Кредитно-денежная политика государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:14, курсовая работа

Краткое описание

Кредитно – денежная политика очень важна для любого государства особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение рыночного хозяйства достаточным количеством денежной наличности. Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно – кредитной сферы. Следует заметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25 – 10% банкноты центрального банка. Нельзя отметить, что взгляды на вопросы регулирования денежно – кредитной сферы в течение длительного времени неоднократно менялись.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава 1………………………………………………………………….……4
Понятие кредитно-денежной политики структура и функции, инструменты………..…………………………………………….…...4
Методы денежно-кредитной политики………..……………………6
Теоретические подходы к денежно-кредитной политике………..12
Противоречивость кредитно-денежной политики….…………….15
Глава 2……………………………………………………………………...20
. Современная денежно-кредитная политика России…….……..…20
2.2. Проблемы регулирования денежно-кредитной политики России……………………………………………………………………….23
Заключение………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа кредитно-денежная политика России.docx

— 49.51 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение                                                                                                         высшего профессионального образования

Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

(СибГАУ)

 

Кафедра Экономики

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Кредитно-денежная политика государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент  гр. УЗВ-01

                     М.Е.  Елдинова

Проверил  преподаватель:

                    Т.Н. Афанасьева 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..……….3

  1. Глава 1………………………………………………………………….……4
    1. Понятие кредитно-денежной политики структура и функции, инструменты………..…………………………………………….…...4
    2. Методы денежно-кредитной политики………..……………………6
    3. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике………..12
    4. Противоречивость кредитно-денежной политики….…………….15
  2. Глава 2……………………………………………………………………...20
    1. .    Современная денежно-кредитная политика России…….……..…20

2.2.      Проблемы  регулирования денежно-кредитной  политики России……………………………………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………………28Список использованной литературы……………….………………....………..31

 

Введение

Кредитно  – денежная политика очень важна  для любого государства особенно на сегодняшний день, когда основной функцией государства является обеспечение  рыночного хозяйства достаточным  количеством денежной наличности. Общее  состояние экономики в большей  мере зависит от состояния денежно  – кредитной сферы. Следует заметить, что от 75 до 90% денежной массы в  большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25 – 10% банкноты центрального банка. Нельзя отметить, что взгляды  на вопросы регулирования денежно  – кредитной сферы в течение  длительного времени неоднократно менялись.

 Кредитно-денежная политика - одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. Как система согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита эта политика направлена на регулирование основных макроэкономических показателей. Конечные цели кредитно-денежной политики: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей - глобальная задача. Таким образом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее действенные инструменты регулирования денежно – кредитной сферы, которые необходимо использовать для достижения поставленных целей денежно – кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 

    1. Понятие кредитно-денежной политики, структура и функции, инструменты, методы.

 

Денежно – кредитная политика в экономической  литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно  – кредитная политика, определяется, как основная часть единой государственной  экономической политики, проявляющаяся  в воздействии на количество денег  в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально  возможной занятости населения, а также роста реального объёма производства. Более точную трактовку  данной категории проводит Симановский  А. Ю.. Монетарная политика определяется им, как «управление денежным предложением или создании условий для доступа  экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую  определённым экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчёркивает возможность влияния  денежно – кредитной политики не только на сферу обращения, но и  на сферу производства.

Кредитно-денежная политика Центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение  устойчивости платежного баланса страны. Денежно-кредитное регулирование- это  совокупность конкретных мероприятий  центрального банка, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов.

Другими словами, денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита  и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Монетаризм  – это политика государственного контроля над объемом денежной массы. Именно от этого объема зависит активность бизнеса, а также величина и уровень  цен. Увеличение денежного объема повышает предпринимательскую активность и, к сожалению, цены. Уменьшение количества денег снижает цены и, к сожалению, экономическую активность. Отсюда девиз  монетарной политики: при регрессе производства - увеличивать денежную массу, при подъеме – сокращать  её.

 

Монетарная (денежно-кредитная) политика располагает  следующими инструментами:

 

1) Система  операций на рынке ценных бумаг,  то есть покупка или продажа  государством государственного  портфеля ценных бумаг – облигаций  и векселей. Приобретение государственных  ценных бумаг характеризуется  притоком денежного объема в  экономические процессы. Продажа  государственных ценных бумаг  сокращает денежные объемы в  экономике.

 

2) Гибкость  ставки рефинансирования. Процентная  ставка, которая фигурирует в  кредитном договоре между государственным  и коммерческим банком, носит  название ставки рефинансирования. Кредитором по договору выступает  государственный банк – Центральный  Банк РФ. Поднимая ставку рефинансирования, правительство ограничивает кредитные  «аппетиты» банковского сектора,  препятствуя увеличению денежного  объема за счет предоставления коммерческими банками новых кредитов. Понижение ставок рефинансирования приводит к удешевлению предоставляемого Центральным Банком кредита для коммерческих банков. Тем самым происходит увеличение активности кредитного рынка. Коммерческие банки берут кредит с целью предоставления его бизнесу, что и приводит к росту денежной массы.

 

3) Гибкость  нормы резервов. Тот депозитный  объем коммерческого банка, который  обязательно должен храниться  в Центральном Банке РФ, образует  систему банковского резерва.  Величина банковского резерва  составляет фиксированный процент  от общего объема депозитов  банка. Данная величина носит  название нормы резервов. Увеличивая  норму резервов, законодательная  ветвь сокращает кредитный потенциал  коммерческих банков, так как  в их распоряжении остается  меньший объем денежных средств для предоставления кредитов. При сокращении нормы резервов правительство облегчает кредитную эмиссию, тем самым увеличивая денежный объем финансового рынка.

 

В целом, основной целью кредитно-денежной политики является эффективное регулирование кредитной  эмиссии в банковском секторе.

 

2.1 Методы  денежно-кредитной политики.

Денежно – кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и  денежной эмиссии (кредитная экспансия  или политика дешёвых денег), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция или политика дорогих денег). В условиях падения  производства, снижения цен и увеличения безработицы центральные банки  пытаются оживить коньюктуру путём:

1. покупки  ценных бумаг на открытом рынке  у населения и коммерческих  банков;

2. понижения  учётной ставки;

3. понижение  нормативов по резервным отчислениям.

В результате проведённых мер увеличатся избыточные резервы коммерческих банков. Так  как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения  коммерческими банками путём  кредитования, то можно ожидать, что  предложение денег в стране возрастёт. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение чистого  равновесного национального продукта. Из выше указанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешёвым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объём совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с  излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы. ЦБ должен попытаться понизить общие расходы путём  ограничения или сокращения предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Для этого ЦБ должен:

1. продавать  государственные облигации на  открытом рынке;

2. увеличить  резервную норму, что автоматически  освобождает коммерческие банки  от избыточных резервов;

3. поднять  учётную ставку.

В результате проведения политики дорогих денег  банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемый законом резервной  норме, то есть их текущий счёт слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого  денежное предложение сократиться, вызывая повышение нормы процента, что сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию. Цель данной политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижение доступности кредита и увеличения издержек для сдерживания инфляционного давления.

Методы  денежно – кредитной политики – это способы воздействия  на ориентиры денежно – кредитной  политики, осуществляемые посредством  применения определённых инструментов денежно – кредитной политики. В то время как инструменты  денежно – кредитной политики – это тесно связанные с  целевыми ориентирами денежно –  кредитной политики показатели, находящиеся  в сфере воздействия ЦБ как  органа денежно – кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Все методы денежно – кредитной политики используются в единой системе и, в свою очередь, делятся на две  группы: общие, влияющие на рынок ссудных  капиталов в целом, и селективные (выборочные), предназначенные для  регулирования конкретных видов  кредита или кредитования отдельных  отраслей, крупных фирм.

Охарактеризуем  общие методы денежно – кредитной  политики:

1. Учётная  политика. При выдаче кредитов  банки устанавливают цену за  пользование деньгами – она  называется учётной ставкой. Учётные  ставки коммерческих банков зависят  от учётной ставки ЦБ, по которой  он предоставляет краткосрочные  кредиты коммерческим банкам. Если  Центральный банк повышает ставку, то коммерческим банкам также  приходится удорожать кредиты,  и волна ограничений прокатывается  по всей цепочке взаимосвязей. Эта мера может сковывать инфляционный  поток, но при этом угнетающе  воздействовать на деловую активность. Удешевление кредита ведёт, как  правило, к дополнительному притоку  денег в сферу обращения. Манипулирование  базисной ставкой является давним  и традиционным рычагом воздействия  ЦБ на предложение денег. Однако  зависимость здесь не всегда  прямая: расширение и удешевление  денежных продаж (кредитов) ЦБ отнюдь  не означает, что коммерческие  банки будут их незамедлительно  использовать, - многое зависит от  коньюктуру и прогнозов. Свои коррективы могут внести изменения в скорости обращения денег. В настоящее время за рубежом учётная ставка колеблется в достаточно широких пределах – от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, и циклические колебания коньюктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось.

2. Процентная  ставка. Набеги инфляционных волн, и соответствующее поведение  коммерческих банков победили  учёных исследовать взаимосвязи  между инфляционным процессом  и процентными ставками. Исходный  тезис Ирвинга Фишера гласил: предполагаемый рост инфляции приводит к соответствующему росту процентной ставки, так же как и, наоборот, прогноз снижения инфляции сдерживает рост процентной ставки; исходя из этого, можно прогнозировать изменение валютного курса. Изменение валютного курса определяется разницей между уровнями номинальных процентных ставок стран – партнёров. Более высокий, чем у партнёра темп инфляции, ведёт, принимая во внимание фактор ожиданий, к повышению процентной ставки, что, однако, обесценивающее воздействует на стоимость данной национальной валюты при совпадении с партнёрской. Если также принять во внимание ситуацию на мировом финансовом рынке, то процентная ставка внутри страны, условно говоря, должна равняться процентной ставке за рубежом плюс процент обмена национальной валюты.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государств