Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:44, курсовая работа
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь
Введение...................................................................................................................3
I. Социально-экономическая сущность конкуренции
Содержание конкуренции, ее цели и стратегии………………………….4
Формы и виды конкурентной борьбы…………………………………….8
Механизм………………………………………………………………….10
II. Роль конкуренции в социально-экономическом развитии общества
1. Социально-экономическое расслоение общества. Появление…………14 монополий.
2. Эффективность экономики……………………………………………….17
III. Особенности конкуренции в России
Закон о конкуренции……………………………………………………..20
Конкуренция и монополия в российской экономике…………………..22
Конкурентное поведение российских предприятий……………………25
Государственная политика по поддержке конкурентной среды в России. Деятельность ФАС………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….31
Основные формы проявления З.К. отражают
различные типы взаимодействия законов
разделения и перемены труда через отношения
субъектов собственности. Они выражаются
в четырех классических моделях: совершенной
(чистой) конкуренции, а также в виде ее
несовершенных форм - монополистической
конкуренции, олигополистической конкуренции
и чистой монополии. Совершенная
Противоположностью
конкуренции выступает
2. Конкуренция и монополия в российской экономике.
В последнее время развитие конкуренции в российской экономике и ограничение монопольного положения крупного бизнеса в России выдвигается в ряд основных экономических задач, обозначенных Правительством.
Среди серьезных угроз для российской экономики - чрезмерный рост импорта, рано или поздно импорт будет финансироваться за счет заимствований, что также несет в себе опасность нового кризиса.
В условиях открытой экономики, зависимости от мировой конъюнктуры, глобального и регионального спроса на российское сырье значение так называемых экзогенных, то есть внешних, факторов неизмеримо возрастает.
Упор в развитии страны должен быть сделан на развитии факторов эндогенных, то есть внутренних, воздействие на которые представляется возможным. Одним из важнейших внутренних факторов, способствующих развитию российской экономики является развитие конкуренции.
В настоящее время в России наиболее распространена точка зрения, согласно которой именно конкуренция является доминирующим фактором и движущей силой экономического развития. Какие бы недостатки в экономике ни отмечались, например, слабая восприимчивость к инновациям, невысокое качество продукции, низкий средний уровень жизни граждан и т. п., они могут быть устранены или смягчены, по мнению многих экономистов, только путем развития конкуренции в тех или иных сферах. Соответственно развитие конкуренции рассматривается едва ли не как панацея от всех экономических болезней, а конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, территорий, стран предстает главной характеристикой их жизнеспособности и эффективности в целом.
Конкуренция действительно является одним из фундаментальных факторов экономического развития. Наряду с ней в экономическом пространстве действуют такие не менее мощные силы, как кооперация, интеграция, коэволюция (предопределенное или выстроенное согласованное развитие). При этом ни одна из этих форм взаимоотношении субъектов не должна доминировать в масштабах всей экономики. Определить оптимальные для данной экономики пропорции и формы взаимодействия этих сил — основная задача поиска модели хозяйственного развития страны.
Суть либеральных реформ на протяжении последних 18 лет можно описать тремя словами: приватизация, либерализация, стабилизация. Частная собственность, рыночное ценообразование, свободное трансграничное перемещение товаров, услуг и капитала и низкоинфляционная политика властей должны были трансформировать российскую экономику из централизованно-планируемой в свободно-рыночную. Надо отметить, что эти направления российских реформ соответствовали общемировому представлению о принципах трансформации переходных экономик, зафиксированных в Вашингтонском консенсусе.
Сегодня совершенно очевидно, что в рецепте реформ, выписанных России, отсутствовала важнейшая составляющая под названием «конкуренция». Считалось, что конкуренция возникнет автоматически по мере проведения приватизации, либерализации, стабилизации.
В действительности, поменяв форму собственности и превратившись в акционерные общества, российские компании устремились к монопольному положению на рынке, включая региональные и местные, и монопольному ценообразованию. Значительное опережение роста тарифов всех без исключения естественных и государственных монополий над темпом инфляции хорошо подтверждает эту мысль.
Реальным экономическим фактором снижения издержек и цен, повышения производительности является развитие конкуренции. Это является самым надежным долгосрочным фактором инвестиционной привлекательности России, средством снижения зависимости от мировой конъюнктуры. Снижение доходов бюджета от сырьевого экспорта можно компенсировать только оживлением хозяйственной деятельности внутри страны.
Впрочем,
либерализация экономики дала толчок
бурному росту ряда отраслей, практически
не развитых в советской экономике.
Это торговля, общественное питание,
сфера услуг, банковский и страховой
сектор, внешняя торговля как вид
экономической деятельности. В этих
сферах конкуренция появилась быстро
и усиливалась по мере насыщения
рынка – и этому насыщению,
в свою очередь, немало способствовала.
Именно в этих секторах получил наиболее
активное развитие малый и средний
бизнес, которому присуще конкурентное
начало, поскольку малое и даже
среднее предприятие не в состоянии
монополизировать рынок или вступить
в монопольный сговор.
3. Конкурентное поведение российских предприятий.
Поведение
фирмы зависит не только от времени,
но и от формы конкуренции. Рассмотрим
рациональное поведение фирмы в
условиях совершенной конкуренции.
Будем помнить, что цель фирмы - максимизировать
разрыв между ценами и издержками.
На рынке совершенной конкуренции
ни одна из фирм не влияет на цену своей
продукции. Цена устанавливается только
под воздействием общего рыночного
спроса и предложения всех фирм.
Если фирма повысит цену на свою
продукцию, то она потеряет покупателей,
которые будут покупать продукцию
ее конкурента. Ее продажи упадут до
нуля. Значит, фирма не властна над
ценой. Величина ее издержек определена
технологией данного
Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый стол) будет "что-то" добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это "что-то" - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.
В связи с этим разность между предельным доходом (MR - marginal revenue) и предельными издержками (МС - marginal coast), т. е. прибыль (Р2 - profit), увеличивается:
Р2 = MR-MC.
Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.
Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р - price) и предельными издержками (МС - marginal coast):
Р=МС.
Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.
Если же объем производства будет больше или меньше оптимального - прибыль станет меньше максимальной.
Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль.
Это правило максимизации прибыли верно не только для одной фирмы, но и для всей экономики.
Вывод:
экономика добивается максимальной
эффективности использования
Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.
Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену.
Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение повысится, а цена упадет.
4. Государственная политика по поддержке конкурентной среды в России. Деятельность ФАС.
В условиях рыночной экономики конкурентная политика является неотъ емлемой частью государственной экономической политики. Государственная
конкурентная политика призвана способствовать развитию конкуренции
на рынках, стимулировать создание и развитие конкурентной среды и конкурентных механизмов, обеспечивать равные конкурентные условия.
Формирование и реализация государственной конкурентной политики
должны осуществляться на двух уровнях пирамиды государственного управления (рис. 7).
Рис.7. Пирамида государственного управления.
Высший уровень — политический. Здесь задаются ценностные цели конкурентной политики. (Под ценностной целью понимается явно выраженное намерение реализовать интересы личности, группы и общества в целом, всего государства).
Без четкого определения ценностных целей реализация любой государственной политики, в том числе и конкурентной, теряет свой изначальный смысл, поскольку становится неочевидным, во имя чего она
реализуется.
Следующий уровень в иерархии — управленческий. На этом уровне решается вопрос: как достичь заданных ценностных целей? Соответственно,
возникают операционные цели, которые сами по себе не содержат ценностных устремлений, а служат лишь средством реализации целей, определенных на высшем, политическом уровне. Операционные цели не должны возводиться в ранг ценностных и подменять их, поскольку они не наполнены тем позитивистским содержанием, которое связано с потребностями и интересами личности, общества, государства.
Используя данный подход, в качестве ценностной цели государственной конкурентной политики с очевидностью можно назвать:
-достижение экономической эффективности во всех ее формах;
-повышение общественного благосостояния; экономическое развитие, выраженное в том числе и в устойчивом экономическом росте;
-повышение конкурентоспособности российского бизнеса на внешнем и внутреннем рынках;
-повышение имиджа и инвестиционной привлекательности страны.
В
России существует Федеральная антимонопольная
служба (ФАС). Это федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по контролю
и надзору за соблюдением законодательства
о конкуренции на товарных
Основными
функциями Федеральной
Информация о работе Конкуренция: содержание, формы, механизм, результаты