Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:47, реферат
Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Под конкуренцией на международном рынке
понимается то же соперничество, но обусловленное спецификой функционирования международного рынка.
Конкуренция представляет собой одно из самых эффективных и действенных средств стимулирования деловой активности, использование достижений НТП, роста качества товаров и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.
Конкурентоспособность
предприятия можно
эффективности использование хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно их использования конкурентами.
В условиях
рыночной экономики указанная
рентабельность продукции, определяемую отношением прибыли к необходимым для ее получения затратам. Следовательно, конкурентоспособность предприятия характеризуется отношением рентабельности продукции рассматриваемого
хозяйствующего субъекта к средневзвешенной рентабельности продукции по
выборке предприятия, под которой понимается совокупность конкурентов,
являющаяся необходимой и достаточной для такого сопоставления.
Однако это соотношение не учитывает долю предприятия на рынке, поэтому в
качестве
одного из критериев
рассматривать отношение изменения доли рынка хозяйствующего субъекта в
сравнении с предшествующим периодом к изменению доли рынка по выборке. При этом, поскольку колебания долей рынка происходит в большей степени, чем
колебания рентабельности, необходимо привести эти колебания к сопоставимым
величинам, для чего следует извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень.
Таким образом, в математической форме показатель конкурентоспособности предприятия может быть выражен функцией всех ее внутренних ресурсов:
КСП=ДП,Н,Т,Ф, М,У,
где КСП — конкурентоспособность фирмы;
П — персонал;
Н — научно-исследовательская база;
Т — технико-технологическая база;
Ф — финансы;
М — маркетинг;
У — управление
(общий менеджмент).
Или показателями конкурентоспособности предприятия в целом, по рентабельности, динамике доли рынка, рентабельности продукции предприятия, изменения объемов выручки предприятия.
Показатели рентабельности определяются как отношение прибыли от реализации продукции предприятия (выборки) к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. Индексы изменения объемов прибыли рассчитываются как
отношение прибыли от реализации продукции предприятия (выборки) в
анализируемом периоде к соответствующему показателю предшествующего
периода.
Определение
конкурентоспособности
количественной оценки этого показателя, но и в целях анализа
конкурентоспособности рассматриваемого предприятия, выявления
преимуществ и недостатков его деятельности в условиях конкуренции. Выявление резервов повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия
осуществляется исходя из следующих соображений.
Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта оценивается по нескольким количественным показателям, что делает возможным аналитическое разложение
показателя конкурентоспособности, определение влияния каждой из
аналитических единиц на формирование общего показателя
конкурентоспособности предприятия.
Первым направлением анализа конкурентоспособности предприятия является
разложение этого показателя по видам деятельности предприятия или по структурным подразделениям, каждое из которых является обособленным центром образования
затрат и соответствующей прибыли предприятия.
Рассмотренные направления анализа относятся лишь к тем показателям,
которые непосредственно участвуют при расчете показателя
конкурентоспособности предприятия, и не позволяют осуществлять анализ
конкурентоспособности и выявление соответствующих резервов в отношении прочих технико-экономических показателей. Это ограничение преодолевается применением корреляционно-регрессивного анализа, что позволяет получить информацию о влиянии определенного фактора на конкурентоспособность предприятия в результате осуществления различных технико-экономических мероприятий. Суть этого метода заключается в следующем:
На первом этапе устанавливается перечень факторов, влияние которых на
конкурентоспособность рассматриваемого предприятия необходимо
проанализировать. Выбор указанных факторов определяется конкретными
задачами и целями осуществляемого анализа. Факторами могут являться любые технические, технологические, природные, климатические, организационные, социально демографические и другие показатели, оказывающие влияние на
конкурентоспособность предприятия.
На втором этапе осуществляется сбор данных о величинах показателей, влияние которых на конкурентоспособность необходимо проанализировать, а также
определяются значения самого показателя конкурентоспособности предприятия за соответствующий период. На основе имеющихся данных любым из
известных методов производится построение корреляционной модели
зависимости
конкурентоспособности
анализируемых факторов. В связи с тем, что коэффициенты регрессии в
натуральном масштабе несопоставимы, так как характеризуют влияние
различных по природе факторов, для оценки степени влияния на
конкурентоспособность каждой из независимых переменных следует
осуществлять построение корреляционных моделей как в нормальном, так и в стандартизированном масштабе.
Полученные в результате решения этого регрессионного уравнения величины и являются инструментом анализа влияния на конкурентоспособность
предприятия рассматриваемых факторов.
Коэффициенты регрессии при каждом из них характеризуют влияние каждого фактора на конкурентоспособность предприятия. Анализ коэффициентов
регрессии позволяет дать качественную и количественную оценку влияния того или иного фактора на конкурентоспособность предприятия, что в свою очередь, позволяет определить основные направления повышения конкурентоспособности предприятия и с использованием полученной математической модели
осуществлять оперативное управление этим процессом. Так, если известны
текущие значения показателей, включенных в математическую модель, становится возможным с определенной погрешностью спрогнозировать конкурентоспособность предприятия за соответствующий отрезок времени. На основании полученных
данных могут быть приняты обоснованные управленческие решения.
Подобным образом может быть определено влияние различных запланированных технико-экономических и организационных мероприятий на конкурентоспособность предприятия. Подставляя в полученное регрессивное уравнение плановые значения соответствующих показателей, после осуществления указанных мероприятий
можно определить качественное и количественное влияние запланированных
мероприятий на уровень конкурентоспособности предприятия.
Результаты расчетов может служить одним из критериев оценки целесообразности осуществления различных мероприятий с точки зрения повышения
конкурентоспособности предприятия.
Рассмотрим методику
конкурентоспособности
Методические основы:
свойства, а лишь те, которые вызывают интерес у потребителя, удовлетворяя его
потребности;
продукции с учетом конкретных условий ее реализации и потребления, т.е. для
конкретного рынка сбыта или его сектора.
От выбора базы сравнения зависит правильность результата оценки
конкурентоспособности продукции и принятие решений. Базой сравнения могут выступать:
номенклатуры и устанавливается величина параметров потребностей
покупателей оцениваемой конкурирующей продукции, которыми потребитель
пользуется при выборе продукции на рынке, а также определяется значимость этих параметров в общем наборе;
выступает материализованным требованием, которое должна удовлетворять
оцениваемая продукция;
гипотетический образец, который представляет собой набор средних значений
параметров группы изделий. Такую базу сравнения используют в том случае, когда информации о конкретных рыночных товарах-аналогах недостаточно. Фактически речь идет об анализе потребности, которая должна рассматриваться как
ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению;
аналогов, отобранных для согласования классифицированных параметров образца и оцениваемой продукции. Из группы аналогов сначала отбираются наиболее представительные изделия, которые имеют наилучшие перспективы на рынке сбыта и пользуются наибольшим спросом у потребителя.
Компенсационная и некомпенсационная оценки конкурентоспособности
продукции.
Во время компенсационной оценки слабые стороны продукции могут быть
компенсированы сильными. Для сравнения разных видов продукции (услуг) при этом используют адаптивные критерии.
Во время некомпенсационной оценки слабые стороны продукции не могут быть компенсированы сильными. Для сравнения товаров, при этом используют
лексиграфические критерии.
Проблема объективной оценки продукции заключается в сравнении всех или
основной
массы потребительских
потребителя.
Как интегральный показатель для сравнения целесообразно использовать
функцию полезности продукции (ее потребительская стоимость или
способность удовлетворять требования, предъявляемые к данному типу и виду продукции со стороны потребителя). Экономическая наука пока не выработала строгих (аналитических или статистических) методов количественной оценки потребительской стоимости, что затрудняет и количественную оценку
конкурентоспособности продукции.
В целях
повышения
продукции должна включать совокупность организационных,
научно-технических, экологических, инвестиционных, управленческих и других решений, связанных между собой единой целью;
аспектов: технический, организационный, экономический, социальный,
психологический, юридический, коммерческий. Все они создают единую систему обеспечения конкурентоспособности, но существует соответствующая очередность в решении вопросов каждого из аспектов с учетом их «весомости»:
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия в рыночной экономике