Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:36, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические основы кредитно-денежной политики государства, выделить основные задачи, функции и инструменты. В ходе работы мы должны выявить положительные и отрицательные аспекты кредитно-денежной политики.
Цель данной работы – изучить особенности государственной кредитно-денежной политики.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
ознакомление с основными понятиями кредитно-денежной политики государства;
рассмотреть представления о денежно-кредитном регулировании экономики различными экономическими школами;
рассмотреть состояние кредитно-денежной политики РФ.
Введение……………………………………………………………………3
1 Теоретические основы кредитно-денежной политики………….........5
Основные понятия и структура кредитно-денежной политики…….5
Инструменты кредитно-денежной политики………………………..8
Значение кредитно-денежной политики в макроэкономике…........12
2 Основные концепции кредитно-денежной политики……………….14
2.1 Кейнсианская теория кредитно-денежного регулирования…........14
2.2 Монетаристская количественная теория денег……………………23
2.3 Неоклассическая теория кредитно-денежного регулирования….31
3 Кредитно-денежная политика РФ……………………………………38
3.1 Сущность кредитно-денежной политики РФ………………………38
3.2 Антиинфляционная политика РФ……………………………………43
Заключение……………………………………………………………….53
Список использованной литературы……………………………………55
Российская экономика оказалась незащищенной от спекулятивных «приливов» и «отливов» на рынке ценных бумаг. Цены на рынке ценных бумаг поднялись более чем в 10 раз в 1993 – 1997 гг. за счет массового притока иностранного спекулятивного капитала. В результате реальный обменный курс рубля вырос в 8 раз.
После этого начался отток иностранного финансового капитала, сопровождавшийся обесценением корпоративных ценных бумаг и серьезной девальвацией рубля. Российские активы подешевели в десятки раз, а те, кто успел вывезти капитал до наступления кризиса, могут его ввезти, приобретая в результате рассмотренных финансовых спекуляций в десятки раз больше активов, чем могли бы сделать это до их осуществления.
Каналы денежного предложения должны быть переориентированы на подъем инвестиционной активности и стимулирование экономического роста. Денежная эмиссия должна авансировать экономический рост. В настоящее время объем допустимого роста денежной массы рассчитывается пропорционально прогнозируемому увеличению ВВП и обратно пропорционально ожидаемым изменениям скорости обращения денег. Вместе с тем как увеличение ВВП, так и скорость денежного обращения, в свою очередь, зависят от механизма денежной эмиссии. Поэтому в расчет допустимого роста денежной массы целесообразно ввести изменения, обусловленные обратным влиянием прироста денежной массы на динамику ВВП и скорость денежного обращения. Величина денежной массы должна планироваться дифференцированно по различным каналам денежного предложения.
Денежная эмиссия должна вестись по четырем основным каналам: приобретение резервной валюты и золота, кредитование банков, бюджета, институтов развития.
До недавнего времени в России использовались в основном первые два канала, что замыкало денежную эмиссию на сферу финансовых спекуляций с высокой скоростью обращения денег. Поэтому денежная эмиссия сразу вызывала поступление дополнительных средств на спекулятивные валютно-финансовые рынки, что оказывало понижающее давление на курс рубля и увеличивало темпы инфляции.
В отличие от первых двух каналов, два других не дают столь ощутимого давления на курс рубля и рост инфляции. Денежная эмиссия на финансирование бюджетного дефицита, даже если она идет на выплату зарплаты работникам бюджетной сферы, вызывает увеличение спроса преимущественно на товары и лишь в малой доле – на приобретение валюты. Повышение совокупного спроса в условиях низкой загруженности производственных мощностей при условии проведения эффективной антимонопольной политики должно дать импульс, прежде всего, к расширению производства, и в значительно меньшей мере – к повышению цен.
Для стабилизации и подъема экономики необходимо регулирование инфляции. Она присуща рыночной экономике и вызывает отрицательные социально-экономические последствия, если достигает значительного размера. Вместе с тем, судя по мировому опыту, взятая под контроль небольшая инфляция может стимулировать экономическое развитие.
Регулирующие меры должны быть направлены, с одной стороны, на сдерживание инфляции в рамках установленных целевых ориентиров, с другой стороны – на обеспечение стабильного экономического роста и решения социальных проблем.
Роль денежных факторов инфляции. В условиях перехода к рыночной экономике инфляция в России приобрела огромные масштабы с 1992г. переросла в стагфляцию (сочетание экономического спада с инфляцией). Потребительские цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза; в 1993 г. – в 9,4 раза; в 1994 г. – в 3,2 раза; в 1995 г. – в 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства, инвестиций. Наметившееся с 1996 г. замедление темпа инфляции (21,8% в 1996 г.; 11% в 1997 г.) оказалось эфемерным. Следствием глобального кризиса, разразившегося в России в августе 1998 г., явилось усиление инфляции до 84,4%. В последующие годы инфляция была подавлена, но темп ее относительно высок, он долгое время превышал целые установки. Впервые за новейшую историю в 2003 г. Правительству РФ удалось удержаться в рамках собственного прогноза (хотя прогноз этот подвергался коррекции в сторону увеличения целевого показателя) темпов прироста потребительских цен (таблица 19.1). Несмотря на это, не стоит забывать, что в мировой практике инфляцию, превышающую темпы экономического роста принято считать негативным фактором. Нормативные показатели инфляции для США и ЕС не превышают 2%, что несколько ниже прироста ВВП.
Следует отметить, что прогноз темпов прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) на 2005 г., который первоначально был определен в рамках 8,5% (но уже весной планка была поднята до 10%) оказался неверен. В 2006 г. официальная информация по итоговой инфляции совпала с верхней планкой прогноза Правительства РФ, но подобная стабильность продолжалась недолго, и уже в 2007 г. плановые показатели по инфляции оказались превышены.
Таблица 19.1 - Темп инфляции (%)
Показатель |
Год | ||||
1998 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Потребительские цены: прогноз* фактически |
84,4 |
18
20,2 |
8,5 – 10
10,9 |
8,5 – 9
9,0 |
8
11,0 |
Индекс цен на промышленную продукцию |
23,2 |
31,6 |
13,4 |
10,4 |
25,1 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
16,7 |
51,5 |
16,6 |
15,8 |
16,7 |
Индекс цен на строительно-монтажные работы |
9,7 |
40,5 |
15,8 |
14,9 |
*Официальные доклады
Источник: Российский статистический ежегодник. 2007.
Следовательно, для регулирования инфляции важно реально оценивать ее уровень с учетом разных показателей: потребительских цен, цен производителей и базовой инфляции. Последняя исключает влияние административно регулируемых цен на платные услуги населению. С учетом этих показателей в России сохраняется значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке может вновь привести к росту цен. Поскольку инфляция не побеждена, актуальной остается проблема ее регулирования.
В России накоплен определенный опыт в этой сфере – как негативный, так и позитивный. В целях сдерживания высокого темпа инфляции России впервые в мировой практике применила дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада, причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. За рубежом дефляции применяется в условиях «перегрева» экономики, и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается. В России, несмотря на снижение задолженности по заработной плате и пенсиям, эта проблема в некоторых регионах остается актуальной. Например, на 1 января 2008 г. – 2,668 млрд руб. (задолженность имелась перед более чем 0,5 млн человек). Имеющиеся задолженности на текущий момент вызваны не нехваткой денежных средств, а несовершенством механизма трансферта и надзора за финансовыми потоками.
Одной из причин ориентации антиинфляционной политики на сжатие денежного положения стало принятие в России в 1990-х гг. монетаристской концепции инфляции. В итоге антиинфляционная политика России до 2001 г. определялась в основном таргетированием денежных агрегатов, жестким над денежным предложением без учета немонетарных факторов инфляции и изменений спроса на деньги. Начиная с 2001 г. и до осени 2008 г. имела место удачная для России конъюнктура мировых цен на энергоресурсы. Это является, к сожалению, основным фактором, способствующим поддержанию инфляции на относительно невысоком уровне.
Цена подавления денежных факторов инфляции оказалась высокой. Сжатие совокупного денежного предложения отрицательно повлияло на реальный и потребительский сектора экономики, вызвало уменьшение реально располагаемых денежных доходов (на 17% в 1998 г. и на 15,7% в 1999 г.) и реальной заработной платы (на 13,6% в 1998 г на 22,8% в 1999 г.). Лишь в результате начавшегося экономического роста реально располагаемые денежные доходы населения стали расти, но их динамика неустойчива и периодически замедляется, например в конце 2003 г. На практике оказалось, что только монетаристскими методами невозможно подавить неденежные факторы инфляции. Коренящиеся в процессе воспроизводства.
Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политики усугубила экономический спад, продолжавшийся в течение 10 лет до 2000 г., снижение жизненного уровня народа. Несмотря на начавшийся экономический рост, дифференциация населения по уровню доходов остается значительной.
Цель регулирования инфляции – не подавление ее любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция может увеличивать платежеспособный спрос и тем самым стимулировать экономический рост.
Регулирование инфляции в стратегии развития рыночной экономики включает, помимо общеэкономических мер и завершения начатых реформ, ориентацию экономической политики на стабилизацию и подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.
В регулировании важную роль играет совершенствование налоговой системы после кризиса 1998 г. Введение в действие части первой Налогового кодекса РФ (с 1 января 1999 г.) и части второй (с 1 января 2001 г.) позволило упростить налоговую систему, снизить и выровнять налоговое бремя. С этой же целью была введена единая ставка налога на доходы физических лиц (13% вместо прогрессивного налога от 12 до 35%), а также единый социальный налог по регрессивной шкале. Введение налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых позволило в некоторой степени легализовать экономическую деятельность и повысить изъятие экономической ренты в пользу государства. Хотя также необходима разработка механизма изъятия природной ренты. Налоговая реформа в условиях начавшегося экономического роста способствует повышению доходов федерального бюджета и его роли в регулировании экономики, в том числе инфляции.
Одновременно проводится жесткая политики бюджетных расходов на основе введения в действие Бюджетного кодекса РФ в 2000 г. В итоге стали выполняться бюджетные обязательства по финансированию науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, погашаться кредиторская задолженность. Неэффективное льготное бюджетное кредитование сельского хозяйства заменено рыночной мерой – компенсацией процентных ставок по привлеченным кредитам. Изменилась форма бюджетной поддержки реального сектора экономики, которая стала осуществляться в основном через банки с государственным участием и специализированные агентства в условиях сокращения прямого кредитования бюджета, которое заменено субсидированием процентных ставок по банковским кредитам. В целях консолидации и повышения управляемости бюджетных ресурсов были ликвидированы целевые бюджетные фонды (кроме фонда Министерства РФ по атомной энергии).
Для регулирования инфляции важно осуществление выработанной долговой стратегии РФ на среднесрочную перспективу. Она направлена на сокращение расходов по погашению и обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга и снижение его величины с 51,9% ВВП до 45% в 2002 г. (это ниже докризисного уровня 1998 г.) и до 40% ВВП к 2005 г. Следует отметить, что цели данной стратегии фактически достигнуты досрочно, так как уже в 2003 г. государственный долг для России составил 33,8% ВВП.
Специфическим для России направлением регулирования инфляции является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. Стоит задача нормализации денежных расчетов путем ликвидации взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.
Для сдерживания монетарных факторов инфляции важное значение имеет регулирование эмиссии денег и денежной массы. С 2001 г. Банк России сменил акцент с жесткого контроля за денежным предложением на реагирование на изменение спроса на деньги в условиях снижения темпа инфляции.
Превышение расчетных ориентиров денежного агрегата М2 (табл. 19.2) может скрывать в себе некоторый инфляционный потенциал. Этот процесс обусловлен увеличением спроса на деньги по мере расширения сферы денежных расчетов, улучшения финансового состояния ряда предприятий и сбора налогов, привлечения депозитов в банки. Поэтому сохраняется необходимость более четкого планирования роста денежной массы с учетом требований экономического закона денежного обращения и совершенствования ее структуры. Вне регулирования со стороны Банка России остаются денежные суррогаты, достигающие, по оценкам некоторых экспертов 25 – 30% денежной массы.
Таблица 19.2 - Темп прироста денежной массы (М2) (%)
Год | ||||
1999 |
2000 |
2005 |
2006 | |
Прогноз* Факт |
18 – 28 57,2 |
21 – 25 62,4 |
18 – 20 38,6 |
25 – 36 48,8 |
*Официальные доклады Банка России.
Источник: www.cbr.ru
Контроль Банка России за показателем денежной массы позволяет оценить состояние денежного обращения и инфляционные ожидания. В 1999 – 2007 гг. основным каналом эмиссии денег стал прирост золотовалютных резервов в связи с благоприятными результатами внешнеэкономической деятельности страны. В предыдущие годы выпуск денег во многом определялся кредитованием правительства со стороны Банка России, что ныне запрещено законом. Увеличение эмиссии денег связано с необходимостью пополнения официальных ликвидных резервов страны путем покупки Банком России части валютной выручки экспортеров. Увеличение золотовалютных резервов более чем в 35 раз в период 1999 – 2008 гг. ( до 483,26 млрд долл. в феврале 2008 г.) – материальная основа поддержания курса рубля и источник средств для погашения внешнего долга. Негативным моментом в данном процессе является то, что основная часть золотовалютных резервов России хранится в различных ценных бумагах США, спонсируя тем самым американскую экономику. Следует отметить, что структура золотовалютных резервов РФ на 2001 г. составляла примерно 50% - доллары, 40% - евро, около 10% - остальная валюта, золото и прочие резервные активы.