Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:21, реферат
Актуальность темы. Изучение поведения потребителя отнюдь не случайно предшествует изучению фирмы. Производство и сфера услуг на рынке «запрашивают» потребителя, апеллируют к нему как к «высшей и последней инстанции»: что производить?
Отдаст ли потребитель свои деньги за товар и, если отдаст, то, сколько он готов отдать?
Следовательно, получит ли фирма прибыль и, если получит, то сколько?
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Из истории теории потребительского поведения и спроса 4
2. Количественный (кардиналистский) подход 7
Заключение 12
Список использованной литературы 14
С его помощью можно рассчитать значение полезности от набора товаров x = (x1 xn)
Зная величины изменения потребления каждого товара и значения предельной полезности:
Очевидно, что по мере роста потребления товара предельная полезность через некоторое время начнет убывать. В этом проявляется закон убывающей предельной полезности – по мере насыщения товаром найдется такая точка, после которой предельная полезность товара начнет убывать.
Теперь, при выборе между двумя благами потребитель будет выбирать то, у которого предельная полезность больше. Если же ему за них приходится платить, то он оценит, сколько удовольствия на затраченный рубль принесут ему эти единицы товаров. Лучший выбор для потребителя набор товаров и услуг с максимальной общей полезностью – достигается, если для всех благ, входящих в потребительский набор, выполняется условие:
Рисунок 1. Полезность и предельная полезность
Это «второй закон Госсена». Если это соотношение не выполняется, значит, последняя единица какого-то блага приносит больше удовольствия на единицу затрачиваемых денег.
Тогда наш набор можно улучшить: нужно перераспределить средства в пользу блага, приносящего больше полезности на рубль затрат.
В основе изучения поведения потребителя лежит теория предельной полезности, а действие закона обратной зависимости спроса от цены объясняется убывающей предельной полезностью благ.
Потребительское поведение рассматривается с позиции количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского) подходов.
Кардинализм – это:
Согласно количественному подходу, теория исходит и того, что потребитель соизмеряет полезности различных благ Он стремится приобрести на ограниченный денежный доход такой набор благ, который позволил бы ему максимизировать удовлетворение потребностей, и при этом соблюдает правило максимизации полезности, когда предельные полезности приобретаемых товаров и услуг в расчете на рубль потребителя оказываются одинаковыми. Порядковый подход, предполагает не количественное соизмерение полезностей, лишь их ранжирование. Предпочтения потребителя характеризуются кривыми безразличия, а его возможности — бюджетными линиями.
Наклон кривых безразличия отражает предельную норм замещения двух благ, являющуюся выражением предельной полезности. Стремясь к максимальному удовлетворению потребностей, потребитель оказывается в положении равновесия, при котором предельная норма замещения благ равна обратному соотношению цен на них.
Изменения в уровне дохода потребителя, а также относительных ценах товаров и услуг приводят к изменению его равновесного положения. При изменении цены товара потребитель, стремясь максимизировать полезность, изменяет объем предъявляемого спроса на него. Поэтому в основе кривой спроса лежит поведение рационального потребителя.
На основе кривых индивидуального спроса строится кривая рыночного спроса, которая вместе с кривой рыночного предложения лежит в основе определения уровня равновесной цены товара или услуги.