Конкуренция: содержание, формы, механизм, результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
I. Социально-экономическая сущность конкуренции
Содержание конкуренции, ее цели и стратегии………………………….4
Формы и виды конкурентной борьбы…………………………………….8
Механизм………………………………………………………………….10
II. Роль конкуренции в социально-экономическом развитии общества
1. Социально-экономическое расслоение общества. Появление…………14 монополий.
2. Эффективность экономики……………………………………………….17
III. Особенности конкуренции в России
Закон о конкуренции……………………………………………………..20
Конкуренция и монополия в российской экономике…………………..22
Конкурентное поведение российских предприятий……………………25
Государственная политика по поддержке конкурентной среды в России. Деятельность ФАС………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Литература……………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 144.39 Кб (Скачать)

Рис.1.Механизм конкуренции в  рыночной экономике. 

     Немаловажным  вопросом при исследовании механизма  конкуренции является понятие статики  и динамики. Статичность и динамичность механизма конкуренции взаимосвязаны. Одно без другого не существует в  природе. В научном исследовании мы можем абстрагировать два этих понятия друг от друга. Например, когда  мы исследуем субъекты, объекты, предмет  конкуренции, мы ведем речь о статике  механизма конкуренции. Когда же мы говорим о взаимосвязях между  субъектами, о методах конкурентной борьбы, о преимуществах или потерях  в этой борьбе для тех или иных субъектов, мы ведем речь о динамике конкурентного механизма. 
 Регулирующее воздействие на развитие конкуренции оказывает государство. В основе государственного регулирования развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности лежит антимонопольная политика государства, включающая разработку антимонопольного законодательства и контроль его осуществления.  
 Основными целями антимонопольного законодательства являются: защита и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующее положение на рынке; контроль над процессом концентрации (слияниями, поглощениями) производства и капитала; контроль ценообразования; защита интересов и содействие операциям мелкого и среднего бизнеса; защита интересов потребителя.  
 Традиционно антимонопольное законодательство включает две группы актов: о картельных или иных соглашениях, направленных на создание монополии, и о недобросовестной конкуренции. Законодательство о картелях (или антитрестовское законодательство) регулирует ограниченную торговую (деловую) практику, препятствует возникновению монополий в сфере производства и на товарных рынках, обеспечивая тем самым условия для конкуренции. Ограничительная практика означает использование монопольного (доминирующего) положения на рынке, наносящего ущерб другим участникам хозяйственных отношений путем ограничения их хозяйственной деятельности как конкурентов. Также к антимонопольному законодательству относятся выработанные в ряде стран акты о слияниях и поглощениях компаний, законодательства о концернах, акционерные законодательства, законодательство об обращении ценных бумаг. Подобные виды законодательных актов регулируют процессы концентрации капитала, которые при бесконтрольном развитии могут привести к образованию монополии.

  Законодательство в области регулирования монополистической деятельности в России преследует две основные цели: 
 1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 
 2) обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. 
 Закон РФ «О защите конкуренции» регулирует монополистическую практику в России, запрещая злоупотребление доминирующим положением на рынке; препятствует заключению соглашений, совершению действий, направленных на ограничение конкуренции; обеспечивает пресечение недобросовестной конкуренции и контроль за процессами концентрации капиталов, способных привести к доминирующему положению субъектов на товарных рынках. В законодательстве определены нормы, направленные на предупреждение и устранение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, что исключительно важно с точки зрения проведения целенаправленной политики демонополизации экономики. В целях предупреждения образования новых монополистических структур вводится предварительный контроль со стороны федерального антимонопольного органа за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов. Введение такого положения является чрезвычайно важным в условиях проведения процесса разгосударствления и приватизации в РФ. 
 Итак, конкуренция является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.). Конкуренция служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними, обусловливает проблемы федерального и регионального уровней.

II. Роль конкуренции в социально-экономическом развитии общества 

1. Социально-экономическое расслоение общества. Появление монополий.

     Стремление  победить в конкурентной борьбе ведет  к установлению господствующего  положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов "monos" – единственный, один и "poleo" – продаю). Монополизм понимают двояко:

  • как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов. Объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен;
  • как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

     В ХХ веке одной из важнейших проблем  экономической теории стала проблема соотношения конкуренции и монополизма, которые, тем не менее, не следует  противопоставлять. Экономисты XIX века исходили из концепции свободного рынка, на котором конкурируют множество  независимых продавцов и покупателей. В новых условиях такой подход выглядел уже нереалистичным, оторванным от жизни. Важным, если не решающим фактором стало функционирование монополистических  объединений различного рода – картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т.п.

     Конкуренция имеет большое значение в экономической  жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению  его эффективности. Благодаря конкуренции  создаются огромное разнообразие товаров  и услуг и богатые возможности  выбора для потребителей. Конкуренция  создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

     В то же время конкуренция имеет  и негативные стороны. Она обостряет  противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую  дифференциацию в обществе, обусловливает  рост непроизводительных издержек, побуждает  создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного  пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также  такие явления, как ухудшение  материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов  рынка усиливает их социально-экономическое  расслоение.

     Соответственно, противоречиво оценивается роль монополий в экономике, т.е. можно  привести доводы как за, так и  против них. Ряд обстоятельств позволяет  выступить в защиту монополий. Развитие научно-технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий ХХ века сделана  мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом "большого бизнеса". Крупное производство позволяет  лучше использовать эффект масштаба и широко развертывать научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В результате это приводит к снижению себестоимости и повышению  качества продукции. Стереотипы мышления начала ХХ века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к "загниванию и застою", сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно предполагает угрозу конкуренции – внутриотраслевой или межотраслевой, национальной или иностранной, реальной или потенциальной.

     В качестве недостатков монополий  можно отметить то, что, по мнению большинства  экономистов, они приводит к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими  конфликтами и нестабильностью.

     Следует учесть, что конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Эффективность экономики.

     Характер  взаимодействия фирм друг с другом на рынке определяется типом рынка. Простейшим и исходным типом рынка является рынок совершенной конкуренции.

     Характерными  чертами рынка совершенной конкуренции  являются:

     – на рынке взаимодействует множество  покупателей и продавцов;

     – предлагаемая ими продукция является однородной;

     – фирмы свободно входят на рынок или  покидают его;

     – поскольку доля каждой конкурентной фирмы в общем объеме предложения  незначительна, фирма приспосабливается  к цене, установленной рынком, и  не может ее регулировать.

     Кривая  спроса отдельной фирмы на таком  рынке совершенно эластична и  совпадает с кривой  предельного дохода (рис.2).

Рис.2. График предельного и совокупного дохода.

     Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль:

Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства:

     1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис.3).

     2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис.4).

     3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 5).

     4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис.6).

     5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис.4); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.

Рис.3. Максимизация прибыли.       Рис.4. Равновесие фирмы в длительном  

                                                                       периоде.                     

      

Рис.5. Минимизация издержек.       Рис.6. Выход фирмы из отрасли в

                                                                       короткий период.

     Политика  в области контроля над ценами может привести к полным убыткам  в совокупных излишках производителя  и потребителя.

     Итак, достижение ситуации экономической  эффективности требует выполнения двух критериев — производственной эффективности и эффективности в сфере распределения экономических ресурсов. Именно в условиях совершенной конкуренции выполняются оба эти требования, что делает совершенную конкуренцию самым эффективным типом рынка. Ни в одной рыночной структуре  в несовершенной конкуренции равновесие в долгосрочном периоде не будет характеризоваться перечисленными свойствами — минимальным уровнем издержек, эффективным распределением ресурсов, отсутствием на рынке дефицита или излишков продукции, отсутствием экономических прибылей и убытков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Особенности конкуренции в России 

1. Закон о конкуренции.

     Закон конкуренции - социально-экономический закон,  влияющий через отношения субъектов собственности на взаимодействие  законов разделения и перемены труда.

     Ареной  действия З.К. выступает все общественное производство, источником саморазвития - постоянное возникновение и разрешение социального противоречия между  необходимостью максимальной самореализации человека  во имя выживания и сопротивлением общественной среды этому естественному проявлению. В ходе развертывания научно-технического прогресса  это противоречие  разрешается, с тем, чтобы возникнуть вновь и разрешиться на новой ступени общественного развития. Виды конкурентной борьбы все усложняются, становятся более многообразными и вариативными, принимают все более опосредованный характер.

     Наряду  с конкуренцией мелких и средних  производителей конкурентная борьба ведется  между монополиями в одной  отрасли хозяйства, между монополиями  смежных отраслей, внутри монополий, между монополизированными и  немонополизированными предприятиями  и т.д. Конкуренция  на современном этапе входит во все сферы экономических отношений. Вместе с тем, несмотря на разнообразие и сложность видов конкурентной борьбы, ее результаты строго детерминированы соотношением возможностей и способностей тех или иных субъектов конкуренции.

Информация о работе Конкуренция: содержание, формы, механизм, результаты