Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:47, реферат
Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Под конкуренцией на международном рынке
понимается то же соперничество, но обусловленное спецификой функционирования международного рынка.
Конкуренция представляет собой одно из самых эффективных и действенных средств стимулирования деловой активности, использование достижений НТП, роста качества товаров и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.
За редким
исключением инновации
результате они часто являются результатом необходимости, а то и угрозы краха: страх поражения стимулирует гораздо сильнее, чем надежда на победу.
То, как долго можно удерживать конкурентное преимущество, зависит от трех факторов:
низкого ранга (дешевая рабочая сила или сырье) довольно легко могут получить и конкуренты. Преимущества более высокого порядка (патентованная
технология, дифференциация на основе новых товаров или услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности или тесные связи с клиентами, укрепляемые тем, что менять поставщика клиенту будет накладно) можно удерживать более длительное время;
нельзя стоять на месте, фирма должна создавать новые преимущества с такой же скоростью, с какой конкуренты могут копировать имеющиеся.
Главная задача - неустанно улучшать показатели фирмы, чтобы усилить
имеющиеся преимущества, например, более эффективно эксплуатировать
производственные мощности или более гибко обслуживать клиентов.
При анализе роли страны в формировании конкурентного преимущества интерес в первую очередь представляют те отрасли, где конкуренция носит
международный
характер. Формы международной
отраслях существенно различаются. На одном конце спектра форм конкуренции находится форма, которую можно назвать множественно-национальной.
Конкуренция в каждой стране или небольшой группе стран, по сути, протекает независимо, рассматриваемая отрасль имеется во многих странах, но в каждой из них конкуренция идет по-своему. Таким образом, международная отрасль представляет собой как бы набор отраслей (каждая - в пределах своей страны). В число отраслей, где конкуренция традиционно имеет такую форму, входят
многие типы торговли, производство продуктов питания, оптовая торговля, страхование жизни, сберегательные банки, производство простых
металлоизделий и едких химических веществ.
На противоположном конце спектра - глобальные отрасли, в которых
конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на ее позиции в других странах. Фирмы полагаются на преимущества, проистекающие из их деятельности по всему миру. Фирмы комбинируют преимущества, достигнутые в стране базирования, с теми, которых они добились благодаря присутствию в других странах (например, эффект масштаба, способность обслуживать
клиентов во многих странах или репутация, которую можно завоевать в другой стране).
Глобальная конкуренция имеет место в таких отраслях, как выпуск гражданских самолетов, телевизоров, полупроводниковых приборов, копировальной
аппаратуры, автомобилей и часов.
Способность фирм страны получить конкурентное преимущество в глобальных отраслях сулит большие выгоды и торговле, и в зарубежных инвестициях.
Глобальной сложно назвать стратегию, при которой фирма продает свою
продукцию во многих странах, применяя при этом единый подход.
Решения, присущие только глобальной стратегии, можно разделить на два
существенных направления:
Конфигурация деятельности при глобальной отрасли. При планировании своей
деятельности по всему миру в рамках данной отрасли фирма сталкивается с
необходимостью выбора по двум направлениям.
Первое
связано с сосредоточением
рассредоточение ее по многим странам.
Сосредоточенная или основанная на экспорте глобальная стратегия типична для
таких отраслей, как авиастроение, тяжелое машиностроение, производство
конструкционных материалов, или продукции для сельского хозяйства. Как правило, деятельность фирмы сосредоточена в стране базирования. Эта стратегия особенно характерна для некоторых стран. Сегодня в этих странах большая часть товаров
разрабатывается и производится в пределах самой страны, а на зарубежные страны приходится только маркетинг.
Рассредоточение деятельности требует прямых зарубежных инвестиций. Оно
предпочтительнее в отраслях, в которых высокие расходы на транспортировку, связь или хранение делают сосредоточение невыгодным, или же оно рискованно по разным причинам (политические мотивы, невыгодный курс обмена валют или
опасность прекращения поставок). Эта деятельность предпочтительна также там, где местные потребности в разных товарах существенно различаются. Еще одна
важная причина рассредоточения -желание улучшить маркетинг в зарубежной стране.
Второе
направление связано с
будет осуществляться тот или иной вид деятельности, необходимо также выбрать страну (или страны) для этого.
В последнее время наметилась тенденция переводить деятельность за рубеж не только для использования там выгод от издержек производства, но и для проведения НИОКР, получения доступа к специализированным навыкам, имеющимся в этих странах, или развития отношений с ключевыми клиентами. Правительственные
директивы также влияют на размещение деятельности.
Глобальная координация. Другое важное средство достижения конкурентного преимущества через - глобальную стратегию - координация деятельности фирмы в разных странах.
Координацинация (согласование) деятельности включает в себя обмен информацией, распределение ответственности и согласование условий фирмы. Она может дать
некоторые преимущества, одно из них - накопление знаний и опыта, полученных в разных местах. Единого типа глобальной стратегии не существует. Каждая отрасль имеет свое оптимальное сочетание. Большинство глобальных стратегий — это не
разрывное сочетание торговли и прямых зарубежных инвестиций.
Детерминанты конкурентного преимущества страны.
Данную проблему глубоко и всесторонне исследовал известный английский
ученый,
авторитет в области
развитых стран он выявил наиболее важные причины успеха и неудач в
конкурентной борьбе фирм этих стран. Основу этой концепции составляет идея так называемого «ромба», раскрывающего четыре свойства (детерминанта) страны, формирующих конкурентную среду, в которой действуют ее фирмы (рис. 1.5.).
Рис 1.5. Детерминанты конкурентного преимущества страны
Национальный
«ромб» характеризует систему
преимущества, компоненты которого (как и в любой системе) находясь во
взаимодействии, создают эффект целостности, то есть усиливают либо ослабляют
потенциальный уровень конкурентного преимущества фирм этой страны [36; c.57].
Каждая детерминанта влияет на все остальные. Так, большой спрос на продукцию фирмы сам по себе не даст ей конкурентного преимущества, если острота
конкуренции не достаточна, чтобы фирма приняла этот спрос к сведению. Кроме того, преимущества в одной детерминанте могут создавать или усиливать
преимущества в других. Конкурентное преимущество на основе только одной - двух детерминант возможно в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки.
Преимущество по каждой детерминанте не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли.
В общую систему детерминант М.Портер включает «роль случая» и «роль
правительства» (см. рис. 1.6.), которые могут либо усиливать, либо ослаблять
конкурентное преимущество страны.
Рис. 1.6. Общая система условий конкурентного преимущества для развитого рынка
Роль случая. Случайными здесь являются события, которые имеют малого общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство.
К наиболее важным событиям такого рода можно отнести:
обменных курсах;
Случайные события могут изменить соперничающих компаний. Они могут свести на нет преимущество старых конкурентов и создать потенциал для новых фирм,
способных заменить старые достижения необходимого уровня
конкурентоспособности в новых, изменившихся условиях.
Однако для того им много «случайного» события в стране должны созреть
благоприятные условия. Это означает, что детерминанты «ромба» такие условия
способны создать. В стране с наиболее благоприятным «ромбом» скорее всего,
случай, послужит укреплению конкурентоспособности.
Роль правительства. Правительство может влиять и подвергаться влиянию - как позитивному, так и негативному - всех четырех детерминант. На параметры
производительных факторов воздействуют субсидии, политика в отношении рынков капитала, образования и т.д. Правительственные органы устанавливают местные нормы и стандарты в производстве того или иного товара, а также инструкции, влияющие на поведение потребителей. Правительство само является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других
отраслей. Действительная роля правительства в формировании национальных
преимуществ заключается в оказании влияния на все четыре детерминанты. В свою очередь четыре детерминанты тоже могут влиять на правительство.
Страна добивается успеха тогда, когда условия в ней благоприятствуют провидению наилучшей стратегии для какой-либо отрасли или ее сегмента. Изложенные выше принципы конкурентной стратегии показывают, как много надо принять во
внимание, определяя роль страны базирования в международной конкуренции.
Таким образом, конкурентные преимущества формируются многими факторами. Среди них: более эффективное производство, обладание многообещающими
патентами, организация сервиса, наличие товарного знака, продуктивная реклама, грамотный менеджмент, хорошие отношения с потребителями и поставщиками. Именно сочетание преимуществ, зависящих от условий в стране базирования, размещение определенной деятельности за рубежом и от системы мировой
деятельности
фирмы, а не каждое в отдельности, создает
международный успех.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия в рыночной экономике