Кредитно-денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:59, контрольная работа

Краткое описание

Макроэкономическая стабилизация в условиях мирового финансового кризиса приобретает свои особенности. Во-первых, она направлена на преодоление не столько кризисных явлений как фазы экономического цикла (что характерно для промышленно развитых стран), сколько системного кризиса, охватывающего различные стороны социальной, экономической и общественно-политической жизни, имеющего разные причины появления. Во-вторых, для стран с переходной экономикой характерна особая глубина и острота макроэкономической нестабильности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3 1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства………..4
1.1 Понятие и сущность кредитно-денежной политики……………………...4
1.2 Методы кредитно-денежной политики…………………………………..12 2. Основные инструменты денежно-кредитной политики……………….….15
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..15
2.2 Банковский надзор………………………………………………………….26 3. Особенности развития денежно-кредитной системы России…………..…28
Заключение……………………………………………………………………...35
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3 1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства………..4

1.1 Понятие и сущность кредитно-денежной политики……………………...4

1.2 Методы кредитно-денежной политики…………………………………..12 2. Основные инструменты денежно-кредитной политики……………….….15

  1. Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..15
  2. Банковский надзор………………………………………………………….26 3. Особенности развития денежно-кредитной системы России…………..…28

Заключение……………………………………………………………………...35

Список  литературы……………………………………………………………..36

 

Введение

 

     Макроэкономическая  стабилизация в условиях мирового финансового кризиса приобретает свои особенности. Во-первых, она направлена на преодоление не столько кризисных явлений как фазы экономического цикла (что характерно для промышленно развитых стран), сколько системного кризиса, охватывающего различные стороны социальной, экономической и общественно-политической жизни, имеющего разные причины появления. Во-вторых, для стран с переходной экономикой характерна особая глубина и острота макроэкономической нестабильности. В-третьих, макроэкономическая стабилизация в переходном периоде не просто набор экономических мер и на этой основе достижение определенных макроэкономических показателей, а одновременно и формирование новой системы экономических отношений. В этом смысле она носит не только функциональный, но и трансформационный характер.

     Несмотря  на универсальность общих характеристик  макростабилизации, содержательный набор  ее элементов (инструментов), а также  последовательность этапов их осуществления могут различаться. В зависимости от этого выделяются разные варианты макростабилизации в условиях переходной экономики.

     Целью данной работы является исследование кредитно - денежной политики государства как инструмента макроэкономической стабилизации

 

       1. Основные концепции денежно-кредитной политики государства

      1.1 Понятие и сущность кредитно-денежной политики

     Одним из инструментов косвенного воздействия  государства на экономику является кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе с личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Совокупность  государственных мероприятий в  области денежного обращения  и кредита получила название денежно-кредитной  политики. Ее главная цель - регулирование  экономической активности в стране и борьба с инфляцией

     Государственная кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основная функция — создание таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста [14, с. 535].

     Кредитно-денежная политика получила широкое развитие еще в 50-х годах в США и ФРГ, а затем распространилась и на другие страны. Сегодня ее активно используют все развитые страны рыночной экономики.

     Основными направлениями государственной  кредитно-денежной политики во всех развитых странах являются изменение учетной ставки центрального банка; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке [14, с. 536].

     Изменение учетной ставки центрального банка. Эта мера направлена на изменение объема ссуд частных банков и центрального банка. Ее смысл состоит в том, что, меняя уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым ограничивает кредитную экспансию частных банков, так как если ограничиваются возможности получения ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты самих частных банков. Как правило, государство повышает процентную ставку в период бурного экономического роста с целью ослабления «перегрева» экономики. Удорожание кредита и ограничение притока денег в кредитную систему («сжатие кредита») именуется политикой «дорогих денег». В период спада деловой активности государство проводит снижение ставки процента по кредитам. Удешевление кредита и расширение ресурсов кредитной системы используется как стимул к росту производства (политика «дешевых денег»). В последнее время в США, Великобритании, Германии, Канаде, скандинавских странах наметилась тенденция к превращению процентной ставки во вспомогательный элемент - в средство информирования экономических агентов (банков, фирм, населения) об общем направлении кредитно-денежной политики государства.

     Изменение нормы обязательных резервов. Частные банки держат свои резервы на счетах центрального банка. Объем обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к видам вкладов. Чем более краткосрочным и ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательных резервов. Установление нормы обязательных резервов основывается на периодических отчетах частных банков центральному банку о среднесуточных размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, они пересматриваются один-два раза в год.

     Макроэкономический  смысл регулирования норм обязательных резервов состоит в урегулировании объемов банковских кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный банк ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных ресурсов. Уменьшая нормы резервов, центральный банк стимулирует высвобождение средств для расширения кредитов.

     Операции  на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются более гибкой системой регулирования норм банковских резервов, а следовательно, и объемов кредитов. Они сводятся к купле-продаже за наличные деньги ценных бумаг и соответственно уменьшению или увеличению банковских резервов. Объектом операций на открытом рынке чаще всего служат казначейские векселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, так как без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков (предоставление кредитов).

     Кроме перечисленных основных направлений  кредитно-денежной политики, государство  использует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них — установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита [14, с. 538].

     Предельная  маржа означает, что центральный банк имеет право устанавливать минимальный процент (маржу) первоначального взноса, который должен сделать покупатель на рынке ценных бумаг. Другими словами, центральный банк устанавливает процент наличности за покупку ценных бумаг. Например, Центральный банк США установил маржу в 50%. Это значит, что половина оплаты стоимости ценных бумаг должна быть наличными, а другая половина может быть заемными средствами. Эта мера направлена против излишней спекуляции на фондовой бирже. Вместе с тем инвестору становится известно, сколько денег надо взять в кредит.

     Ограничение потребительского кредита  — это введение ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть антиинфляционной программы.

     В действительности кредитно-денежная политика государства имеет и сильные, и слабые стороны.

     Преимущества  кредитно-денежной политики по сравнению  с бюджетной — гибкость и оперативность  принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода  от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику более эффективной.

     Недостаток  кредитно-денежной политики государства  заключается прежде всего в циклической  асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.

     Уязвимость  кредитно-денежной политики состоит  также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать  процентную ставку и предложение денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального уровня) необходимо увеличить предложение денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения процентной ставки необходимо сократить денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и к усилению спада. Если же целью кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного предложения, то процентная ставка будет постоянно колебаться, а частое изменение процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики [14, с. 540].

     Следовательно, кредитно-денежная политика государства  имеет определенную ограниченность.

     Использование государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики от мирохозяйственных процессов вызвала к жизни систему мероприятий, направленных на регулирование внешнеэкономических операций. Центральные банки стремятся воздействовать на движение капитала и товаров между странами посредством регулирования курсов валют на международных денежных рынках. Во многих странах государство владеет банками и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это позволяет ему через кредитные институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое распространение получают государственный кредит (часто льготный) и гарантии государства частному кредиту. В последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий с предоставлением им налоговых льгот и льготных кредитов.

     Антиинфляционное  государственное регулирование. Кредитно-денежные и бюджетные методы регулирования широко используются государством в проведении антиинфляционной политики, которая сегодня выдвинута развитыми странами на передний план. Государство в рыночной экономике не может полностью искоренить инфляцию. Умеренная инфляция предполагается самим рыночным механизмом, так как для динамичной экономики характерен рост цен. Поэтому целью государственной антиинфляционной политики является не ликвидация, а управление инфляцией, чтобы ее уровень оставался достаточно умеренным.

     В государственной антиинфляционной политике используются краткосрочные  и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционной политики в большинстве случаев носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы сбить инфляционное напряжение. Антиинфляционная тактика дает наилучший результат в двух случаях: помогает увеличить предложение без соответствующего повышения текущего спроса или способствует снижению спроса без соответствующего увеличения предложения [14, с. 541].

     Наращиванию предложения может способствовать государственная поддержка повышения  товарности народного хозяйства. Через льготное налогообложение государство поощряет диверсификацию предприятий и банков и тем самым способствует чистому приросту предложения товаров. В развитых странах такие процессы идут более успешно в сфере услуг, особенно в тех секторах экономики, где формируются новые рынки.

     Примером  могут служить информационные услуги. Информация как товар обладает специфическими антиинфляционными достоинствами. Ее получение только сначала связано  со значительными затратами, а затем  идет с минимальными издержками. Кроме того, в течение своего жизненного цикла этот товар не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда с сохраненными потребительскими качествами, вновь становясь объектом купли-продажи. В результате происходит многократное увеличение предложения без соответствующего роста спроса.

     Росту предложения (без увеличения спроса) способствует и хорошо организованная приватизация государственной собственности. Приватизация ведет к увеличению государственных доходов и снижению напряженности в расходной части бюджета, облегчая решение проблемы бюджетного дефицита. Вместе с тем появление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса. Действенным средством для увеличения предложения выступает и потребительский импорт.

Информация о работе Кредитно-денежная политика государства