Кредитно-денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические основы кредитно-денежной политики государства, выделить основные задачи, функции и инструменты. В ходе работы мы должны выявить положительные и отрицательные аспекты кредитно-денежной политики.
Цель данной работы – изучить особенности государственной кредитно-денежной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
ознакомление с основными понятиями кредитно-денежной политики государства;
рассмотреть представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами;
рассмотреть состояние кредитно-денежной политики РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы кредитно-денежной политики………….........5
Основные понятия и структура кредитно-денежной политики…….5
Инструменты кредитно-денежной политики………………………..8
Значение кредитно-денежной политики в макроэкономике…........12
2 Основные концепции кредитно-денежной политики……………….14
2.1 Кейнсианская теория кредитно-денежного регулирования…........14
2.2 Монетаристская количественная теория денег……………………23
2.3 Неоклассическая теория кредитно-денежного регулирования….31
3 Кредитно-денежная политика РФ……………………………………38
3.1 Сущность кредитно-денежной политики РФ………………………38
3.2 Антиинфляционная политика РФ……………………………………43
Заключение……………………………………………………………….53
Список использованной литературы……………………………………55

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

Составной частью антиинфляционной политики в стратегии экономического роста является санация и реструктуризация банковской системы. После кризиса активы банков увеличились в несколько раз в реальном исчислении. Количество действующих банков снизилось с 1478 (1999) до 1089 (февраль 2008), и тенденция к сокращению их количества сохраняется.

Одним из антиинфляционных факторов является сдерживание роста регулируемых государством цен и тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки). Удорожание продукции естественных монополий обусловливает значительную часть от общего роста потребительских цен.

Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс. Российский рынок ценных бумаг бурно развивался и по количественным показателям приближался к статусу развитого рынка. В середине 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада, продолжавшегося десятилетие, таил опасность кризиса. Особую угрозу представляла финансовая пирамида ГКО – ОФЗ, которая сравнялась в объемом денежной массы. Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия бюджетного дефицита, но в мировой практике принято его регулировать. Выплата высоких доходов по ним поглощала свыше 30% бюджетных расходов в конце 1998 г. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке усилил инфляцию, подрывая инвестиции и истощая кредитный рынок.

Рынок государственных ценных бумаг восстановил свои позиции по доверию инвесторов только 2001 г. впервые после кризиса 1998 г. Рынок корпоративных акций постепенно развивается. В комплексе мер по активизации рынка ценных бумаг важное место занимает формирование его конструктивной функции перераспределения привлеченных капиталов в реальный сектор экономики в целях ее стабилизации и подъема.

Объектом регулирования являются не только внутренние, но и внешние факторы инфляции. Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции. Периодическое снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отрицательно влияют на инвалютные поступления России.

Составными частями антиинфляционной политики являются регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимал форму спекулятивной игры на повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные кризисы. Центральный банк России с лета 1995 г. до кризиса 1998 г. устанавливал пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Евросоюза. Переход от горизонтального к наклонному валютному коридору, совершенствование методы котировки официального курса рубля служили антиинфляционными якорями.

Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж, что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Из-за «бегства» капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Важные шаги в этом направлении – создание на базе МВД межведомственного центра по противодействию отмывания доходов с участием множества структур; принятие закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В результате принятых мер чистый отток капитала стал сокращаться.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии. Концепция валютной стратегии должна включать отношение России к структурным принципам мировой валютной системы, европейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значение в аспекте использования евро во внешнеэкономических контрактах, а также для диверсификации валютных резервов.

Любая стабилизационная программа и регулирование инфляции требуют активного противостояния «теневой» экономике, которая контролирует более трети ВВП России. Огромный ущерб стране наносят «бегство» капитала из «теневой экономики», неуплата налогов и таможенных пошлин, проникновение преступных группировок в банковскую систему в целях превращения ее в «прачечную» для «отмывания» криминальных денег; присвоение приватизированного имущества; сращивание криминала с легальным бизнесом и влиятельными структурами. Переход астрономических сумм под контролем «теневой» экономике подрывает усилия по формированию цивилизованной рыночной экономике. В этой связи борьба с «теневой» экономикой – важное направление регулирования инфляции.

Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики в ответственность экономических субъектов рынка, - одна из причин как дестабилизации экономики, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы не обеспечивают полностью потребность рыночной экономики. Для нормализации предпринимательской деятельности важен также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В своей работе я исследовала следующие вопросы:

  1. теоретические основы кредитно-денежной политики;
  2. основные концепции кредитно-денежной политики;
  3. кредитно-денежная политика РФ.

В ходе работы мной были получены следующие выводы:

  1. Государственнoе регулиpование есть системa, включающая разноpодные элементы: цели, метoды, инструменты, мультипликaторы и т. п. Чем удачнее сочетaние разнородных элементов системы, а также чем больше она и ее структура соответствуют сложившейся эконoмической среде, тем эффективнее решаются социaльно-экономические прoблемы, неподвластные рынку. В то жевремя активнoе госудaрственное вмешaтельство сопровождaется побoчныминегативными эффектами. Пoявляются так называемые изъяны или "провалы"государства. Изъян государства — это его неспособность обеспечитьэффективное распределение ресурсов и соответствие сoциально-экономическойполитики принятым в обществе представлениям о справедливости.Одним из ключевых элементов госудaрственного регулирования экономики являетсядeнежно-кредитная политика. Кредитно-денежная политика есть регулированиеденежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственногогосудaрственного воздействия или воздействия через центральный банк страны.Кредитно-денeжная политика обеспeчивает надлежащее функционирование денежнойсистемы и денежного обoрота, распространяя свое влияниe как на деньги, так инa цены.
  2. В целoм все совремeнные западные теории, так или иначе разрабатывающие проблему экономическoй роли госудaрства в условиях рынoчной экономики, располaгаются между двумя концeпциями, котоpые можно рассмaтривать как выражение крaйних позиций. Это, с oдной стороны, неoкейнсианство, выступающее за расширение государственного вмешательства в экономику, а с другой стoроны, неоклассические модели, призывающие последовaтельно сокращать госудaрственное регулирование. Всe другие теоpии, по сущеcтву, прeдставляют определeнный синтeз oтмеченных крaйних пoзиций. Вoзникновение этих теорий в знaчительной мере являeтся результaтом критики двух вышеназванных противoположных пoдходов к масштабам, границам и методам государственного регулирования экономики.
  3. При проведении денежно-кредитнoй политики Банк России предполагает использoвать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжeнии инструменты, но и расшиpить их состав, сделав набор располагаемых методов контрoля и управления денежным предложением полностью адеквaтным складывающимся общеэкономическим yсловиям. Однако возможность и эффективность применeния конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в знaчительной степени будут связаны с восстановлением и развитиeм сегментов финансового рынка и укреплением банковской систeмы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционировaнием всех секторов экономики и проведением необходимых инститyциональных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Захарова Е. Ю. История экономических учений: Учебно-методический комплекс. [Текст] / Новосибирск. – НГУЭУ; 2004. – 2-е изд. – С. 72-76.
  2. История экономических учений: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям [Текст] / под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. – С. 209-217.
  3. История экономических учений: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям [Текст] / под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011. – С. 327-334.
  4. Макроэкономика: учебник для бакалавров [Текст] / Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. – 9-е издание, испр. и доп. – М.: издательство Юрайт, 2012. – 387 с.
  5. Национальная экономика: Учебник [Текст]/ Под общ. ред. Р. М. Нуреева. – М.: ИНФРА – М, 2010. – С. 317-328, с. 367-370.
  6. Экономическая теория: учебник [Текст] / В. И. Антипина, И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – С. 423-425, с. 429-433.
  7. Экономическая теория: Учебник [Текст]/ Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2008. – С. 531-532, 538 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Кредитно-денежная политика государства