Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:16, курсовая работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Введение.......................................................................3
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-14
2. Виды конкуренции........................................................14-31
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы.................................... 31-40
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных
отношений на рынке................................ 40-50
8. Заключение.................................................................51-52
8. Список литературы, источники..........................................53
характеризовалась абсолютной государственной монополией, основу которой составляли: монополия на собственность, монополия на определение сфер и характера предпринимательской деятельности и монополия внешней торговли.
Существенной предпосылкой для вытеснения конкуренции из практики
производственно-хозяйственной деятельности предприятий являлась
исключительно высокая степень концентрации и специализации производства. По данным Госкомстата в 1990 г. предприятия с числом занятых более 1000 чел. (16.4% общего количества) выпускали около 74% промышленной продукции. Особо крупные предприятия (свыше 10000 работающих) производили почти 20% общего объема продукции промышленности. В то же время в результате узкой специализации, например, в машиностроении, около 80% всей номенклатуры отрасли выпускалось практически безальтернативным способом, в редких случаях
— 2-3 производителями. Таким образом, одно из важнейших условий конкуренции
— наличие на рынке большого количества различных вариантов предложений одной и той же продукции — было во многих отраслях промышленности практически невыполнимо.
Монополия внешней торговли и не конвертируемость рубля привели к изоляции нашей экономики от мировой и свели практически к нулю возможности конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Изменения, происходящие в экономике, начиная с 1985 года, связанные с отменой монополии на собственность и предпринимательскую деятельность, резкое увеличение прав предприятий значительно снизили роль государственных монополий. Современный этап характеризуется переходом от административных монополий к монополиям экономическим, что достаточно быстро отразилось на росте цен, снижении качества предлагаемых товаров и т.п. Необходимость регулирования монопольного рынка потребовала незамедлительных действий государства. В России, в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного
типа, государственное регулирование конкурентных отношений приобретает особо важное значение.
И такие действия последовали после утверждения в 1993 г. Закона «О
конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках».
Принятие данного закона преследовало две основные цели - определение
организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и тем самым обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Закон запрещает антиконкурентные соглашения, которые связаны с установлением (поддержанием) цен, скидок, надбавок, уменьшением или поддержанием цен на аукционах и торгах; разделом рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей; отказом от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
В законе определены задачи, функции и полномочия Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) как органа, на который возлагается осуществление государственного антимонопольного регулирования, предусмотрены меры ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства. К основным функциям
ГКАП были отнесены:
- совершенствование нормативной базы и положений Закона «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»;
- разработка регламентирующих
положений о естественных
- разработка правовой
базы для регулирования
- регламентация санкций к организациям, производящим операции повышенного риска с вкладами физических лиц;
- регулирование деятельности товарных бирж, российских нефтяных компаний;
- изменение национальной системы сертификации товаров и услуг и др.
Первым существенным шагом в направлении поощрения конкуренции со стороны вновь образованного органа стала государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994-1995 годах. В целях предупреждения образования новых монополистических структур со стороны Государственного комитета по антимонопольной политики был введен контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйственных структур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня, можно с
удовлетворением
существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться.
Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении российского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции.
Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее
ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.
Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.
Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к
активному ведению
конкурентной борьбы. В условиях либерализации
цен и скачка инфляции промышленность
оказалась в таком тяжелом положении,
что сколько- нибудь серьезные инновации,
связанные с усилением конкурентной позиции
предприятий, стали невозможны. И тем не
менее, выход из тяжелого финансового
положения может быть лишь на пути создания
конкурентоспособного производства, ориентированного
на нужды потребителей. И в этом смысле,
конкуренция является не только дестабилизирующим
фактором, но и условием выживания предприятия.
Список литературы
1. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика.
2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов.
3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:
Соцэкгиз,
4. Портер. М Международная конкуренция.
5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и
политика. Т.: Издательство «Туран» , 2006.
6. Журнал “Коммерсант - Деньги”, 2005.
7. Ежедневник “Коммерсант" от 2006 года
8. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.:
Международные отношения.
9. Никеров Г.Н. Антитрестовское регулирование монополии и
конкуренции.// «США. Экономика, политика, идеология.»
10. Никеров Г.Н. Монополия и антимонопольная политика «у них» и «у нас»// «Вопросы экономики»
11. Железнов И.А., Буданова И.Б. Антимонопольное законодательство России.// «Общество и экономика»
12. Юданов А.В. Теория конкуренции: прикладной аспект //Мировая экономика и международные отношения.
13.Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – М., 2006.
14. Долан Эдвин Дж., Линдсей Дэвид Е. Макроэкономика / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей. – М., 2006.
15. Войтов А.Г. Экономика: общий курс / А.Г Войтов. – М., 2008.»
16. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М., 2007.
17. www.economist.com.ru
18. www.naukaran.ru
19. www.maik.ru
20. www.kommersant.ru
Информация о работе Конкуренция: содержание, формы, методы и её роль в экономической системе