Конкурентоспособность предприятия в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:47, реферат

Краткое описание

Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Под конкуренцией на международном рынке
понимается то же соперничество, но обусловленное спецификой функционирования международного рынка.
Конкуренция представляет собой одно из самых эффективных и действенных средств стимулирования деловой активности, использование достижений НТП, роста качества товаров и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 875.50 Кб (Скачать)
  • ценовая политика;
  • инвестиционная политика;
  • налогообложение предприятия;
  • кредитная политика государства;
  • регулирование финансового учета;
  • регулирование импорта продукции;
  • антимонопольная политика.

Неотъемлемым  методом оценки конкурентоспособности  предприятия является

оценка конкурентоспособности персонала.

Оценку  конкурентоспособности персонала  следует осуществлять исходя из его

конкурентных  преимуществ, которые бывают внешними по отношению к

персоналу, и внутренними.

Внешние конкурентные преимущества персонала  определяются

конкурентоспособностью организации, в которой работает конкретный рабочий или специалист. Если организация имеет высокий уровень конкурентоспособности, то персонал имеет хорошие внешние условия для достижения высокого уровня конкурентоспособности.

Внутренние  конкурентные преимущества персонала  могут быть унаследованными и приобретенными. Только исключительно одаренные люди в меньшинстве зависят от внешних условий.

Конкурентоспособность конкретной категории персонала  оценивают по формуле:

                                                                                  (1.1.)

где Кп - уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала,

 i от 1,2,...,п — количество экспертов,

j от 1,2,... ,7 - количество оцениваемых качеств персонала,

ij - оценка i-тым экспертом j-того качества персонала по пятибалльной системе,

j - значимость j-того качества персонала,

- максимально возможное количество баллов, которые может получить оцениваемый индивидуум.

Наиболее  подходящей методологической основой  осуществления управления  
персоналом любой организации является системный подход. Системный подход — это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Система управления персоналом в структурных  подразделениях предприятия включает ряд подсистем, каждая из которых состоит из элементов, имеет самостоятельное значение и способствует решению общего задания.

Система управления персоналом в структурных  подразделениях предприятия:

1) подсистема планирования, поиска, добора и найма:

  • разработка стратегии управления персоналом;
  • планирование и прогнозирование потребности в персонале,

организация рекламы вакансий;

  • определение источников поиска персонала;
  • оценка кандидатов на вакантную должность;
  • оформление и учет принятого персонала;

2) подсистема  адаптации персонала:

           -                    общее ознакомление с компанией  и системой взаимоотношений в  ней;

  • ассимиляция персонала;
  • идентификация персонала;

3) подсистема адаптации:

-                 обучение персонала;

            -                      повышение квалификации персонала; 

            -                      переквалификация персонала;

            -                      планирование деловой карьеры;

4) подсистема мотивации персонала:

            -                     персональная мотивация персонала;

            -                      коллективное стимулирование;

            -                     форма участия работников в  прибыли и в капитале;

            -                     управление трудовой мотивацией;

5) подсистема оценки и аттестации персонала:

            -                      оценка труда;

            -                      персональная оценка работников;

            -                      аттестация персонала.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность

эффективной хозяйственной  деятельности и ее практической прибыльной

реализации в  условиях конкурентного рынка, которая  обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. Производство и реализация

конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель

жизнестойкости  предприятия, его умения эффективно использовать свой

финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. 

1.3. Стратегический  подход к управлению конкурентоспособностью предприятия 

Рыночная  конкуренция проявляется в борьбе фирм (продавцов) за ограниченный объем спроса потребителей на доступных фирмам сегментах рынка. Когда спрос практически неограничен, нет и конкуренции продавцов.

Характерны следующие  четыре стратегии конкуренции на товарном рынке (см. табл. 1.1.).

Таблица 1.1.

Стратегии и факторы конкуренции на товарном рынке

Факторы конкуренция   Тип стратегии  
Виолентная Патиентная Коммутантная Экеплерентная
  («силовая») (нишевая) (приспособителъ-"ная) (пионерская)
Сущность Доминирование на Доминирование Удовлетворение Привитие
стратегии обширном рынке в узком нестандартного спроса на
    сегменте рынка спроса на локальном рынке принципиально новые товары
Масштаб Крупные Крупные Мелкие Средние
компании   Средние Мелкие   Мелкие
Фундамен- Относительно Узкая Локальный масштаб Поиск
тальные малые издержки специализация, бизнеса, простая преобразующих
способности производства, определенный продукция, решений,
компании широкомасштабные круг неспециализирован повышенный
  НИР, развитая потребителей, ное производство риск, внедрение
  сбытовая сеть, нестандартная небольшой по радикальных
  крупные рекламные компании продукция объему спрос, конкретный клиент нововведении
Характеристика Сравнительно Уникальный Высокая гибкость Непрерывное
товара  и спроса дешевый товар, товар, высокое производства, обновление
  среднее качество, качество, небольшие объемы товара, расчет
  массовый спрос ограниченный производства, на привитие
    спрос, высокая  цена локальный спрос потребностей  и рост спроса
Факторы Высокая Приспособленн Гибкость реакции, Лидерство в
конкурентной производительность ость к особому многочисленность нововведениях
борьбы   рынку продавцов  

Стратегии конкуренции  на товарном рынке:

  1. виолентная стратегия («силовая») - стратегия доминирования на

затраты на производство, следовательно, и снижает  цены продаж. Это 

достигается организацией массового производства товаров среднего качества,

которые целиком удовлетворяют массового  покупателя. Такой стратегии 

придерживаются  большинство больших компаний. Товар  производится или в 

разнообразном ассортименте, часто обновляется, что  в сравнении с его

добротностью  и доступностью цены позволяет привлечь широкие ветви 

покупателей. Этому способствует поведение больших рекламных компаний [36; c.152].

  1. патиентная стратегия (нишевая) - стратегия, ориентирована на выпуск

ограниченного количества специализированной продукции высокого

качества. Фирмы, которые придерживаются такой стратегии, стремятся отклонится от прямой конкуренции с ведущими компаниями и найти на рынке собственную нишу, недоступную для виолентов. Они хорошо дополняют виолентов, потому что вносят на рынок разнообразие, выискивают и активно формируют

специфические потребности. Узкая специализация патиентов позволяет им обеспечить высокий научно-технический уровень производства и высокую квалификацию персонала. Такой стратегии придерживаются малые

(сравнительно с виолентами), средние и мелкие фирмы [36; c.154]..

  1. коммутантная стратегия (приспособленная) — стратегия,

 направленная на максимально быстрое удовлетворение небольших по объему кратковременных, часто кратковременных потребностей. Мелкие фирмы, которые придерживаются этой стратегии, обычно не имеют в распоряжении эффективного обоснования и научно-технических заделов, но имеют прекрасных мастеров «на все руки», благодаря чему они быстро приспосабливаются к потребностям рынка [36; c.156]..

  1. эксплерентная стратегия (пионерская) — стратегия, которая ориентирована на радикальные нововведения и прицепления новых потребностей и спроса на принципиально новые товары. Такая стратегия присуща постиндустриальной эпохе и предпринимательской реакции изменениям на рынке. Реализовать ее могут фирмы, которые имеют высокий научно-технический потенциал и предпринимательский стиль поведения. Такой стратегии присущ высокий риск неудачи (предложенный товар не находит потребителя) или высокие доходы в случае удачи [36; c.158]..

База  и границы крупного производства. Сущность эффекта масштаба производства.

Крупные предприятия подвергаются в последние  годы серьезной критике. Их обвиняют в бюрократизме, негибкости, монополизме и пр. Напротив, положительные качества — предприимчивость, эффективность, неформальное отношение к делу и многое в том же роде — связывается только с мелким бизнесом. Такие взгляды имеют серьезные основания. Однако при взвешенном подходе к крупным предприятиям нельзя игнорировать тот факт, что при всех своих недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики.

Наряду  со слабостями крупные предприятия  в своем абсолютном большинстве придерживающиеся силовой стратегии конкурентной борьбы, имеют и сильные стороны. Известно, что в качественном отношении спрос на товары и услуги очень разнообразен: одним потребителям нужны продукте с одними, а другим - с другими характеристиками.

Но, как  показали исследования, в количественном соотношении спрос концентрируется вокруг некоторого среднего, типичного на данный момент и для данной экономики, уровня качества и, соответственно, цены товара. Как правило, дорогих товаров сверхвысокого качества или дешевых и плохих продуктов сбывается существенно меньше. Для фирм-производителей эта закономерность имеет важное практическое значение. Выпуская товары с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента товаров удовлетворить существенную часть всего платежеспособного спроса. Это обстоятельство открывает объективную возможность для организации массового выпуска стандартных продуктов. Действительно, если рынок по большей части требует примерно одинаковых товаров, их выпуск большими сериями может быть налажен исключительно рационально.

Как показала мировая практика, благодаря деятельности крупных фирм были получены серьезные результаты в области научно-технического прогресса. В частности, резко увеличилась производительность труда, снизились затраты производства. Такие результаты были достигнуты благодаря экономии на масштабах производства (с ростом размеров предприятия издержки производства на единицу продукции падают). Точнее, снижение издержек идет до тех пор, пока не будет превышен некоторый оптимальный размер предприятия. 

Направления снижения себестоимости продукции.

Главное достоинство стандартных товаров  состоит в возможности организовывать их эффективное производство.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия в рыночной экономике