Эволюция потребителя. Кардинализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:21, реферат

Краткое описание

Актуальность темы. Изучение поведения потребителя отнюдь не случайно предшествует изучению фирмы. Производство и сфера услуг на рынке «запрашивают» потребителя, апеллируют к нему как к «высшей и последней инстанции»: что производить?
Отдаст ли потребитель свои деньги за товар и, если отдаст, то, сколько он готов отдать?
Следовательно, получит ли фирма прибыль и, если получит, то сколько?

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Из истории теории потребительского поведения и спроса 4
2. Количественный (кардиналистский) подход 7
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

эволюция_потребителя_кардинализм.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

     С его помощью можно рассчитать значение полезности от набора товаров  x = (x1    xn)

     Зная величины изменения потребления каждого товара и значения предельной полезности:

     

     Очевидно, что по мере роста потребления товара предельная полезность через некоторое время начнет убывать. В этом проявляется закон убывающей предельной полезности – по мере насыщения товаром найдется такая точка, после которой предельная полезность товара начнет убывать.

     Теперь, при выборе между двумя благами потребитель будет выбирать то, у которого предельная полезность больше. Если же ему за них приходится платить, то он оценит, сколько удовольствия на затраченный рубль принесут ему эти единицы товаров. Лучший выбор для потребителя набор товаров и услуг с максимальной общей полезностью – достигается, если для всех благ, входящих в потребительский набор, выполняется условие:

     

 

     

     Рисунок 1. Полезность и предельная полезность

     Это «второй закон Госсена». Если это соотношение не выполняется, значит, последняя единица какого-то блага приносит больше удовольствия на единицу затрачиваемых денег.

     Тогда наш набор можно улучшить: нужно перераспределить средства в пользу блага, приносящего больше полезности на рубль затрат.

 

Заключение

     В основе изучения поведения потребителя  лежит теория предельной полезности, а действие закона обратной зависимости спроса от цены объясняется убывающей предельной полезностью благ.

     Потребительское поведение рассматривается с позиции количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского) подходов.

     Кардинализм – это:

    • Количественный подход к анализу полезности и спроса
    • Основан на возможности измерения полезности блага в гипотетических единицах - «ютилах» (utility - полезность)
    • Основан на исключительно индивидуальной субъективной оценке полезности блага отдельным потребителем

     Согласно  количественному подходу, теория исходит  и того, что потребитель соизмеряет полезности различных благ Он стремится приобрести на ограниченный денежный доход такой набор благ, который позволил бы ему максимизировать удовлетворение потребностей, и при этом соблюдает правило максимизации полезности, когда предельные полезности приобретаемых товаров и услуг в расчете на рубль потребителя оказываются одинаковыми. Порядковый подход, предполагает не количественное соизмерение полезностей, лишь их ранжирование. Предпочтения потребителя характеризуются кривыми безразличия, а его возможности — бюджетными линиями.

     Наклон  кривых безразличия отражает предельную норм замещения двух благ, являющуюся выражением предельной полезности. Стремясь к максимальному удовлетворению потребностей, потребитель оказывается в положении равновесия, при котором предельная норма замещения благ равна обратному соотношению цен на них.

     Изменения в уровне дохода потребителя, а также  относительных ценах товаров и услуг приводят к изменению его равновесного положения. При изменении цены товара потребитель, стремясь максимизировать полезность, изменяет объем предъявляемого спроса на него. Поэтому в основе кривой спроса лежит поведение рационального потребителя.

     На  основе кривых индивидуального спроса строится кривая рыночного спроса, которая вместе с кривой рыночного предложения лежит в основе определения уровня равновесной цены товара или услуги.

 

Список  использованной литературы

    1. Базиков А.А., Базикова В.Л. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 416 с.
    2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы. – М.: Инфра-М, 2007. – 224 с.
    3. Носова С.С. Экономическая теория. Элементарный курс. – М.: КноРус, 2010. – 510 с.
    4. Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров. – М.: КноРус, 2009. – 368 с.
    5. Степанов В., Ковалев Н., Сколцев М. Основы экономики для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 192 с.
    6. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. – М.: Академия, 2010. – 176 с.
    7. Экономическая теория. Экономика / Под редакцией А. В. Соболева и Н. Н. Соловых. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 552 с.

Информация о работе Эволюция потребителя. Кардинализм