Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курс лекций
Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добываемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средства и т. д.).
Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического прогресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потребителя.
2. Нетарифные барьеры, которые включают ограничительные меры административного воздействия, выступающие в различных формах:
· импортные (экспортные) квоты – установление максимального объёма товаров, который может быть импортирован (экспортирован);
· лицензирование – означает необходимость получения соответствующего документа (лицензии) для ввоза (вывоза) определенных товаров;
введение стандартов
качества продукции – контроль
импортных товаров с точки
зрения их соответствия
· монополизация государством отдельных сфер внешнеторговой деятельности;
· «добровольные» экспортные ограничения (в интересах страны-импортера) – относительно новая форма торговых барьеров: экспортёры соглашаются на некоторые ограничения в надежде избежать более жёстких барьеров.
Международная торговая политика представляет собой совокупность различных форм и методов международного регулирования обмена товарами и услугами между странами.
Регулирование международной
торговли осуществляется как ре
Примером наиболее
развитой региональной
Региональные союзы
и группировки, с одной
Хотя все страны
в своей внешнеторговой
3. Валютные отношения
Платежный баланспредставляет собой отчет о торговых и финансовых сделках страны с остальным миром за определенный период времени (обычно за год). Он отражает все виды денежных платежей и поступлений, то есть той части доходов и расходов страны, которая переходит национальные границы. Категория платежного баланса является ключевой для понимания валютных вопросов.
Все рассмотренные платежи и поступления требуют обмена национальной валюты на иностранную валюту, или наоборот.
Совокупность всех
доходов (поступлений)
Валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты.
Существуют две основные системы валютных курсов:
При системе фиксированных валютных курсов валютный курс после фиксации остаётся неизменным в течение длительного времени. Если валютный курс под влиянием рыночных процессов сильно отклоняется от установленного курса и становится завышенным, это приводит к устойчивому дефициту платежного баланса (отрицательному сальдо). В этом случае валютный курс может быть зафиксирован на новом, более низком уровне (девальвация валюты). Это приведет к удешевлению экспорта и удорожанию импорта и, следовательно, будет способствовать выравниванию платежного баланса.
Точно так же, если валютный
курс становится заниженным, приводя
к устойчивому избытку
Тем не менее
государство зачастую медлит
с изменением валютного курса,
особенно, когда его нужно
При системе плавающих валютных курсов валютный курс свободно колеблется день ото дня и падает или растёт в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения), поддерживая платёжный баланс в равновесии (в теории). На практике же неопределённость и спекуляция, связанные со «свободным» плаванием валюты, могут вызвать хаотическое изменение валютного курса, что в свою очередь может подавить внешнюю торговлю и дестабилизировать экономику страны. Ввиду этих причин страны предпочитает «управлять» своими валютными курсами.
Различают прямую и косвенную котировку (определение) курса валюты.
Косвенная котировка показывает, какое количество иностранной валюты можно купить или продать за единицу национальной валюты (например, 1 рубль = 1/30 доллара – косвенная котировка валютного курса рубля, выраженного в долларах США).
Прямая котировка показывает, какое количество национальной валюты можно купить или продать за единицу иностранной валюты (например, 1 доллар = 30 рублей – прямая котировка валютного курса рубля, выраженного в долларах США).
Номинальным обменным (валютным) курсом называется соотношение, в котором обмениваются валюты двух стран.
При повышении курса
национальной валюты за
При понижении курса
национальной валюты за
Реальным валютным курсом называется соотношение, в котором обмениваются товары и услуги одной страны на товары и услуги другой страны. Реальный валютный курс зависит от номинального курса и от соотношения уровней цен двух стран. Таким образом, реальный валютный курс измеряет сравнительную цену «потребительских корзин» двух стран.
Если в стране наблюдаются более высокие темпы инфляции, чем у ее торговых конкурентов, ее экспорт станет более дорогим, чем экспорт ее конкурентов, а импорт – дешевле, чем внутренний продукт, если номинальный курс валюты не упадет. Реальный валютный курс страны является наиболее важным показателем ее международной конкурентоспособности.
Тема 4/2. Товар и деньги как центральные категории рыночного хозяйства.
1. Товар и его свойства. Классификация товаров.
1. Товар и его свойства. Классификация товаров.
Товар — вещь, продукт труда, во-первых, удовлетворяющая какую-либо потребность людей, во-вторых, обмениваемая на другой товар. Товарную форму могут принимать и услуги, выступающие не в виде вещи, а в виде деятельности, полезного эффекта (ремонт, транспортировка грузов, услуги медицинских, зрелищных и других предприятий).
Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.
Классификация товаров в совершенных условиях должна отвечать следующим требованиям:
В настоящее время используется несколько классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в международной торговле.
Товары как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным из них относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки.
Так, по назначению все товары подразделяются на роды:
Это товары, предназначены для
Это товары предназначены для производства других товаров и создающие его сырьевого и технологического обеспечения;
Это товары, предназначены для улучшения
организации административно-
Каждый род товаров
Класс товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей. Так, род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы – на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.
Группа товаров – это подмножества товаров, которые удовлетворяют специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий.
Подгруппа товаров – это множество товаров, которые имеют общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам.
Вид товаров – это совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками.
Разновидность товаров – это совокупность товаров одного вида, но отличаются рядом частных признаков.
Наименование товаров – это совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией.
Таким образом, классы, подклассы и группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров.
По покупательскому спросу товары классифицируются:
При классификации товаров
Все товары подразделяют на товары личного
пользования и
Товары личного пользования классифицируются на следующие группы:
- товары длительного пользования – например, автомашины, пылесосы, садово-огородный инвентарь, электронные игры. Это обычно наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении; товары краткосрочного пользования. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания;
- товары особого спроса
– товары с уникальными
- услуги – действия, результатом которых является некоторый предполагаемый эффект. К ним относятся: пошив обуви, ремонт обуви, ремонт мебели, уборка помещений, поставка товаров.
Товары производственного