Кредитно-денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические основы кредитно-денежной политики государства, выделить основные задачи, функции и инструменты. В ходе работы мы должны выявить положительные и отрицательные аспекты кредитно-денежной политики.
Цель данной работы – изучить особенности государственной кредитно-денежной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
ознакомление с основными понятиями кредитно-денежной политики государства;
рассмотреть представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами;
рассмотреть состояние кредитно-денежной политики РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы кредитно-денежной политики………….........5
Основные понятия и структура кредитно-денежной политики…….5
Инструменты кредитно-денежной политики………………………..8
Значение кредитно-денежной политики в макроэкономике…........12
2 Основные концепции кредитно-денежной политики……………….14
2.1 Кейнсианская теория кредитно-денежного регулирования…........14
2.2 Монетаристская количественная теория денег……………………23
2.3 Неоклассическая теория кредитно-денежного регулирования….31
3 Кредитно-денежная политика РФ……………………………………38
3.1 Сущность кредитно-денежной политики РФ………………………38
3.2 Антиинфляционная политика РФ……………………………………43
Заключение……………………………………………………………….53
Список использованной литературы……………………………………55

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.doc

— 441.50 Кб (Скачать)

В долгосрочном периоде особая роль в определении цены принадлежит предложению, в краткосрочно аспекте – спросу. Равновесная цена, по Маршаллу, находится на пересечении кривых спроса и предложения, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2 – Цена равновесия спроса и предложения

где Ц – количество товара,

K – цена,

n– кривая предложения,

c – кривая спроса,

Qк - цена равновесия спроса и предложения.

Маршалл ввел в активный экономический словарь понятие «эластичности спроса», под которой он понимал величину приращения спроса при изменении цены.

При исследовании обратного влияния спроса на цену товара Маршалл различает законы постоянной, подающей и растущей производительности факторов производства. В первом случае рост спроса удовлетворяется расширением производства и не влияет на цену. Во втором – рост спроса повысит цену и объем производства, однако не в той мере, в какой растет спрос. И в третьем случае рост спроса повысит цену и объем производства в большей мере, чем вырастет сам спрос.

Своеобразен подход А. Маршалла к проблеме монополии и ее влиянию на общественное благосостояние. Так, его теория цены используется для оправдания монопольных цен. Достаточно, например, привести заявление Маршалла, что «цена предложения немонополизированных товаров будет более высокой, чем цена предложения монополизированных товаров». Следовательно, он утверждал, что с образованием монополией не происходит взвинчивания цен, что, наоборот, монопольные цены не выше уровня цен времен свободной конкуренции. Выходит, что там, где нет монополий и господствует свободная конкуренция, товары продаются по более высоким ценам, чем в условиях диктатуры монополий.

Маршалл обосновывал свое положение о том, что рост монополий приводит не к повышению, а к снижению цен, делая ссылку на фактор роста производительности труда, поскольку создание монополий усиливается рост крупного производства, концентрации капитала и обычно приводит к росту производительности труда и к снижению издержек производства. Так как Маршалл ставил цены в зависимость от издержек производства, то он утверждал, что образование монополий ведет к снижению издержек производства и, в конечном счете, к снижению цен. Таким образом, монополии отождествляются с крупным производством и преимущества крупного производства перед мелким приписываются монополиям.

Далее Маршалл пытается использовать и другие моменты, указывая, что собственный интерес монополий толкает их на снижение цен, поскольку всякий предприниматель заинтересован в том, чтобы реализовать возможно больший доход от своего предприятия. Между тем, размер этого дохода зависит от количества проданных товаров, умноженного на цену отдельной единицы товара.

Маршалл подчеркивал, что если капиталист взвинчивает цену, продает товар по более высоким ценам, то это, с одной стороны, увеличивает выручку капиталиста, но, с другой стороны, сокращает спрос. Если один множитель растет, то другой сокращается. Поэтому для капиталиста часто бывает более выгодным не взвинчивать цены, а, наоборот, снижать, ибо это стимулирует спрос и тем самым приводит к увеличению общей выручки от продажи товаров. Таким образом, Маршалл утверждал, что собственные интересы монополиста делают необходимым снижение цен, и монополисту выгодно взвинчивать цены только в редких случаях, когда спрос является слабо эластичным, например, на товары первой необходимости (хлеб и т.д.). Что же касается товаров, спрос на которые отличается сильной эластичностью, то Маршалл утверждал, что монополист потеряет, если будет взвинчивать цены. Если он, скажем, увеличит цены вдвое, а спрос сократится втрое-вчетверо, то стоимость произведения уменьшится, ибо один множитель сократится гораздо сильнее, чем увеличится второй. Отсюда делался вывод, что для монополиста имеет смысл увеличивать цены только весьма ограниченной группы товаров, для большинства товаров со средней и высокой эластичностью взвинчивание цен не только не выгодно монополистам, но даже может принести убыток.

В целом, теория А. Маршалла отличалась эволюционным подходом с упором на постепенность, преемственность и реформизм, который он применял не только в оценке экономической теории, но и в исследованиях реальной экономики и человеческого общества.

Американский экономист Джон Бейтс Кларк использовал принцип предельных величин для решения проблемы распределения «общественного дохода» между факторами общественного производства. Его основная работа – «Распределение богатства».

Кларак рассматривает соотношение двух факторов: труда и капитала и делает следующие выводы:

  1. с количественным увеличением одного фактора (при неизменности другого) его отдача постепенно уменьшается;
  2. рыночная цена и доля каждого фактора устанавливается в соответствии с предельным продуктом, который создается с помощью этого фактора.

Так, согласно концепции, выдвинутой Кларком, заработная плата наемных работников совпадает с размером продукта, который следует приписать предельному труду (на графике CD). При найме рабочих предприниматель не будет превышать границу, за которой дополнительные работники не приносят ему дополнительного дохода, как показано на рисунке 3:

Рисунок 3 – Предельный продукт труда

где ABCD – весь созданный продукт,

AE – нормальный уровень зарплаты или процента,

AECD – часть созданного продукта, принадлежащего рабочим,

ИCE – оставшаяся часть созданного продукта, который «вменяется» капиталу.

«Цена» фактора, по Кларку, определяется стоимостью прироста продукции при использовании дополнительной единицы этого фактора.

Весь фонд заработной платы представляет собой предельный продукт, умноженный на число работников.

Доход предпринимателя есть та разница, которая образуется между величиной созданного продукта и той частью, которую представляет собой фонд заработной платы.

Особенность распределительной концепции Кларка состоит в том, что она опирается не на принцип «затрат», а на принцип результативности производственных факторов, их вклада в создание продукта.

 

  1. Кредитно-денежная политика РФ
    1. Сущность кредитно-денежной политики РФ

Характерной чертой современной системы регулирования денежного обращения является определение центральным банком потребностей в денежной массе на основе ожидаемых темпов инфляции и динамики ВВП. Основой общего роста денежной массы служат деньги центрального банка с учетом денежного мультипликатора банковской системы. В целом в настоящее время денежное регулирование в России построено по образцу западных стран.

Основными инструментами оперативного регулирования денежной массы принято считать:

    • обязательные резервы коммерческих банков в центральном банке;
    • уровень ставки рефинансирования;
    • объемы рефинансирования коммерческих банков;
    • операции с ценными бумагами.

Кратко проанализируем результаты применения указанных инструментов.

Резервные требования, предъявляемые центральным банком к коммерческим банкам, призваны через ограничение денежного мультипликатора воздействовать на массу кредитных денег в обращении. Денежный мультипликатор представляет собой отношение денежного предложения к денежной базе. Величина денежного мультипликатора находится под воздействием двух факторов: уровня резервов (отношение нормы резервирования к величине депозитов) и коэффициента наличности (отношение объема наличных денег в обращении к депозитам). Следовательно, с увеличением доли наличных денег в обращении меньше резервов доступны банковской системе и большим является значение денежного мультипликатора. Мультипликатор снижается, когда уровень резервов повышается и большой объем банковских резервов подлежит обязательному депонированию в ЦБ.

В настоящее время денежный мультипликатор в РФ значительно ниже, чем в развитых странах. Поэтому высокие резервные требования не выполняют функцию ограничителя. Причина низкого денежного мультипликатора коренится в неактивной кредитной политике коммерческих банков при наличии значительных резервов.

Операции на открытом рынке также проблематично рассматривать как постоянно действующий регулятор денежной массы в РФ в ближайшей перспективе, в отличие от практики стран с развитой рыночной экономикой, поскольку это привело бы к росту и без того огромного государственного долга. Использование данной формы денежно-кредитной политики было осложнено последствиями финансового кризиса 1998 г. Вместе с тем следует признать, что после банковского кризиса в августе 1995 г. использование данного инструмента действительно дало хороший результат. Представляется, что рассматриваемый ЦБ регулятор может реально заработать в среднесрочной перспективе. По данным Банка России, объем ценных государственных бумаг (ГКО – ОФЗ) на конец декабря 2004 г. увеличился по сравнению с соответствующей датой 2003 г. в 1,8 раза.

Величина процентных ставок зависит главным образом от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков. Банк России должен учитывать важность ориентации денежных потоков на кредитование реального сектора. Вместе с тем он не может оказывать прямое воздействие на процентные ставки конечным заемщикам. Поэтому Банк России оказывает косвенное влияние на уровень процентных ставок денежного рынка через установление процентных ставок по собственным операциям.

Информационный эффект данного решения для участников финансового рынка состоит в том, что задается тенденция стоимости кредитных ресурсов. Банк России осуществлял данные меры в целях стимулирования кредитования коммерческими банками и инвесторами реального сектора экономики. С начала 2004 г. Банк России дважды принимал решения о снижении ставки рефинансирования: сначала с 16 до 14% годовых, а затем до 13% годовых. В 2005 г. сохранится тенденция к последовательному снижению ставки рефинансирования Банка России. Ставку рефинансирования нужно снизить до уровня краткосрочных рыночных ставок по кредитам предприятиям, уменьшенного на 2 – 3 процентных пункта. Опыт развитых зарубежных показывает, что нигде ставка рефинансирования не превышает ставки по кредитам банков предприятиям. Наоборот, она, как правило, ниже, что позволяет центральным банкам рефинансировать кредитование банками предприятий реального сектора.

Правда, нельзя не учитывать, что в современных условиях ставка рефинансирования оказывает ограниченное влияние на уровень процентных ставок в экономике России. Влияние Банка России на процентные ставки в настоящее время в основном ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению банковской системы. Вместе с тем в международной практике хорошо известны другие эффективные регуляторы денежных потоков.

Опыт денежного регулирования показывает, что в условиях структурного кризиса и серьезных нарушений макроэкономического равновесия, а также в целях антициклического регулирования может быть успешно применено жесткое регулирование процентных ставок.

Массовое бегство капитала из России, низкий уровень инвестиций в реальном секторе являются следствием неактивной политики государства по организации денежных потоков в национальной экономике. В России за период рыночного реформирования экономики инвестиции сократились более чем в 5 раз. Поэтому изучение и использование зарубежного опыта по активному регулированию процентной ставки и денежных потоков чрезвычайно актуально. Допустимый прирост денежного предложения определяется в значительной степени размерами утечки капитала. Последняя оказывает понижательное давление на курс национальной валюты и понижает темпы инфляции. Поэтому беспрепятственный отток капитала накладывает существенные ограничения на размеры допустимой денежной эмиссии.

В последние годы наметилась тенденция к некоторому оживлению инвестиционной активности в России. Чтобы обеспечить ее долгосрочный характер, следует совершенствовать существующие механизмы регулирования потоков денежного предложения и процентных ставок, на инвестиционную направленность.

Форсированная либерализация валютного регулирования привела к крупномасштабному вывозу капитала из России, что наложило серьезные ограничения на возможности увеличения денежного предложения в значительной мере определяется масштабами оттока капитала, который может существенно ограничить объем допустимой денежной эмиссии и препятствовать реализации задачи ремонетизации экономики, т.е. вытеснения денежных суррогатов, и замещение их полноценными деньгами в необходимом количестве. Поэтому в странах с переходной экономикой необходимо последовательное проведение политики, препятствующей быстрому оттоку капитала из страны, который стал настоящим бедствием для стран – членов СНГ.

Ввоз иностранного спекулятивного капитала создает повышательную волну на рынке ценных бумаг, что провоцирует повышение реального обменного курса национальной валюты. Иностранные спекулянты скупают национальные активы в начальной фазе «прилива» и продают их в ее конечной фазе, обменивают возросший капитал на свободно конвертируемую валюту и вывозят ее из страны. За «приливом» следует массовое обесценение национальных ценных бумаг, девальвация национальной валюты. Иностранный спекулятивный капитал возвращается для скупки дешевых активов и опять начинает игру на повышение. В результате рынок ценных бумаг, валютный рынок и положение экономики в целом дестабилизируются.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства