Конкуренция: содержание, формы, методы и её роль в экономической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Оглавление

Введение.......................................................................3
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-14
2. Виды конкуренции........................................................14-31
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы.................................... 31-40
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных
отношений на рынке................................ 40-50
8. Заключение.................................................................51-52
8. Список литературы, источники..........................................53

Файлы: 1 файл

Курсовая почти готовая.docx

— 138.53 Кб (Скачать)

характеризовалась абсолютной государственной монополией, основу которой составляли: монополия на собственность, монополия на определение сфер и характера предпринимательской деятельности и монополия внешней торговли.

Существенной предпосылкой для вытеснения конкуренции из практики

производственно-хозяйственной  деятельности предприятий являлась

исключительно высокая степень концентрации и специализации производства. По данным Госкомстата в 1990 г. предприятия с числом занятых более 1000 чел. (16.4% общего количества) выпускали около 74% промышленной продукции. Особо крупные предприятия (свыше 10000 работающих) производили почти 20% общего объема продукции промышленности. В то же время в результате узкой специализации, например, в машиностроении, около 80% всей номенклатуры отрасли выпускалось практически безальтернативным способом, в редких случаях

— 2-3 производителями. Таким образом, одно из важнейших  условий конкуренции

— наличие на рынке  большого количества различных вариантов предложений одной и той же продукции — было во многих отраслях промышленности практически невыполнимо.

Монополия внешней  торговли и не конвертируемость рубля  привели к изоляции нашей экономики от мировой и свели практически к нулю возможности конкуренции со стороны зарубежных производителей.

Изменения, происходящие в экономике, начиная с 1985 года, связанные  с отменой монополии на собственность и предпринимательскую деятельность, резкое увеличение прав предприятий значительно снизили роль государственных монополий. Современный этап характеризуется переходом от административных монополий к монополиям экономическим, что достаточно быстро отразилось на росте цен, снижении качества предлагаемых товаров и т.п. Необходимость регулирования монопольного рынка потребовала незамедлительных действий государства. В России, в связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного

типа, государственное  регулирование конкурентных отношений  приобретает особо важное значение.

И такие действия последовали после утверждения  в 1993 г. Закона «О

конкуренции и ограничении  монопольной деятельности на товарных рынках».

Принятие данного  закона преследовало две основные цели - определение

организационных и  правовых основ предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и тем самым обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Закон запрещает  антиконкурентные соглашения, которые связаны с установлением (поддержанием) цен, скидок, надбавок, уменьшением или поддержанием цен на аукционах и торгах; разделом рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей; отказом от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

В законе определены задачи, функции и полномочия Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) как органа, на который возлагается осуществление государственного антимонопольного регулирования, предусмотрены меры ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства. К основным функциям

ГКАП были отнесены:

- совершенствование  нормативной базы и положений  Закона «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках»;

- разработка регламентирующих  положений о естественных монополиях;

- разработка правовой  базы для регулирования деятельности  банков и контроль за рынком ценных бумаг;

- регламентация санкций  к организациям, производящим операции  повышенного риска с вкладами физических лиц;

- регулирование деятельности  товарных бирж, российских нефтяных  компаний;

- изменение национальной  системы сертификации товаров  и услуг и др.

Первым существенным шагом в направлении поощрения  конкуренции со стороны вновь образованного органа стала государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994-1995 годах. В целях предупреждения образования новых монополистических структур со стороны Государственного комитета по антимонопольной политики был введен контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйственных структур.

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, можно с  удовлетворением констатировать, что  традиционно

существовавший разрыв между Россией и развитыми  капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться.

Реальный переход  к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении российского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции.

Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные  разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее

ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития.

Опыт последних  лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию. Увеличение предложения товаров и услуг, с одной стороны, и уменьшение платежеспособного спроса — с другой, создали условия, в которых конкуренция стала обыденным делом.

Как показала практика, большинство российских предприятий  не готово к

активному ведению  конкурентной борьбы. В условиях либерализации  цен и скачка инфляции промышленность оказалась в таком тяжелом положении, что сколько- нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

1.       Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика.

2.       Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов.

3.       Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:

Соцэкгиз,

4.       Портер. М Международная конкуренция.

5.       Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и

политика. Т.: Издательство «Туран» , 2006.

6.       Журнал “Коммерсант - Деньги”, 2005.    

7.       Ежедневник “Коммерсант" от 2006 года  

8.       Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.:

Международные отношения.

9.       Никеров Г.Н. Антитрестовское регулирование монополии и

конкуренции.// «США. Экономика, политика, идеология.»

10. Никеров Г.Н. Монополия и антимонопольная политика «у них» и «у нас»// «Вопросы экономики»

11. Железнов И.А., Буданова И.Б. Антимонопольное законодательство России.// «Общество и экономика»

12. Юданов А.В. Теория конкуренции: прикладной аспект //Мировая экономика и международные отношения.

13.Мэнкью Н. Грегори.  Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – М., 2006.

14. Долан Эдвин Дж., Линдсей Дэвид Е. Макроэкономика / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей. – М., 2006.

15. Войтов А.Г. Экономика: общий курс / А.Г Войтов. – М., 2008.»

16. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М., 2007.

17. www.economist.com.ru

18.     www.naukaran.ru

19.     www.maik.ru

20. www.kommersant.ru

Информация о работе Конкуренция: содержание, формы, методы и её роль в экономической системе