Кредитно-денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические основы кредитно-денежной политики государства, выделить основные задачи, функции и инструменты. В ходе работы мы должны выявить положительные и отрицательные аспекты кредитно-денежной политики.
Цель данной работы – изучить особенности государственной кредитно-денежной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
ознакомление с основными понятиями кредитно-денежной политики государства;
рассмотреть представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами;
рассмотреть состояние кредитно-денежной политики РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы кредитно-денежной политики………….........5
Основные понятия и структура кредитно-денежной политики…….5
Инструменты кредитно-денежной политики………………………..8
Значение кредитно-денежной политики в макроэкономике…........12
2 Основные концепции кредитно-денежной политики……………….14
2.1 Кейнсианская теория кредитно-денежного регулирования…........14
2.2 Монетаристская количественная теория денег……………………23
2.3 Неоклассическая теория кредитно-денежного регулирования….31
3 Кредитно-денежная политика РФ……………………………………38
3.1 Сущность кредитно-денежной политики РФ………………………38
3.2 Антиинфляционная политика РФ……………………………………43
Заключение……………………………………………………………….53
Список использованной литературы……………………………………55

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет» г. Березники

Кафедра экономики.

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Макроэкономика»

Тема: «Кредитно-денежная политика государства».

 

 

Выполнил:

           Студент 1 курса, группы БЭД - 12

                                                            Мотыгуллина Дина Райнуровна

Проверил:  КЭН, доцент

Кутырева Ольга Александровна.

 

Березники

     2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1 Теоретические основы кредитно-денежной  политики………….........5

    1. Основные понятия и структура кредитно-денежной политики…….5
    2. Инструменты кредитно-денежной политики………………………..8
    3. Значение кредитно-денежной политики в макроэкономике…........12

2 Основные концепции кредитно-денежной  политики……………….14

2.1 Кейнсианская теория  кредитно-денежного регулирования…........14

2.2 Монетаристская количественная  теория денег……………………23

2.3 Неоклассическая теория  кредитно-денежного регулирования….31

3 Кредитно-денежная политика  РФ……………………………………38

3.1 Сущность кредитно-денежной  политики РФ………………………38

3.2 Антиинфляционная политика  РФ……………………………………43

Заключение……………………………………………………………….53

Список использованной литературы……………………………………55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические основы кредитно-денежной политики государства, выделить основные задачи, функции и инструменты. В ходе работы мы должны выявить положительные и отрицательные аспекты кредитно-денежной политики.

Цель данной работы – изучить особенности государственной кредитно-денежной политики.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    • ознакомление с основными понятиями кредитно-денежной политики государства;
    • рассмотреть представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами;
    • рассмотреть состояние кредитно-денежной политики РФ.

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития национальной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регyлирования. Денежно-кредитная политика государства – это демoкратичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нaрушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Денежно-кредитная политика дoлжны способствовать сокращению безработицы, борoться с инфляцией и поддерживать экономический рост. Ключевым элементом гoсударственного регулирования финансовой сферы любого развитoго государства сегодня является Центральный Банк, выступающий провoдником официальной кредитно-денежной политики. В свою очередь кредитнo-денежная политика нaряду с бюджетной составляет основу всего государственного регyлирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельнoсти центральных банков, инструментами кредитно-денежной пoлитики не может быть эффективной рыночной эконoмики.

В настоящее время существует несколько методов исследования кредитно-денежной политики государства:

    • регулирования денежной массы;
    • политика «дешевых» и «дорогих денег»;
    • воздействие на рынок денег через банковскую систему.

Важно отметить, что в основе кредитнo-денежной политики государства лежит теория денег, изучaющая воздействие денег на состояние экономики в целом.

Среди экономистов ведутся споры, обусловленные несколькими подходами:

    • кейнсианская теория кредитно-денежного регулирования;
    • монетаристская теория кредитно-денежного регулирования;
    • неоклассическая теория кредитно-денежного регулирования.

Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы кредитно-денежной политики

    1. Основные понятия и структура кредитно-денежной политики

Под кредитно-денежной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

В рамках денежно-кредитной системы (ДКС) особо выделяют банковскую или платежную систему, которая состоит из системы учреждений, набора инструментов и процедур, используемых для передачи денежных средств между физическими и юридическими лицами с целью выполнения возникающих у них ежедневно платежных обязательств. Задачи создания и поддержания устойчивости банковской системы, проведения денежно-кредитной политики возлагаются на правительство и центральный банк.

В рыночной экономике предпринимательские способности, технологические возможности, информация становятся товаром и, наряду с другими товарами, могут быть обменены на обобщенную покупательную способность при посредничестве ДКС.

Роль посредников выполняют банки и другие кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, досберегательные ассоциации и другие специализированные организации – как в частном порядке, так и при участии государства.

Формы финансового посредничества весьма разнообразны, и в последнее время они появляются в больших количествах. С развитием новых форм возникает большое разнообразие видов финансовых активов, которые называют финансовыми инструментами. Это не только валюта разных стран, но и акции, облигации, закладные, соглашение REPO, депозитарные расписки и многое другое.

Посредниками в большинстве являются депозитные учреждения. В этом случае клиенты таких учреждений размещают свои денежные средства на депозитных счетах, а названные учреждения по своему усмотрению передают эти активы другим заемщикам. Если учреждение само эмитирует ценные бумаги (создает финансовые инструменты) и продает их напрямую, оно является недепозитным учреждением.

Депозит – денежные средства или ценные бумаги, помещаемые для хранения в кредитные учреждения и подлежащие возврату внесшему их лицу на заранее оговоренных условиях.

Очевидно, что может наблюдаться процесс, обратный финансовому посредничеству, - отказ от финансового посредничества. В том случае, когда процент по депозитам оказывается сравнительно небольшим, сберегатели снимают свои средства с депозитных счетов и делают прямые инвестиции, например путем приобретения государственных казначейских обязательств (ГКО) или облигаций.

Почему же во многих случаях фирмы и домохозяйства прибегают к услугам финансовых посредников? Дело в том, что, являясь профессиональными участниками финансовых рынков, посредники могут предложить сберегателям диверсифицированные портфели активов, помогая им таким образом не «складывать все яйца в одну корзину».

Диверсификация – это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми активами, таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другой теории фирмы – стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства.

Уже говорилось о том, что денежный рынок и рынок кредитов задаются обособленными макроэкономическими агрегатами наряду с рынками благ и труда. Рынок кредитов называют также рынком капитала (финансового). Его специфика и отличие от денежного рынка заключается в том, что на этом рынке осуществляется движение долгосрочных накоплений (со сроком более одного года), тогда как на денежном рынке обращаются инструменты, которые обслуживают краткосрочные кредитные соглашения ( сроком до одного года). Рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, является частью финансового рынка и обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов.

Финансовый инструмент – вид финансового актива: деньги или ценные бумаги.

Фондовый инструмент – свидетельство долевого участия в капитале компании, например акции.

Ценная бумага – это: 1) финансовый инструмент в виде денежного документа, передающего его владельцу право на долю в конкретном имуществе и получение дохода с него; 2) денежный документ, свидетельствующий о предоставлении займа и правах кредитора.

Финансовые рынки могут быть первичными и вторичными. На первичном продаются и покупаются вновь выпущенные ценные бумаги. На вторичном торгуются ценные бумаги, уже находящиеся в обращении. Первичный финансовый рынок существует для государственных ценных бумаг, корпоративных облигаций и акций. На него выпускаются только крупные инвестиционные банкиры, выполняется роль андеррейтеров. Андеррейтинг (underrating) заключается в том, что инвестиционный банкир берет на себя обязательство обеспечить заранее оговоренную цену (акции) и доходность (облигации), ценной бумаги, выпущенной эмитентом.

На вторичном рынке крупные партии ценных бумаг разбиваются на более мелкие и распродаются по более высоким ценам. Назначение вторичного рынка – обеспечить более высокую ликвидность ценных бумаг. На этом рынке главными действующими лицами являются брокеры – посредники, которые организуют взаимодействие покупателей и продавцов финансовых инструментов одного типа. Как правило, брокеры становятся специалистами на рынке ценных бумаг определенного типа (например, государственных казначейских обязательств, акций металлургических компаний и т.п.); при этом они должны хорошо представлять специфику определенной отрасли, особенности формирования конъюнктуры. За свои услуги брокеры получают комиссионные (брокерское вознаграждение).

В структуре рынка капиталов выделяют рынки: акций, ипотечный (рынок закладных на недвижимость), корпоративных облигаций, долгосрочных государственных ценных бумаг.

В составе денежного рынка различают рынок казначейских векселей, крупных депозитных сертификатов, коммерческих бумаг в банковских акцептов. Важной составляющей денежного рынка появляется также рынок федеральных фондов (ссуд центрального банка по залог банковских резервов). В последнее время возникают новые типы рынков, связанных с появлением новых финансовых инструментов, таких как соглашения REPO, ипотеки и облигации с плавающей ставкой, форвардные контракты и другие, которые более подробно изучаются в теории финансов и банковского дела.

    1. Инструменты кредитно-денежной политики

К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение нормы обязательных резервов.

Наиболее активно используются операции на открытом рынке, которые проводит центральный банк с государственными ценными бумагами. Так, для недопущения наметившегося «перегрева» экономики необходимо уменьшение (сжатие) денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент. Данные операции центральный банк часто проводит в форме соглашений об обратном выкупе (репо). Продажа ценных бумаг в этом случае предполагает обязательство центрального банка выкупить их по более высокой цене через определенный срок. Разница между ценой выкупа и ценой продажи служит процентом за предоставление денежных средств.

В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается.

Указанный механизм работает и в обратном направлении. В условиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через центральный банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы. Следствием роста предложения денег оказывается снижение процентной ставки и рост частной инвестиционной активности.

Центральный банк манипулирует также учетной ставкой, определяющей величину платы за ссуды, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающегося ростом инвестиционной активности в стране.

Если центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность – снизиться.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства