Курс лекций по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:49, курс лекций

Краткое описание

Экономическая наука прошла длительный исторический путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло еще в IX-V вв. до н.э. в Древнем Китае, Индии, Риме, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности.
В соответствии с объектом исследования экономическую теорию можно представить следующим образом (рис.1.).

Файлы: 1 файл

_конспект лекций.doc

— 838.00 Кб (Скачать)

H = S12 + S22 + …+ Sn2

Н – индекс Герфиндаля

S1, S2, Sn – доли каждой фирмы на рынке (в %) в порядке убывания

Основные модели олигополии:

  • модель Курно
  • модель олигополии с ломаной кривой спроса
  • модель олигополии, не основанной на тайном сговоре
  • модель олигополии, основанной на тайном сговоре
  • молчаливый сговор (лидерство в ценах) 

Модель Курно (дуополии). Дуополия – ситуация, когда на рынке конкурируют друг с другом только 2 фирмы. (рис.28.)

Предполагается, что фирмы  производят однородный товар и известна рыночная кривая D. Максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 (Q1) изменяется в зависимости от того, как будет изменяться объем производства фирмы 2 (Q2).

Кривая реакции каждой фирмы  говорит о том, сколько она  будет производить при том или ином объеме производства конкурента. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, максимизирующий прибыль, при данном объеме своего конкурента.

Модель олигополии с ломаной кривой спроса. В данной модели анализируется реакция олигополистов на изменение поведения их конкурента.

При повышении цены одной  из фирм, другие фирмы, скорее всего, не последуют ее примеру (D1). Напротив, при снижении цены другие фирмы последуют за «ценопонижателем», желая сохранить свои доли на рынке (D2). Таким образом, олигополисту невыгодно менять объем производства или цену, чем и объясняется жесткость цен на рынке олигополии. (рис.29.)

На участке АВ изменяется и предельный доход и предельные издержки, а равновесие фирмы сохраняется.

Олигополия, не основанная на тайном сговоре (дилемма заключенного). Предположим, что две фирмы - единственные продавцы на рынке. Они сталкиваются с дилеммой, какую цену установить: высокую или низкую? Матрица возможных результатов выглядит следующим образом:

 

Фирма В

Фирма А

 

Высокая цена

Низкая цена

Высокая цена

20

 

20

30

 

10

Низкая цена

10

 

30

15

 

15


 

Рис.30.

Очевидно, что каждой фирме выгодно назначить относительно низкую цену, независимо от того, как поведет себя конкурент. Поэтому фирмы назначат низкую цену.

Модель олигополии, основанной на тайном сговоре. (рис.31.) Тайный сговор – это фактическое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов производства. Такое соглашение называется картелем. К факторам, способствующим тайному сговору относятся:

  • наличие правовой базы;
  • высокая концентрация продавцов;
  • примерно одинаковые издержки у фирм в отрасли;
  • невозможность проникновения новых фирм на рынок.

 


 

 

 

 

 

 

Кривая контракта показывает различные сочетания объемов  производства двух фирм, которые максимизируют прибыль.

Лидерство в ценах. Модель, при которой самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, более мелкие фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за понижением и за повышением цены лидера.

Лекция 7. Экономическая нестабильность. Циклы и кризисы

Одним из ключевых признаков  рыночной экономики является ее цикличность, то есть периодические колебания экономической активности, выражающиеся в более или менее регулярном повторении спадов и подъемов производства.

Экономическая цикличность  относится к числу наиболее важных макроэкономических проблем, она оказывает прямое или косвенное воздействие на все субъекты рыночной экономики: домашние хозяйства, бизнес и государство. В силу своей сложности и многогранности аспектов эта проблема, несмотря на более чем полуторавековую продолжительность ее исследования, остается дискуссионной.

Экономический цикл принято подразделять на отдельные периоды, или фазы. Существуют две основные классификации фаз циклического развития экономики: четырехфазная и двухфазная модели.

Четырехфазная структура  цикла, называемая обычно классической, включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Каждой из них свойственны определенные количественные характеристики и качественные особенности.

Главным количественным параметром цикла выступает изменение таких объемных показателей, как валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный доход (ВНД). В прошлом на первое место ставился объем промышленного производства. Однако в настоящее время, учитывая существенное сокращение в сумме ВВП доли как промышленного, так и всего материального производства, более предпочтительным является рассмотрение изменений уровня ВВП в целом (последнее, разумеется, не означает, что внутри этого показателя не выявляется динамика отдельных его составляющих). Именно общее изменение объема производимой продукции (как материальной, так и нематериальной) служит основанием деления классического цикла на четыре фазы (см. рис. 32).


 

 

 

 

 

 

 

 

В период кризиса сокращается спрос  на основные факторы производства, а также на потребительские товары и услуги, возрастает объем нереализованной продукции. В результате уменьшения сбыта снижаются цены, прибыли предприятий, доходы домашних хозяйств и доходы государственного бюджета, растет ссудный процент (деньги дорожают), сокращаются кредиты. При увеличении неплатежей нарушаются кредитные связи, стремительно падают курсы акций и других ценных бумаг, что сопровождается паникой на фондовых биржах, происходят массовые банкротства фирм и резко растет безработица.

В период депрессии наступает застой в экономике, прекращается сокращение инвестиционного и потребительского спроса, уменьшается объем нереализованной продукции, сохраняется массовая безработица при низком уровне цен. Но начинается процесс обновления основного капитала, внедряются более современные технологии производства, постепенно формируются предпосылки для будущего экономического роста при возникновении так называемых «точек роста».

В период оживления увеличивается  спрос на факторы производства и потребительские блага, ускоряется процесс обновления основного капитала, снижается ссудный процент (деньги дешевеют), растет сбыт готовой продукции и цены, сокращается безработица.

В период подъема ускорение сказывается  на динамике совокупного спроса, производства и сбыта, на обновлении основного капитала. На этой фазе происходит активное строительство новых предприятий и модернизация старых, снижаются ставки процента, растут цены и увеличиваются прибыли, доходы домашних хозяйств и доходы государственного бюджета. Циклическая безработица уменьшается до своего минимума.

При описании фазовой структуры самой цикличности современные ученые-экономисты обычно используют другой вариант, отличающийся от классического.

В этом варианте цикл распадается на следующие элементы:

  1. пик (точка, в которой реальный выпуск продукции достигает наивысшего объема);
  2. сокращение (период, в течение которого наблюдается снижение объема выпуска продукции и который заканчивается дном, или подошвой);
  3. дно, или подошва (точка, в которой реальный выпуск продукции доходит до наименьшего объема);
  4. подъем (период, в течение которого наблюдается рост реального выпуска продукции).

Современной науке известны следующие  основные типы циклов:

  • Промышленный или деловой цикл, продолжительностью 7–12 лет. Колебания основаны на периодичности инвестиционного процесса, инициирующего колебания в ВВП, ценах, занятости.
  • Циклы Китчина или циклы запасов, продолжительностью 2–4 года. Колебания основаны на изменении величины запасов.
  • «Строительные циклы» или циклы Кузнеца (20–25 лет). Связаны с периодом обновления зданий, сооружений, основных фондов и жилья.
  • Долговременные колебания с периодом в 50 лет. Циклы Кондратьева. В основе колебаний – технические нововведения.
  • Колебания в демографической среде. Демографические ямы и др.

Лекция 8. Инфляция

Инфляция сегодня —  одно из наиболее заметных и тяжелых  по своим социально-экономическим последствиям экономических явлений.

Термин «инфляция» впервые  стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской  войны 1861—1865 гг. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения. Inflatio в переводе с латинского означает «вздутие». Суть инфляции сводилась к чрезмерному увеличению находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров.

Наиболее ярко инфляция проявляется в росте цен на товары и услуги. Речь идет об общем повышении уровня цен. Если время от времени повышаются цены на некоторые товары — это еще не инфляция, возможно, имеет место удорожание в результате улучшения качества товара. Только повышение общего уровня цен означает, что идет давление денежной массы на товарную: деньги обесцениваются — доходы населения снижаются. Несоответствие платежеспособного спроса и товарной массы проявляется в том, что спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители товаров и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек — затрат на создание и реализацию этих товаров.

Диспропорции между  спросом и предложением, превышение денежных доходов над потребительскими расходами могут порождаться различными причинами. Это прежде всего дефицит государственного бюджета (превышение государственных расходов над доходами). Сюда же относятся чрезмерное инвестирование, когда объем инвестиционных расходов превышает потребности и возможности национальной экономики (незавершенное производство в советской практике) и сокращение поступлений от импортируемых товаров при сильной зависимости потребительского рынка от внешней торговли.

Итак, основным источником инфляции выступает нарушение макроэкономического равновесия, разбалансированность экономических процессов. При этом кроме товарно-денежной разбалансированности отмечается также дисбаланс спроса и предложения. Разные экономические школы объясняют причины этого дисбаланса по-разному.

Кейнсианский подход заключается в том, что причина дисбаланса определяется чрезмерным спросом при полной занятости. Поэтому сторонники этого направления считают, что если уровень использования производственных мощностей низок, то покупательная способность, которую наращивают с помощью бюджетного дефицита и выпуска денег, может быть приемлемой и не вести к инфляции.

Сторонники неоклассического подхода ищут источники инфляции в чрезмерном росте производства, увеличении расходов или издержек производства.

То есть одни рассматривают  инфляцию со стороны спроса, другие со стороны предложения. В современных экономических условиях делаются попытки синтезировать оба подхода, рассмотреть различные стороны этого процесса.

Несмотря на сложность  этого экономического явления, инфляция поддается количественному измерению. Наиболее распространенным и официальным численным показателем инфляции является индекс потребительских цен (I); который определяется как отношение общего уровня цен в текущем периоде к базисному периоду, или отношение цены потребительской корзины (определенного набора товаров и услуг) в текущем году к идентичной потребительской корзине в базисном году.

При определении индекса  потребительских цен состав потребительской корзины фиксируется на уровне базисного года. Предполагается, что состав потребительской корзины из года в год не меняется.

Темпы инфляции рассчитываются следующим образом: из индекса потребительских цен текущего года вычитается индекс потребительских цен прошлого года, затем эта разница делится на индекс цен прошлого года и результат умножается на 100

Темпы инфляции предопределяются тремя основными факторами: платежеспособным спросом, издержками производства и спекулятивной прибылью перекупщиков. Платежеспособный спрос зависит не только от количества денег в обращении, но и от скорости их оборота. Издержки производства зависят от качества его организации и управления, соотношения динамики оплаты и производительности труда, стоимости сырья и энергоносителей, транспортных услуг и т.д.

Виды инфляции с позиций темпа роста цен (количественные характеристики) бывают следующие:

    • умеренная (ползучая), когда цены растут менее 20% в год (стоимость денег практически сохраняется);
    • галопирующая — рост цен от 20 до 200% в год (деньги начинают ускоренно материализоваться в товары);
    • гиперинфляция — цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы принимает катастрофические размеры, нарушается благосостояние далее наиболее обеспеченных слоев общества.

Экономические последствия  трех видов инфляции можно сравнить с итогами стихийных бедствий в сельском хозяйстве. Вред, нанесенный заморозками, несопоставим с последствиями небывалых морозов и тем более наводнениями.

С точки зрения другого  критерия - соотносительности роста  цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности роста цен, — различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

Информация о работе Курс лекций по "Макроэкономике"