Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:14, контрольная работа
Б1. Первые люди на Ю.У. появились около 100 тыс. лет назад и обеспечивали свою жизнь через добывающий способ хозяйствования.
....
Б29. 1) Ресурсный потенциал Республики Башкортостан: полезные ископаемые, руды, земельные и лесные ресурсы.
2) Бюджетная система Республики Башкортостан.
Б30. 1) Особенности регионального природопользования и проблемы охраны окружающий среды.
2) Законодательство республики в области экономических правоотношений.
Переходя к рассмотрению структуры транспортной системы, прежде всего отметим,что в ней принято различать транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляя общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров и грузов.Транспорт необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения.
Виды транспорта:Железнодорожный ,Магистральный трубопроводный,,Внутренний водный транспорт, Автомобильный,Воздушный ,Трамвайный,Таксомоторный.
В транспортной системе Башкортостана повышенную роль играет трубопроводный транспорт, что является результатом места и роли республики в общефедеральной добыче и переработке нефти. в настоящее время в общем объеме перевозок грузов в республике главную роль играют магистральный трубопроводный и железнодорожный виды транспорта. Исключительно высокий удельный вес трубопроводного транспорта в перевозках является наглядной иллюстрацией общефедеральной специализации РБ на добыче, переработке и транспортировке нефти. В перевозках пассажиров резкое преобладание принадлежит автомобильному транспорту. Вместе с тем следует отметить, что ведущее место в транспортном обслуживании многоотраслевого хозяйства Башкортостана и особенно его межрайонных связей принадлежит железным дорогам. Автомобильный транспорт, как и повсюду, применяется главным образом на коротких расстояниях для осуществления перевозок в основном в городах, колхозах и совхозах, а также на подъездных путях к железнодорожным и речным магистралям. Поэтому он по грузообороту намного уступает железнодорожному транспорту, который наиболее эффективен в перевозках на дальние расстояния и играет важную роль в межрайонных и внешних транспортно-экономических связях республики.
Б19
1) Для выбора эффективного курса и реализации реформ в ПК РБ требуется определить цели, стратегию и тактику реформирования экономики. Стратегическая цель экономической реформы в промышленном комплексе, прежде всего, ориентирована на замену распределительных методов и механизмов хозяйствования экономическими, на методы, основанные на законах рынка. Как известно, существуют различные концепции и формы рыночной экономики, имеющие разные исторические корни и опыт. Отсюда возникает первая проблема -по какому пути следует идти при реформировании промышленного комплекса. В обобщенном виде можно выделить два возможных варианта реформирования ПК. Первый — коллективный, или корпоративный, опирающийся на всеобщие или интегрированные ресурсно-вещественные ценности в экономике. Второй - в основе, которого лежат ценности индивидуума или собственника.
Для реформирования промышленного комплекса РБ наиболее приемлемым изданном этапе является первый вариант последующим причинам. Во-первых, ПК РБ представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникший на базе интеграции ценностей ряда отраслей и предметно-технологического разделения труда. Отраслевая структура ПК отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей материального производства: нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, лесной и деревообрабатывающей, легкой и пищевой, а также других отраслей.
В рамках ПК в процессе реформ появились различные субъекты (кооперативы, малые предприятия, акционерные общества) и структуры с разными формами собственности. Однако появление новых образований не уменьшает, а усиливает корпоративный дух ПК благодаря сохранению личного интереса предпринимателей и совместной промышленной деятельности. Более того, формирование и развитие новых структур способствуют углублению структурной модернизации и развитию конкуренции в ее цивилизованных формах.
Основными стратегическими проблемами в целом по промышленности остаются:
Реформирование структуры такого гиганта, каким является промышленный комплекс, должно осуществляться поэтапно и системно. Это, прежде всего, обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера. Среди них — износ основных фондов, уменьшение качественных природных ресурсов, инерция социального иждивенчества и психологически негативное отношение населения к радикальным переменам, ограниченность контингента лиц, способных к рыночному предпринимательству, рост издержек производства и недостаточный уровень конкурентоспособности многих предприятий ПК. Отсюда встают серьезные тактические проблемы реформирования экономики ПК. Они также носят как объективный, так и субъективный характер. Но в большей мере все же субъективный, так как связаны с просчетами в проведении промышленной политики, низкой результативностью мер в борьбе со спадом производства, монополизмом и расточительством. Все это, как известно, вызвало чрезмерно неоправданные издержки в процессе рыночных реформ, взаимные неплатежи, связанные с приватизацией и акционированием, спадом производства при общем кризисе сбыта.
Другой важный фактор заключается в том, что взаимные неплатежи во многом также были обусловлены недостатками тактики реформирования ПК.
В тех производствах, где комплекс мер по реформированию экономики был стратегически определен и тактически обеспечен, результаты оказались положительными. В других отраслях из-за допущенных просчетов и серьезных недостатков по адаптации к рыночным условиям хозяйствования все еще наблюдается тенденция к падению и свертыванию производства.
Эти явления были исследованы на примере деятельности промышленного комплекса РБ.
2) Современная организационная структура банковской системы Республики Башкортостан формировалась в сложных условиях переходной экономики. Проводимые экономические реформы наряду с тяжелым экономическим кризисом создали новые предпосылки развития кредитных отношений. Начиная с 1990 г., как в России, так и в Башкортостане началось создание двухуровневой банковской системы, так как именно эта модель организации денежно-кредитной сферы доказала свою жизнеспособность во многих странах с развитой рыночной экономикой. Верхний уровень банковской системы в Российской Федерации представлен Центральным банком России. Национальный банк Республики Башкортостан входит в систему ЦБР, выполняя функции Главного территориального управления Центрального банка России. Национальный банк Республики Башкортостан представляет первый уровень банковской системы в Республике Башкортостан. Второй уровень банковской системы республики образуют кредитные организации различных видов и их филиалы, специальные банки, другие учреждения. Национальный банк Республики Башкортостан - территориальное учреждение Банка России. Основными элементами Национального банка Республики Башкортостан является сам НБ и сеть расчетно-кассовых центров ,охватывающих всю территорию республики(по сост.1ян. 2007г. в составе функционирует 15РКЦ) Национальный банк Республики Башкортостан организует исполнение полномочий Банка России на территории республики. Его основными задачами являются: участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Республики Башкортостан, эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов, осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организация и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг и валютном рынке; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона. Функции НБ: денежно-кредитное регулирование, эмиссионная, функция по организации платежей и регулированию платежных отношений. Выполнение Национальным банком описанных выше функций является необходимым условием деятельности субъектов экономической системы региона и затрагивает основы ее существования. Подводя итог сказанному, отметим, что Национальный банк Республики Башкортостан является связующим звеном республиканской экономической системы с общероссийской и выполняет двоякую роль. С одной стороны. Национальный банк выступает как проводник денежно-кредитной политики Банка России. С другой стороны,проводя глубокий анализ специфики экономики региона, способствует развитию финансового и нефинансового секторов Республики Башкортостан.
Б20
1) Приватизация - общественно регулируемый процесс превращения гос. и муницип. собственности в частную (акционерную). Особенности приватизации: в РБ были определенные отличия: 1. Сроки приватизации, которые были продлены. 2. Срок действия ваучеров на 6 месяцев, действуют только чеки, выд. РБ. 3. Была проведена первоначальная инвентаризация. 4. Была сохранена упр-ть предприятиями в ходе приватиз. процессов. 5. Была сохранена отраслевая специфика (по отраслям проводили приватизацию). 6. Сохранялись технологические связи и целостность самого предприятия. 7. Был определён первоначальный этап «малая приватизация», во время которой приватизировались предприятия общего питания, бытовой торговли. В РБ было 3 этапа: 1. «Малая приватизация»( 1992-93 гг.) – общее питание, бытовая торговля. Очень легко приватиз-ть, быстрый и большой доход. За этот период было приватизировано 600 предприятий и 500 из них такие. 2. 1994 год – число приватизированных предприятий уменьшается, предприятия республиканской собственности. Основной метод – акционирование. 3. 1995-97 года – изменяется самонаправление и качество. Начинает использоваться способ аукционеров. Этот этап приносит наибольшее количество денег в бюджет РБ – 55 млрд. руб. 100% приватизации не произошло и итоги приватизации следующие: 78% гос предприятий было приватизировано. Итоги: создавали собственную модель экономики – «экономика переходного периода смешанного типа по китайскому образцу». Плюсы: 1. До 2005 года РБ принимает бюджет с профицитом. 2. До 2009 года РБ имело валютную статью доходов. 3. РБ полностью сохранило собственный земельный фонд. 4. В 1990 годы в РБ не случились массовые невыплаты заработной платы, пособий. 5. Социальная стабильность, отсутствовали рейдерство, эк. рекет, преступность. 6. В РБ не появились естественные монополии, соотв-но не появились олигархи. 7. Сохранение правопорядка и господство закона.
2) Структура Импорта и экспорта РБ, проблемы гос регулирования
Экспорт. РБ участвует во внешнеторговом обороте стран дальнего зарубежья, СНГ и активно поддерживает межрегиональные хозяйственно-торговые связи с регионами РФ - всего с 93 государствами, в т.ч. 82 странами дальнего зарубежья и 11 республиками СНГ. На протяжении ряда лет динамично развиваются торговые отношения с Великобританией, Нидерландами, Германией, Казахстаном, Китаем, Украиной, Италией, США, Финляндией.
товарную структуру
экспорта РБ- это продукция топливной,
химической и нефтехимической
Крупнейшими участниками внешнеэко-ой деят. Являются ОАО АНК Башнефть, ОАО Салаватнефтеоргсинтез, ОАО Уфанефтехим, ОАО Уфимский НПЗ, ООО АТЭК, ООО Селена-нефтехим, ООО УМПО
Импорт. 58% -из стран дальнего зарубежья и Балтии ,из стран СНГ-42%
В импортных поступлениях в РБ преобладают продукция машиностроения, нефтехимические товары и продукция потребительского назначения. Более половины всего республиканского импорта приходится на 3 гос. – Германия, Узбекистан и Китай.
Б21
2) Железнодорожная сеть Башкортостана Ведущее место в транспортном обслуживании РБ и особенно его межрайонных связей принадлежит железным дорогам.
Общая длина железных дорог общего пользования Башкортостана достигла в 2006 г.
1457 км. В РБ существуют 2 вида сетей железных дорог: федеральные (магистральные) и линии местного значения.
Железнодорожная сеть республики сочетает все виды рельсовых путей.
Рельсовые пути, размещенные на территории Башкортостана, по линии удобства эксплуатации и организации перевозок входят в состав трех железных дорог: Ижевским отделением Горьковской железной дороги, линии Златоустовским отделениями Южно-Уральской железной дороги, остальные - Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги.
Региональная особенность железнодорожной сети РБ ее электрификацией: около двух третей дорог работает на электрической тяге (по стране более трети дорог). Электрифицированный железнодорожный транспорт является наиболее надежным, экологически чистым. федеральные (магистральные) линии, предназначенные для дальних, массовых и быстрых перевозок.
Главной в РБ служит электрифицированная магистраль Самара-Уфа-Челябинск. Она представляет собой главное звено в связях Москвы с крупными промышленными центрами Поволжья, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока, обеспечивает основной выход из республики как в восточном, так и в западном направлениях.
Западнее столицы от магистрали Самара-Уфа-Челябинск отходит
другая широтная рельсовая магистраль Чишмы-Ульяновск-Инза.
В районе Уфы к магистрали
Самара-Уфа-Челябинск
электрифицированная дорога
Карламан-Белорецк-
На северо-западе выходит магистрали Москва-Казань-Екатеринбург, представляющей кратчайший путь между Средним Уралом и Центром.
Главные железные дороги дополняются железными дорогами районного и местного
значения. Дема – Мурапталово – Оренбург. Дорога играет важную роль в связей с районами и обеспечивает кратчайшее сообщение РБ с Оренбургской областью, Западным Казахстаном, Средней Азией, Нижнем Поволжьем и Северным Кавказом.
Информация о работе Экспериментальная экономика: цели и перспективы