Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:35, контрольная работа
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть описаны все экономические процессы.
Введение………………………..………………………………………………………….3
1. Рыночное равновесие. Цена равновесия. Модель Вальраса и модель Маршалла…5
2. Сущность и основные черты олигополии…………………………………………...13
3. Практическое задание………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………….19
Список использованных источников
Содержание
Введение………………………..……………………………
1. Рыночное равновесие. Цена равновесия. Модель Вальраса и модель Маршалла…5
2. Сущность
и основные черты олигополии………
3. Практическое
задание……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………………….…
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика
– это бесконечное
В данной работе я
попытаюсь раскрыть темы рыночного
равновесия, цены равновесия, а также
видов существующего
Под равновесным функционированием национальной экономики понимается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках.
Достижение равновесия на рынке факторов производства предполагает, что все поступающие на него производственные ресурсы нашли своего покупателя, а предельный доход собственников ресурсов, формирующий спрос, равен предельному продукту каждого ресурса, формирующего предложение.
Равновесие на денежном
рынке характеризует такую
Принципиальная возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции в математической форме впервые была высказана Л. Вальрасом. Выражая модель общего экономического равновесия системой уравнений, он доказал, что если все рынки за исключением одного находятся в равновесии, то в таком же равновесном состоянии будет находиться и последний рынок. В качестве такового в модели Л. Вальраса выступает рынок денег.
Цель Маршалла положить в основу теории ценности закон спроса и предложения, что он и называл "фундаментальной симметрией". Это подразумевает зависимость между издержками производства и произведенным количеством блага, источником которой "закон непропорциональных продуктивностей", являющийся необходимым условием согласованности теории Маршалла.
В данной работе будет проведено комплексное исследование моделей рыночного равновесия, описанных Леоном Вальрасом и Альфредом Маршалом, кроме того, будет рассмотрен частный случай несовершенной конкуренции, так называемой олигополии.
Сущность
Данная
тема является актуальной и в наши
дни, так как с проблемами, которые
рассматриваются в ней, экономисты
сталкиваются довольно часто. Понимание
олигополистического рынка и
факторов его возникновения, равновесия
и рыночного механизма в целом дает возможность
правильной оценки ситуации на конкурентном
рынке.
1.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ.
МОДЕЛЬ ВАЛЬРАСА
И МОДЕЛЬ МАРШАЛЛА
Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.
Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня (P0;Q0).
Когда
минимальные уровни цен устанавливаются
выше равновесной цены, объем предложения
превышает объем спроса и образуется
избыток благ. Рыночное равновесие
и отклонение от него изображены на
рис. 1.
Рис. 1. Рыночное равновесие
Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ:
Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.
Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, т.к. часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.
Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:
а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;
б)
соблюдать все остальные
Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия.
Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию:
PE = PD = PS
При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров:
QE = QD = QS
Равновесная цена выполняет важнейшие функции:
Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения рис. 2. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.
Рис.2. Рыночное равновесие по Л.Вальрасу
Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2 рис. 3. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Рис.3. Рыночное равновесие по А.Маршаллу
Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах
Рассмотрим статистические модели рыночного равновесия, в которых фактор времени не учитывается явно: динамические процессы в данном случае представляют собой как бы мгновенные «фотокадры». Можно проиллюстрировать динамические процессы методом сравнительной статики, при котором сдвиг показан соответственным перемещением линии спроса или предложения.
Такой сдвиг показан на рис. 4, где линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный наклон) на рис. 4 а), сдвиг линии спроса приводит к росту равновесной цены с P1 до P2 при одновременном увеличении равновесных объемов с Q1 до Q2. На рис. 4 б) сдвиг линии предложения влево ведет к повышению равновесной цены при одновременном сокращении равновесного объема.
Рис.4. Сдвиг равновесия
Хотя метод сравнительной статики не учитывает в явном виде фактор времени, косвенное его включение становится возможным посредством учета различий в скорости приспособления предложения к изменениям в спросе.
Для этого при использовании метода сравнительной статики принято различать три периода. Первый, в котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, называют мгновенным периодом. Другой, в котором одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая как переменная, называют коротким периодом. Третий, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные, называют длительным периодом. Некоторые экономисты выделяют еще и четвертый, очень длительный, в течение которого может меняться не только объем применяемых ресурсов и интенсивность их использования, но и характер применяемой технологии.
В мгновенном периоде продавец вообще лишен возможности приспособить объем предложения к объему спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы. Однако тот факт, что продавец обладает фиксированным количеством товара, не означает, что все это количество должно быть обязательно продано независимо от уровня цены. Многое зависит от природы данного товара. Если товар скоропортящийся и не подлежит хранению, линия предложения будет строго вертикальна. Как видно из рис.5 а), в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса.