Экономика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курс лекций

Краткое описание

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добываемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средства и т. д.).
Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического прогресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потребителя.

Файлы: 1 файл

Лекции экономика в МИИТ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

5. Суть  государственной антициклической  политики,  или регулирования хозяйственной  конъюнктуры,  состоит  в  том,  чтобы  во  время  кризисов  и депрессии стимулировать  спрос  на  товары   и  услуги,  капиталовложения  и занятость.  Для  этого  частному  капиталу  предоставляются   дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные  расходы  и  инвестиции.  В условиях длительного подъема в экономике  страны  могут  возникнуть  опасные явления  -  рассасывание  товарных  запасов,  рост   импорта   и   ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и  отсюда необоснованный  рост  заработной  платы  и  цен.  В  такой  ситуации  задача регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений  и  производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и  перенакопление капиталов.

6. В  области  отраслевой  и  территориальной  структуры  государственное регулирование также играет значительную роль. Здесь  при  помощи  финансовых стимулов     и     государственных     капиталовложений,      обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям  и  регионам.  В  одном  случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства,  которые  находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом  случае  поощряется  развитие  новых отраслей   хозяйства   и   видов   производства,   призванные   привести   к прогрессивным структурным сдвигам внутри  отраслей,  между  отраслями  и  во всем   народном    хозяйстве,    к    повышению    его    эффективности    и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по  притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного  регулирования  экономики  является накопление  капитала.  Производство,  присвоение  и  капитализация   прибыли всегда  служат  главной  целью   хозяйственной   деятельности   в   рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы  и  возможности  в  разное  время всем  инвесторам  или  отдельным  их  группам  по  отраслям  и  территориям, регулирующие  органы  положительно  воздействуют  на экономический  цикл  и структуру экономики.

7. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением  рабочей силы. Соотношение   это   должно    удовлетворять    потребность    экономики    в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией  к  труду.  Однако  соотношение  между спросом и предложением  не  должно  вести  к  чрезмерному  росту  заработной платы,    которая    может    негативно    отразиться    на     национальной конкурентоспособности.  Нежелательное  резкое  снижение  занятости  ведет  к увеличению армии безработных, снижению  потребительского  спроса,  налоговых поступлений,  росту  налогов  ради  выплаты  пособий  и  опасным  социальным последствиям.

8. Состояние  платежного   баланса   является   объективным   показателем экономического здоровья  страны.  Во  всех  странах  с  рыночным  хозяйством государство   постоянно   осуществляет    оперативное    и    стратегическое регулирование платежного баланса путем  воздействия  на  экспорт  и  импорт, движение  капиталов,  повышение  и  понижение  курсов  национальных   валют, участие в международной экономической интеграции.

 Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

 

 

Тема 10. Модель совокупного спроса и предложения

 

           1. Совокупный спрос

            2. Совокупное предложение.

            3. Равновесие и его нарушение.

1. Совокупный спрос.

Получив представление  об исчислении основных макроэкономических агрегатов и соотношениях между ними, можно переходить к собственно макроэкономическому анализу, основным методологическим инструментом в котором служат макроэкономические модели.

Совокупный  спроспредставляет собой общую  сумму планируемых расходов на приобретение отечественных товаров и услуг  за некоторый период времени.   

 Таким образом,  если ВВПпо расходам = С + Ig + G + Xn, то

AD = C + Igплан. + G + Xn,

где AD – совокупный спрос.   

 Если фактические  валовые инвестиции равны планируемым  валовым инвестициям, то разница  между совокупным спросом (AD) и ВВП по расходам пропадает. Однако из прошлой лекции известно, что в валовые инвестиции входит прирост товарно-материальных запасов. Он может совпадать с планируемым уровнем, а может и отклоняться от него. Следовательно, фактические инвестиции могут отличаться (и, как правило, отличаются) от запланированных инвестиций.   

 На графике совокупный спрос представляет собой кривую, показывающую различный объем товаров и услуг, т.е. реальный объем ВВП, который домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государственный сектор и остальной мир готовы (планируют) купить при любом возможном уровне цен  за некоторый период времени (год).

Кривая совокупного спроса (AD) имеет отрицательный наклон, что объясняется следующими причинами:

1.     Эффект богатства (эффект Пигу): если уровень цен повышается, это приводит к сокращению реальной ценности денежных активов домашних хозяйств, вследствие чего они сократят потребительские расходы (С).

2.     Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): при повышении уровня цен растет и процентная ставка (цена пользования деньгами), что приводит к сокращению инвестиционного спроса предпринимательского сектора, а также некоторых потребительских расходов домашних хозяйств.

3.     Эффект импортных закупок: при повышении уровня цен на отечественные товары и услуги отечественные потребители переходят на закупки импортных товаров и услуг, что увеличивает импорт иностранных товаров в страну и сокращает экспорт отечественных товаров из страны. В результате сокращаются расходы на чистый экспорт (Xn).   

 Объединяясь, эти  три эффекта приводят к тому, что при повышении уровня цен объем совокупного спроса сокращается, а при снижении уровня цен объем совокупного спроса растет. Это и отражается в отрицательном наклоне кривой AD. Другими словами, изменение уровня цен вызывает движение вдоль одной и той же кривой совокупного спроса (при прочих равных условиях).   

 Кроме уровня цен  (ценовой фактор) на совокупный спрос воздействуют и неценовые факторы, при изменении которых (хотя бы одного из них) кривая AD сдвигается вправо, если совокупный спрос растет, или влево, если совокупный спрос сокращается.

2. Совокупное предложение.

 Совокупное предложение представляет собой общий объем отечественных товаров и услуг (в номинальном выражении), производимых в экономике за некоторый период времени (год).   

 На графике совокупное предложение может быть изображено в виде кривой, которая показывает объем производства отечественных товаров и услуг (реальный ВВП) при каждом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).

(Единого мнения относительно формы кривой совокупного предложения не существует; ниже предлагается один из вариантов этой кривой).

Кривая совокупного предложения ASсостоит из трех отрезков (сегментов):

1.     горизонтальный (кейнсианский) отрезок;

2.     промежуточный (восходящий) отрезок;

3.     вертикальный (классический) отрезок.   

 

Кейнсианский  отрезок. На протяжении всего отрезка уровень цен не изменен. Фактический Q < Q0 (< Qf), из чего следует, что значительная часть ресурсов не используется: производственные мощности простаивают, высок уровень безработицы, то есть, экономика находится на глубоком спаде, так как фактический уровень реального объема ВВП «не дотягивает» до потенциального уровня. Если объем производства начнет расти (движение вправо вдоль горизонтального отрезка), то уровень цен не изменится, так как фирмы просто начнут использовать простаивающие производственные мощности и увеличивать занятость за счет безработных, которые не станут требовать повышения заработной платы. Поэтому издержки производства не возрастут, а значит, и цены не изменятся. Восходящий отрезок. Движение вдоль промежуточного отрезка от Q0 до Qf означает, что экономика приближается к потенциальному уровню реального ВВП. В некоторых отраслях ощущается нехватка имеющихся ресурсов. Спрос на новые ресурсы (обусловленный ростом реального ВВП) повышает цену на них, что приводит к росту издержек и, как результат, растет уровень цен.

Классический  отрезок. Экономика достигает потенциального уровня реального ВВП (Qf). Движение вдоль вертикального отрезка приведет только к росту уровня цен, так как реальный ВВП достиг потенциального уровня и, по крайней мере, в краткосрочном периоде не вырастет.   

 Итак, фактором, определяющим  движение вдоль кривой AS, выступает уровень цен (Р).   

 Однако на совокупное предложение воздействуют и неценовые факторы, которые сдвигают кривую совокупного предложения AS вправо и вниз в положение AS1, если совокупное предложение растет, и влево и вверх в положение AS2, если совокупное предложение сокращается.   

3.   Равновесие и его нарушение.

В макроэкономике, как  и в микроэкономике, для анализа  поведения экономических переменных используется равновесный подход. На рисунке представлен механизм приведения к равновесию на кейнсианском (горизонтальном) и восходящем (промежуточном) отрезках кривой совокупного предложения.

Рис. 7.5                 а)                                                        б)

                                                                                                              

 На горизонтальном  отрезке отклонения от равновесия  обусловлены только отклонением  значений Q от Qe, так как уровень цен Ре неизменен.   

 При данном уровне  цен Ре объем реального ВВП Q1 не будет выкуплен (как видно на рисунке  а, он мог бы быть выкуплен только при более низком уровне цен). Это вызовет рост фактических товарных запасов фирм по сравнению с запланированным уровнем, что станет сигналом для сокращения производства (стрелка влево). При Q2 на товарных рынках будет ощущаться избыток спроса (как видно на рисунке , объем реального ВВП Q2 полностью выкупается уже при более высоком уровне цен). Следовательно, фактические товарные запасы начнут сокращаться по сравнению с запланированным уровнем - фирмы получают сигнал к наращиванию производства.

Таким образом, механизм приведения к равновесию на горизонтальном отрезке связан с колебанием величины товарных запасов.   

 На промежуточном  отрезке действует механизм приведения  к равновесию, аналогичный тому, который был охарактеризован при анализе спроса и предложения . Если уровень цен ниже равновесного уровня Ре, то возникает избыток совокупного спроса: величина совокупного спроса Q1 больше величины совокупного предложения Q2. Избыток совокупного спроса приводит к росту уровня цен до уровня Ре и сокращению реального ВВП до уровня Qе .   

 Если анализировать  механизм приведения к равновесию  на вертикальном отрезке, то следует отметить: поскольку на протяжении всего отрезка объем реального ВВП (равный Qf) не может меняться, этот механизм связан только с колебаниями уровня цен вокруг равновесного уровня.

   Рассмотрим сначала, как меняется  равновесие, если при неизменном совокупном предложении изменяется совокупный спрос.

Информация о работе Экономика как наука