Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:16, курсовая работа
Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Введение.......................................................................3
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка 5-14
2. Виды конкуренции........................................................14-31
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы.................................... 31-40
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных
отношений на рынке................................ 40-50
8. Заключение.................................................................51-52
8. Список литературы, источники..........................................53
Прибыль побуждает конкурирующие фирмы развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.
Черты конкурентных взаимодействий фирм можно охарактеризовать следующим образом:
- Фирмы борются за более выгодную рыночную позицию, которая проявляется, в конечном счёте, в стремлении каждого завоевать свою клиентуру (наиболее прибыльную рыночную долю);
- Конкурирующие стратегии фирм и пути реализации этих стратегий различны. Фирмы ограничены, в основном, своими соображениями о том, что и как будет работать на этом рынке (реакция покупателей и т.п.), и что вообще юридически законно (антимонопольное законодательство, разрешающее конкурентные действия и т.д.).
Время от времени фирмы обновляют свои стратегии (для улучшения позиции или с целью защиты уже завоёванных преимуществ). Продолжительность функционирования фирмы в рамках любой стратегии зависит, с одной стороны, от рыночного успеха (или неудачи), а с другой стороны, от действий фирм-соперников. Фирмы стараются выбирать конкурентные стратегии, которые не могут быть сымитированы или обойдены конкурентами.
Межфирменное соперничество может закончиться успехом или проигрышем.
Стратегический успех может дать фирме возможность "контролировать"
направление действий рыночных сил или конкурентных усилий. Стратегические неудачи могут привести к смене стратегии, потере рыночной позиции и даже выходу из отрасли.
Акции и контракции фирм-соперников, в конечном счете, выливаются в создание новых условий спроса-предложения или в реагирование на создавшиеся условия рынка: маркетинговые стратегии фирм-соперников в конкурентной борьбе воздействуют на рынок, а рынок, в свою очередь, заставляет фирмы принимать такие маркетинговые стратегии, которые могут принести успех в сложившихся условиях.
Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных с точки зрения цены.
Часто фирмы, принадлежащие к одной отрасли, находятся в тесной конкурентной борьбе с фирмами в других отраслях из-за того, что их продукция является хорошим заменителем. Конкурентные силы, возникающие вследствие наличия заменителей товара, сталкивают продавцов. Во-первых, цены и доступность товаров-заменителей создают потолок цен для производителя, в то же время, потолок цен ограничивает потенциальную величину прибыли.
Во-вторых, производитель
товаров и/или услуг может
качеством, уменьшением цены путем сокращения издержек или другим способом дифференцировать свой продукт от заменителей, но чем больше зависят продажи товара от изменения цен заменителей, тем сильнее влияние конкурентных сил заменителей.
В-третьих, конкуренция со стороны заменителей зависит от того, насколько
легко покупатель может предпочесть заменитель (это зависит от стоимости
«переключения» покупателя на товар-заменитель).
Наиболее часто упоминаемым индикатором силы конкурентного давления на производителя со стороны производителей заменителей является темп прироста продаж.
Пример конкуренции товарозаменителей.
Продавцам мелкой бытовой техники в последнее время неожиданную конкуренцию составили операторы сотовой связи. По мнению продавцов, очень часто электрический чайник или кофеварку покупают в подарок. После того как сотовики в очередной раз снизили цены, подарком «что-нибудь на $ 40-50» стал сотовый телефон» [6].
Угроза появления новых конкурентов. Конкурирующие силы, возникшие вследствие угрозы появления новых конкурентов.
Серьезность угрозы возможного появления на рынке новых конкурентов зависит от двух групп факторов:
- барьеры для входа;
- ожидаемая реакция фирм на вновь входящих в отрасль.
Существуют следующих основных барьеров для входа:
- эффективный масштаб производства;
- эффект ЖЦ продукции
(иногда достижение низких
- предпочтения и
преданность потребителей к
- потребность в капитале (чем больше величина требуемых инвестиций для
обеспечения успешности входа на рынок, тем меньше желающих войти на этот рынок);
- препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более
дешевым источникам сырья, патенты и ноу-хау, опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п.;
- доступ к каналам распределения;
- государственные меры и политика (здесь имеются в виду, законодательные
правили и ограничения, применяемые на данном рынке).
Пример. Отмена в России в ближайшее время сезонных импортных
пошлин на ввоз сахара-сырца приведет к резкому снижению цен на сахар,
изготавливаемый из него. Есть опасения, что российские производители сахара из сахарной свеклы не выдержат конкуренции со стороны сахара производимого из бразильского сырья. Ожидается, что производство сахара из сахарной свеклы в России станет убыточным и в результате сойдет на нет. [7].
Угроза появления конкурентов возможна не только внутри одной отрасли, но и на межотраслевом уровне. Здесь конкуренция ведется за выгодные сферы приложения капитала, за получение наиболее высокой прибыли. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его оборота, стабильностью спроса на продукцию. По этим причинам процент прибыли на капитал в разных отраслях будет неодинаков. Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы прибыли не выровняются в какую-то общую или среднюю прибыль.
Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-2 процента. Если бы условия для возрастания капитала в какой-либо отрасли были устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной.
Стихийное передвижение капиталов из одних отраслей в другие, возможно лишь тогда, когда вход в высокоприбыльную отрасль не заблокирован. Если в обществе возникают отношения, ограничивающие конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма образования средней нормы прибыли.
Экономические возможности и торговые способности поставщиков. Конкурирующие силы, возникшие вследствие возможностей и торговых способностей поставщиков.
Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя (если поставки определенной группы поставщиков занимают ощутимую долю от общих затрат, то степень влияния со стороны поставщиков увеличивается)
Влияние поставщиков сильнее, если имеют место следующие факторы:
- затраты на производство
играют важную роль для
- поставщики представляют собой несколько крупных фирм, не скованных
интенсивной конкуренцией;
- продукция поставщиков
дифференцирована настолько,
- покупатели не
являются важными клиентами
поставщики не замкнуты на определенную отрасль;
- поставщики не конкурируют с производителями заменителей в других отраслях;
- со стороны одного
или нескольких поставщиков
прямой интеграции в бизнес отрасли покупателя.
- фирмы-покупатели
не проявляют склонности к
интеграции в рынки
Экономические возможности и торговые способности покупателей. Конкурирующие силы возникают вследствие возможностей и торговых способностей покупателей.
Сила влияния на производителей товаров/услуг и их способность вести торговлю со стороны покупателей сильнее, когда:
- потребители значимы и их немного, они покупают товар в большом количестве;
- объем потребления
представляет собой
- отрасль, поставляющая товар на рынок состоит из большого числа относительно некрупных продавцов;
- товары, предлагаемые на продажу разными продавцами, относительно хорошо стандартизированы, и потребители легко могут найти альтернативный вариант покупки, стоимость их перехода к новому продавцу практически равна нулю;
- покупаемые изделия
не являются важной
- экономически выгодной
для потребителя является
комплектующих у нескольких продавцов по сравнению с прикреплением к одному продавцу;
Конкурентная ситуация на рынке развивается постоянно, поэтому существует
потребность у фирмы в отслеживании конкурентных изменений на рынке
систематически. Только при этих условиях фирма может правильно оценить
возможности конкурентов
и собственные возможности и
выработать оптимальную маркетинговую
стратегию, которая всегда направлена
на создание или поддержание собственного
конкурентного преимущества.
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы
Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром и/или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:
-ценовую (конкуренцию на основе цены);
-неценовую (конкуренцию
на основе качества
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу
неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на
современном рынке не используется "война цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара.
В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению.
Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.
Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
-фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с
Информация о работе Конкуренция: содержание, формы, методы и её роль в экономической системе