смита или парадокс воды и алмаза. Суть парадокса заключается в следующем: если стоимость хоть как-то связана с полезным эффектом, то почему блага, имеющие наивысший полезный эффект, жизненно необходимые для всех (вода, воздух, хлеб), ценятся весьма низко или вообще не имеют стоимости. В свою очередь блага, полезность которых с точки зрения естественных потребностей сомнительна (например, алмаз), ценятся столь высоко?
В последней трети XIX в. появилась новая экономическая концепция — теория предельной полезности, которой удалось объяснить парадокс А. Смита.
Теория предельной полезности, разработанная представителями австрийской школы, обратила внимание на то, что полезность блага — это субъективная, индивидуальная для каждого потребителя величина
Следовательно, теория предельной полезности способствует изучению того, каким образом, делая выбор, потребитель оценивает тот или иной товар, как определить эффективность выбора потребителя. Полезность благ определяется их способностью удовлетворять какие-либо потребности данного индивида. Важное место в экономической теории занимает проблема измерения и соотношения полезностей.
Общая полезность (TU) – суммарная полезность всех приобретенных (потребленных) единиц блага.
Предельная полезность (MU) – величина дополнительной полезности от каждой следующей единицы блага.
1-й закон Госсена: Предельная полезность убывает с каждой последующей единицей потребляемого блага.
Кривая безразличия (рис.12) отражает варианты наборов потребительского выбора, каждый из которых приносит один и тот же уровень удовлетворения потребностей. Следовательно, ни один из вариантов не имеет предпочтения перед другими.
Свойства кривых безразличия:
При рассмотрении потребительского выбора необходимо учитывать и бюджетное ограничение потребителя. (рис.13.)
Уравнение бюджетной линии: PA*QA + PB*QB = I
где I – бюджет потребителя
PA, PB – цены товаров А и В соответственно
QA, QB – количество товаров А и В соответственно
Рациональный выбор потребителя означает максимизацию удовлетворения своих потребностей при заданном бюджете. (рис.14.)
2-й закон Госсена: для достижения максимизации общей полезности предельные полезности последней единицы каждого блага в наборе потребителя выравниваются.
Условие равновесия:
MUA/PA = MUB/PB = ….= MUn/Pn
Точка касания кривой
безразличия с линией бюджетного
ограничения соответствует
Рассматривая кривую «доход — потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим, что доход — постоянен, а цены изменяются. Графически это представлено на рисунке 15.
Снижение цены товара повлечет за собою сдвиг линии бюджетного ограничения из положения. Соединив точки касания кривых безразличия их, получим кривую «цена — потребление».
При анализе кривой «доход — потребление» рассматривается влияние изменения дохода, при постоянстве цен. При анализе кривой «цена — потребление» рассматривается влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим.
Любая производственная единица стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Величина дохода определяется двумя факторами: ценами на продукт, которые складываются в результате взаимодействия спроса и предложения, и издержками производства, зависящими от эффективности использования производственных ресурсов. И если первый фактор увеличения доходов фирмы зависит в большей степени от внешних условий экономической конъюнктуры, то второй – практически полностью от самой фирмы.
Производство товаров и услуг непременно сопряжено с издержками, которые связаны с затратами ресурсов. Как же измерить ценность расходуемых в производстве ресурсов, а значит и издержки? Экономическая теория дает на этот вопрос два сильно различающихся ответа. А именно, в зависимости от метода оценки затрат ресурсов существует две концепции издержек: