Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:36, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические основы кредитно-денежной политики государства, выделить основные задачи, функции и инструменты. В ходе работы мы должны выявить положительные и отрицательные аспекты кредитно-денежной политики.
Цель данной работы – изучить особенности государственной кредитно-денежной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
ознакомление с основными понятиями кредитно-денежной политики государства;
рассмотреть представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами;
рассмотреть состояние кредитно-денежной политики РФ.
Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы кредитно-денежной политики………….........5
Основные понятия и структура кредитно-денежной политики…….5
Инструменты кредитно-денежной политики………………………..8
Значение кредитно-денежной политики в макроэкономике…........12
2 Основные концепции кредитно-денежной политики……………….14
2.1 Кейнсианская теория кредитно-денежного регулирования…........14
2.2 Монетаристская количественная теория денег……………………23
2.3 Неоклассическая теория кредитно-денежного регулирования….31
3 Кредитно-денежная политика РФ……………………………………38
3.1 Сущность кредитно-денежной политики РФ………………………38
3.2 Антиинфляционная политика РФ……………………………………43
Заключение……………………………………………………………….53
Список использованной литературы……………………………………55
Составной частью антиинфляционной политики в стратегии экономического роста является санация и реструктуризация банковской системы. После кризиса активы банков увеличились в несколько раз в реальном исчислении. Количество действующих банков снизилось с 1478 (1999) до 1089 (февраль 2008), и тенденция к сокращению их количества сохраняется.
Одним из антиинфляционных факторов является сдерживание роста регулируемых государством цен и тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки). Удорожание продукции естественных монополий обусловливает значительную часть от общего роста потребительских цен.
Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс. Российский рынок ценных бумаг бурно развивался и по количественным показателям приближался к статусу развитого рынка. В середине 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада, продолжавшегося десятилетие, таил опасность кризиса. Особую угрозу представляла финансовая пирамида ГКО – ОФЗ, которая сравнялась в объемом денежной массы. Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия бюджетного дефицита, но в мировой практике принято его регулировать. Выплата высоких доходов по ним поглощала свыше 30% бюджетных расходов в конце 1998 г. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке усилил инфляцию, подрывая инвестиции и истощая кредитный рынок.
Рынок государственных ценных бумаг восстановил свои позиции по доверию инвесторов только 2001 г. впервые после кризиса 1998 г. Рынок корпоративных акций постепенно развивается. В комплексе мер по активизации рынка ценных бумаг важное место занимает формирование его конструктивной функции перераспределения привлеченных капиталов в реальный сектор экономики в целях ее стабилизации и подъема.
Объектом регулирования являются не только внутренние, но и внешние факторы инфляции. Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции. Периодическое снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отрицательно влияют на инвалютные поступления России.
Составными частями антиинфляционной политики являются регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимал форму спекулятивной игры на повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные кризисы. Центральный банк России с лета 1995 г. до кризиса 1998 г. устанавливал пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Евросоюза. Переход от горизонтального к наклонному валютному коридору, совершенствование методы котировки официального курса рубля служили антиинфляционными якорями.
Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж, что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Из-за «бегства» капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Важные шаги в этом направлении – создание на базе МВД межведомственного центра по противодействию отмывания доходов с участием множества структур; принятие закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В результате принятых мер чистый отток капитала стал сокращаться.
Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии. Концепция валютной стратегии должна включать отношение России к структурным принципам мировой валютной системы, европейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значение в аспекте использования евро во внешнеэкономических контрактах, а также для диверсификации валютных резервов.
Любая стабилизационная программа и регулирование инфляции требуют активного противостояния «теневой» экономике, которая контролирует более трети ВВП России. Огромный ущерб стране наносят «бегство» капитала из «теневой экономики», неуплата налогов и таможенных пошлин, проникновение преступных группировок в банковскую систему в целях превращения ее в «прачечную» для «отмывания» криминальных денег; присвоение приватизированного имущества; сращивание криминала с легальным бизнесом и влиятельными структурами. Переход астрономических сумм под контролем «теневой» экономике подрывает усилия по формированию цивилизованной рыночной экономике. В этой связи борьба с «теневой» экономикой – важное направление регулирования инфляции.
Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики в ответственность экономических субъектов рынка, - одна из причин как дестабилизации экономики, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы не обеспечивают полностью потребность рыночной экономики. Для нормализации предпринимательской деятельности важен также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.
Заключение.
В своей работе я исследовала следующие вопросы:
В ходе работы мной были получены следующие выводы:
Список использованной литературы