Кредитно-денежная политика государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Кредитно – денежная политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно – кредитной сферы. Следует заметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25 – 10% банкноты центрального банка. Нельзя отметить, что взгляды на вопросы регулирования денежно – кредитной сферы в течение длительного времени неоднократно менялись.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1………………………………………………………………….……4
Понятие кредитно-денежной политики структура и функции, инструменты………..…………………………………………….…...4
Методы денежно-кредитной политики………..……………………6
Теоретические подходы к денежно-кредитной политике………..12
Противоречивость кредитно-денежной политики….…………….15
Глава 2……………………………………………………………………...20
. Современная денежно-кредитная политика России…….……..…20
2.2. Проблемы регулирования денежно-кредитной политики России……………………………………………………………………….23
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа кредитно-денежная политика России.docx

— 49.51 Кб (Скачать)

3. Операции  на открытом рынке. В странах  с развитым рынком ценных бумаг  наиболее распространенным методом  денежно – кредитного регулирования  являются операции на открытом  рынке, которые влияют на деятельность  коммерческих банков через объём  имеющихся у них ресурсов. Если  ЦБ продаёт ценные бумаги на  открытом рынке, а коммерческие  банки их покупают, то ресурсы  последних и соответственно их  возможности предоставления ссуды  клиентам уменьшаются. Это приводит  к сокращению денежной массы  в обращении и повышению ссудного  процента. Покупая ценные бумаги  на рынке у коммерческих банков, ЦБ предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса ценных государственных бумаг.

Для регулирования  краткосрочных процентных ставок традиционно  применяются операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и  ведёт к повышению рыночных ставок процента. Если ЦБ не желает допускать  увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них ценные краткосрочные  бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным  средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции ЦБ с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких  обязательств ЦБ вызывает повышение  их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая  определяется отношением суммы купонного  дохода по облигации к её рыночному  курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к  снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций ЦБ на открытом рынке вызывает падение  их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля  – продажа ценных бумаг оказывает  влияние на процентные ставки через  расширение или ограничение банковской наличности.

Операции  с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности ФРС США. На эти сделки приходится примерно 4/5 годового оборота ФРС.

4. Установление  норм обязательных резервов. Посредством  изменения норматива резервных  средств банк регулирует объёмы  выдаваемых коммерческими банками  кредитов и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии.

Повышение нормы обязательных резервов не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах ЦБ и не может использоваться коммерческими  банками для выдачи кредитов. В  результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведёт к расширению банковских кредитов и денежной массы к снижению рыночного  процента. Впервые данный метод применили  в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учётной политики этот механизм денежно – кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать  сильное воздействие на финансово  – экономическую систему в  целом.

К селективным  методам денежно – кредитной  политики относятся следующие:

1. Контроль  по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении  кредитов под залог ценных  биржевых бумаг, потребительских  ссуд на покупку товаров в  рассрочку, ипотечного кредита.  Регулирование потребительского  кредита обычно вводится в  периоды напряжения на рынке  ссудных капиталов, когда государство  стремится перераспределить их  в пользу отдельных отраслей  или ограничить общий объём  потребительского спроса.

2. Регулирование  риска и ликвидности банковских  операций. В многочисленных правительственных  положениях и документах (законах,  актах, инструкциях, директивах, указаниях и т. д.), регулирующих  операционную деятельность банков, основное внимание уделяется  риску, и ликвидности банковских  операций Государственный контроль за риском усилится в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

Применяемые ЦБ инструменты денежно – кредитной  политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

● гибкость, т. е. возможность манёвра в процессе применения данного инструмента;

● возвратность, т. е. возможность проведения обратной операции;

● скорость;

● соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Итак, несмотря на то, что использование инструментов денежно – кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую  ситуацию в стране, к сожалению, эффективность  денежно – кредитной политики не всегда находится в зависимости  от применяемых инструментов. Например, снижение ставки рефинансирования в  настоящее время способствует снижению ставок по кредитам. Тем не менее, для  достижения целей экономической  политики ЦБ применяет те инструменты  денежно – кредитного регулирования, которые будут более способствовать созданию благоприятной ситуации.

Основными методами денежно – кредитной  политики являются:

● учётная  и процентная ставка;

● операции на открытом рынке;

● установление норм обязательных резервов.

Использование данных методов помогает ЦБ регулировать денежно – кредитную сферу  и воздействовать на неё необходимым  образом на данном экономическом  этапе.

1.3 Теоретические подходы к денежно – кредитной политике

 

С помощью  названных инструментов ЦБ реализует  цели денежно – кредитной политики: поддержание на определённом уровне денежной массы (жёсткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

Выбор вариантов  денежно – кредитной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жёсткая политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной.

Очевидно, что ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и  процентную ставку. Например, для поддержания  относительной устойчивой ставки при  увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение  денег, чтобы сбить давление вверх  на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Денежно – кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев  зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена  передаточного механизма денежно  – кредитной политики:

1. изменение  величины реального предложения  денег в результате пересмотра  ЦБ соответствующей политики;

2. изменение  процентной ставки на денежном  рынке;

3. реакция  совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

4. изменение  объёма выпуска в ответ на  изменение совокупного спроса (совокупных  расходов).

Однако  реакция денежного рынка зависит  от характера спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки, то результатом увеличения денежной массы  станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку, то увеличение предложения денег  приведёт к существенному падению  ставки.

Очевидно, что нарушения в любом звене  передаточного механизма могут  привести к снижению или даже отсутствию, каких – либо результатов денежно  – кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного  спроса на динамику ставки разрывают  связь между колебаниями денежной массы и объёмом выпуска. Эти  нарушения в работе передаточного  механизма денежно – кредитной  политики особенно сильно проявляются  в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана  не столько с процентной ставкой  на денежном рынке, сколько с общей  экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

В целом  денежно – кредитная политика сталкивается с рядом ограничений  и проблем:

1. избыточные  резервы, проявляющиеся в результате  политики «дешёвых денег», могут  не использоваться банками для  расширения предложения денежных  ресурсов;

2. вызванное  денежно – кредитной политикой  изменение денежного предложения  может быть частично компенсировано  изменением скорости обращения  денег.

В результате руководящие органы банковской системы  сталкиваются с дилеммой в области  денежно – кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление денежно – кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем денежно – кредитная политика стала более прагматической.

Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора  является стабилизация экономики, для  этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремится к этому, проводя фискальную и денежно  – кредитную политику. Целью денежно – кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства  является ЦБ (ФРС – в США, ЦБ –  в РФ). Именно он своими действиями и  проводит денежную политику. В мировой  практике основными инструментами  регулирования денежно – кредитной  политики ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также ЦБ разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность  банков.

1.4  Противоречивость  денежно-кредитного регулирования в 90-х годах

 

Опыт проведения денежно-кредитной политики в различных  странах в течение нескольких десятилетий позволяет выявить  ее сильные и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность. С одной стороны, согласованная с правительством в рамках общих направлений регулирования  экономики и проводимая Центральным  банком денежно-кредитная политика отличается гибкостью.

Во всех странах  с развитой рыночной структурой центральные  банки обладают известной независимостью от правительства и могут оперативно принимать решения по корректировке  денежно-кредитной политики в зависимости  от меняющейся экономической ситуации.

Проведение  центральными банками текущих мероприятий  в денежно-кредитной сфере не связано с продолжительными процедурами  согласовании и принятием специальных  распоряжений органами государственной  власти. Самостоятельность центральных  банков в проведении денежно-кредитной  политики позволяет также успешно  противостоять давлению со стороны  политиков, когда краткосрочные  политические цели правительства вступают в противоречие с основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Подобное часто наблюдается в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т. д. Все это делает денежно-кредитную политику чрезвычайно привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.

С другой стороны, в проведении денежно-кредитной  политики возникают серьезные ограничения, которые таят в себе опасность  ухудшения экономической ситуации.

Во-первых, это  обусловлено общими особенностями  использования косвенных методов  регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный  эффект на одних рынках, могут вызвать  отрицательные последствия на других рынках. Например, политика дорогих  денег снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она способна понизить объем кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать  падение темпов экономического роста  и усилить безработицу. В связи  с этим при проведении денежно-кредитной  политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия  и принять меры для их нейтрализации.

Однако здесь  возникают свои трудности. Даже если предположить, что экономисты способны составить точный прогноз развития экономической ситуации, существуют так называемые временные лаги, или  временные задержки, между изменениями  денежной массы, находящейся в обращении, и реакцией на них других экономических  переменных.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государств