Этика деловых отношений в западной традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.
Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Оглавление

Общие понятия этики
Понятие общения и деловых отношений
Понятие делового этикета
Особенности этики деловых отношений в западных странах
Особенности этики деловых отношений в Америке
Особенности этики деловых отношений во Франции
Особенности этики деловых отношений в Англии
Особенности этики деловых отношений в Германии
Особенности этики деловых отношений в Италии
Литература

Файлы: 1 файл

аааааа.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Этика деловых  отношений»

Тема. Этика деловых отношений  в западной традиции.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие понятия этики

Понятие общения и  деловых отношений

Понятие делового этикета

Особенности этики деловых отношений в западных странах

Особенности этики деловых отношений в Америке

Особенности этики деловых отношений во Франции

Особенности этики деловых отношений  в Англии

Особенности этики деловых отношений  в Германии

Особенности этики деловых отношений  в Италии

Литература

 

 

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ  ЭТИКИ

 

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые  употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для  обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.

Мораль – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Мораль — это нормы  и правила, которые предъявляются  человеку и осуществление которых  носит добровольный характер.

Важнейшими категориями  этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Этика - прежде всего отрасль знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как не этическое. Отсюда полезно различать этику как идеал и этику как действие. Нас интересует и то и другое, но в рамках профессиональной этики, а именно этики предпринимателя.

Этика исследует ряд  вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных отношениях, моральном сознании, моральной ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое.

Нравственная культура — это не просто сумма этических знаний и не только совокупность моральных ценностей и принципов. Это уровень нравственного развития человека и общества.

Нравственная культура общения позволяет предотвращать  и разрешать конфликты, возникающие в процессе общения.

 

ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ И  ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Этика общения - правила  и приемы внешнего уважительного  отношения к людям, проявления доброжелательности к ним.

Общение – процесс  взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли.

Следовательно, речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Деловые отношения - это  сложный многоплановый процесс  развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники  выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.

Деловое общение сегодня  проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.

По характеру и содержанию отношения бывают формальные (деловые) и неформальные. Деловое отношения – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

В целом деловое общение  отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

Любые виды деловой активности во внешнеэкономической деятельности предполагают интенсивное деловое общение с партнерами, потенциальными потребителями и поставщиками, многочисленными организациями, обеспечивающими транспорт, поставку сырья, полуфабрикатов и различных видов продукции и т.п.

Затронув проблемы этики, мы знакомимся с этической нормой, то есть постулатами профессиональной этики предпринимателя. Такие постулаты лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя.

Управленческая этика  – совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Многие фирмы принимают внутренние этические кодексы, предписывающие определенные нормы и правила поведения, приверженность определенным ценностям и обязательные для соблюдения всеми служащими. Этические кодексы предназначены для того, чтобы сделать определенные нормы деловой этики не просто предметом свободного выбора служащих, а придать им институциональный характер.

Теперь можно эти  постулаты профессиональной этики предпринимателя рассмотреть как основу этического кодекса предпринимателя.

Вот как определили их специалисты: Цивилизованный предприниматель

  1. убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;
  2. исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
  3. верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
  4. признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
  5. уважает себя как личность, а любую личность - как себя;
  6. уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
  7. доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
  8. ценит образование, науку и технику, культуру, уважает экологию;
  9. стремится к нововведениям;
  10. не перекладывает ответственность за принятие нужного решения на подчиненных;
  11. терпим к недостаткам других людей;
  12. согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;
  13. никого никогда не унижает;
  14. имеет бесконечное терпение.

В 1924 г. Комитет по этике  бизнеса при Торговой палате США  впервые в истории разработал национальный этический кодекс

«Принципы ведения бизнеса». В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения «примитивной этики» прошлого века, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным.

Следующим переломным моментом стал кризис 1929-1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта послужил отправной точкой в поисках новых принципов  организации хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали реализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» получила свою конкретизацию в комплексе конкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса, этика делового общения и др.)

Этика бизнеса - деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:

1) правила обычной  морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;

2) этика бизнеса основана  на всеобщих универсальных этических  нормах (быть честным, не причинять  вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе.

Взаимодействие общения  и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения — как сложного процесса установления и развития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям...».

Так как те или иные нормы поведения приобретают  устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.

Нравы и обычаи — это  устойчиво проявляющиеся в поступках  людей нормы поведения, соответствующие  требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

 

ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА

 

Общение выступает стороной более широкого явления — поведения  людей, одна из сторон которого — этикет, т.е. установленный порядок поведения.

Этикет формируется, прежде всего, в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции, общественное мнение.

Этикет обладает большим  нравственным смыслом. С его помощью  можно выразить признание значимости человека, с которым вступают в  контакт, уважение к нему. Если человек является представителем государства или определенной фирмы, то этикетом выражается отношение к его рангу и его государству, его фирме и т.д.

Определение этикета  как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление  о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится  к данной категории как особенное  к общему.

Деловой этикет — важнейшая  сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета.

Знание делового этикета — основа предпринимательского успеха.

Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают  на единство двух его сторон: морально-этической  и эстетической.

Первая сторона —  это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и т.д.

Вторая сторона —  эстетическая, свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Этикет—явление историческое. Правила ведения людей изменялись с изменениями условий жизни, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества.

Информация о работе Этика деловых отношений в западной традиции