Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:44, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь
Введение...................................................................................................................3
I. Социально-экономическая сущность конкуренции
Содержание конкуренции, ее цели и стратегии………………………….4
Формы и виды конкурентной борьбы…………………………………….8
Механизм………………………………………………………………….10
II. Роль конкуренции в социально-экономическом развитии общества
1. Социально-экономическое расслоение общества. Появление…………14 монополий.
2. Эффективность экономики……………………………………………….17
III. Особенности конкуренции в России
Закон о конкуренции……………………………………………………..20
Конкуренция и монополия в российской экономике…………………..22
Конкурентное поведение российских предприятий……………………25
Государственная политика по поддержке конкурентной среды в России. Деятельность ФАС………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….31
Содержание
Введение......................
I. Социально-экономическая сущность конкуренции
II. Роль конкуренции в социально-экономическом развитии общества
1. Социально-экономическое расслоение общества. Появление…………14 монополий.
2. Эффективность экономики……………………………………………….17
III. Особенности конкуренции в России
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
Рыночная
система это не застывшее, раз
и навсегда данное явление, а процесс
эволюции экономических отношений
людей по поводу производства, обмена
и распределения продуктов
Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.
Современная
экономика - это постоянное движение
массовых товаров, денег и доходов,
перемещающихся навстречу друг другу.
Товары производятся и доставляются
в самые отдаленные точки, где
люди способны противопоставить им либо
другие товары, либо денежные доходы, получение
от продажи своих товаров. Эти
потоки перемещаются навстречу друг
другу с целью взаимного
Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности.
В
результате действия многообразных, часто
противоречивых тенденций развития
производительных сил складывается
разнообразная структура
Все
многообразие рыночных структур охватывается
четырьмя теоретическими моделями: совершенная
конкуренция, монополия, монополистическая
конкуренция, олигополия.
I.
Социально-экономическая
сущность конкуренции
1. Содержание конкуренции, ее цели и стратегии.
Конкуренция (от лат. «конкурро» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
-
наличие множества
-
полная экономическая
-
зависимость рыночных
-
противоборство со всеми
В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособлено и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под
экономической конкуренцией
В условиях рыночной экономики конкуренция является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен.
Конкуренция, хотя и связана с определенными издержками, вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.
Развитие конкуренции идет вместе с развитием товарно-денежных отношений.
В
современной экономической
- совершенная конкуренция,
- несовершенная конкуренция:
а). монополия;
б). монополистическая конкуренция;
в). олигополия.
Последние три вида конкуренции объединяются в общее название - «несовершенная конкуренция»
Степень конкурентности рынка определяется способностью фирм воздействовать на него и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Стратегия
конкуренции - это план достижения превосходства
над конкурентами. Стратегия конкуренции
содержит набор методик и инициатив,
направленных на привлечение и удовлетворение
клиентов, противостояние конкурентам
и укрепление позиции организации
на рынке. Понятие «стратегия конкуренции»
уже, чем понятие «бизнес-стратегия»
Цель конкурентной стратегии заключается в том, чтобы превзойти конкурентов в предоставлении потребителям пользующихся спросом товаров, а также получить за счет этого конкурентное преимущество и желаемую позицию на рынке. Поскольку конкурентные действия организации разрабатываются с учетом ее внутренних особенностей, позиции на рынке и общей ситуации в отрасли, существует множество вариантов, нюансов и оттенков конкурентных стратегий. Конкурентных стратегий столько же, сколько и конкурентов. Вместе с тем их основные различия определяются двумя факторами:
-рыночными целями организации;
-основой конкурентного преимущества.
Выделяют
пять базовых стратегий конкуренции:
1). Стратегия лидерства по издержкам заключается в привлечении покупателей за счет минимизации издержек производства товаров или услуг.
2). Стратегия широкой дифференциации заключается в привлечении покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов.
3). Стратегия оптимальных издержек заключается в повышении потребительской ценности продуктов за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов или ниже.
4). Сфокусированная стратегия на базе низких издержек заключается в ориентации компании на узкий сегмент покупателей и вытеснении конкурентов за счет более низких издержек производства.
5). Сфокусированная стратегия дифференциации заключается в ориентации компании на узкий сегмент потребителей и вытеснение конкурентов за счет предложения товаров, лучше удовлетворяющих потребности покупателей.
Каждая
из пяти стратегий обеспечивает организации
различные положения на рынке
и предусматривает различные
подходы к управлению бизнесом. Все
эти стратегии строятся на существующих
сильных сторонах, сосредоточиваются
на деятельности, связанной с относительно
низким риском, и концентрируются
на существующих товарах и рынках.
2. Формы и виды конкурентной борьбы.
По методам ведения различают:
1) ценовую конкуренцию;
Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта.
Различают:
- прямую
ценовую конкуренцию с широким оповещением
о снижении цены;
- скрытую
ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается
новый товар с улучшенными потребительскими
свойствами при сравнительно незначительном
увеличении цены.
2) неценовую конкуренцию.
Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
По
характеру конкуренции
1) функциональную конкуренцию;
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
2) видовую конкуренцию;
Видовая конкуренция - следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
3) предметную конкуренцию.
Предметная
конкуренция - результат того, что фирмы
выпускают, по сути, идентичные товары,
различающиеся лишь качеством изготовления
или даже одинаковые по качеству. Такая
конкуренция иногда называется межфирменной,
что в некоторых случаях верно, однако,
следует иметь в виду, что межфирменными
обычно являются и два других вида конкуренции.
3. Механизм конкуренции.
Механизм
– это внутренне устройство, система
чего-либо; это совокупность состояний
и процессов, из которых складывается
какое-либо явление. Любой хозяйственный
механизм – это есть совокупность
элементов в их взаимосвязи, совокупность
экономических законов, определяющих
динамику движения элементов хозяйственных
механизмов, а также организационную
структуру экономической
Суть механизма конкуренции – это постоянная
борьба, соперничество между субъектами
рынка за ресурсы, спрос, власть. Это и
борьба отдельных предпринимателей за
долю рынка, и конкуренция между экономиками
за сферы экономического влияния. Это
и борьба отдельных потребителей за товары
и услуги в условиях дефицита. Конкурентным
рынкам присуща состязательность. Именно
она является той движущей силой, которая
обеспечивает достижение лучших положений
на рынке. Субъекты рынка в постоянной
борьбе используют весь арсенал экономических
методов достижения конкурентных преимуществ
(ценовая и неценовая, добросовестная
и недобросовестная конкуренция).
Нужно отметить, что механизм конкуренции
представляет собой сложную систему, структурными
элементами которой являются субъекты,
объекты и предмет конкуренции, источники
конкурентного преимущества, методы конкурентной
борьбы, средства воздействия на развитие
конкуренции. Все элементы этой системы
взаимосвязаны. Субъекты экономического
соревнования различных уровней (потребители,
предприятия, отрасли, регионы, национальные
экономики) с учетом имеющихся у них конкурентных
преимуществ, производят качественные
(некачественные) товары и услуги, составляющие
предмет конкуренции, борются за объект
конкуренции (факторы производства, потребительский
спрос, власть), используют определенные
конкурентные стратегии и подчиняются
действию антимонопольного законодательства
и законов о недобросовестной конкуренции
(см. рис.1).
Информация о работе Конкуренция: содержание, формы, механизм, результаты