Экономика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курс лекций

Краткое описание

Результатом (прямым или косвенным) деятельности экономических агентов выступают блага: товары и услуги. Чем развитее общество, тем выше удельный вес и значимость услуг. Чтобы осуществлять производство, необходимы капитальные блага, или фонды. Они, в свою очередь, делятся на предметы труда (непосредственно добываемые сырые материалы и полуфабрикаты), а также орудия труда (машины: станки, химические установки, ЭВМ; транспортные средства и т. д.).
Важнейшие характеристики экономики — это ее эффективность, степень материализации в ней достижений научно-технического прогресса (НТП), место человека в экономике. Но главное — насколько выпускаемые товары и услуги соответствуют потребностям потребителя.

Файлы: 1 файл

Лекции экономика в МИИТ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

2. Нетарифные барьеры, которые включают ограничительные меры административного воздействия, выступающие в различных формах:

·        импортные (экспортные) квоты – установление максимального объёма товаров, который может быть импортирован (экспортирован);

·        лицензирование – означает необходимость получения соответствующего документа (лицензии) для ввоза (вывоза) определенных товаров;        

 введение стандартов  качества продукции – контроль  импортных товаров с точки  зрения их соответствия национальным  стандартам безопасности и качества;

·        монополизация государством отдельных сфер внешнеторговой деятельности;

·        «добровольные» экспортные ограничения (в интересах страны-импортера) – относительно новая форма торговых барьеров: экспортёры соглашаются на некоторые ограничения в надежде избежать более жёстких барьеров.

Международная торговая политика представляет собой совокупность различных форм и методов международного регулирования обмена товарами и услугами между странами.   

 Регулирование международной  торговли осуществляется как региональными экономическими организациями, союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба.   

 Примером наиболее  развитой региональной экономической  группировки является современный Европейский Союз (ЕС), (ранее - Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), учрежденное в 1958г.), в состав которого (на начало 2003г.) входят 15 европейских государств.   

 Региональные союзы  и группировки, с одной стороны,  способствуют развитию международной  торговли, так как снимают всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц. С другой стороны, проводят политику протекционизма в отношении «третьих» стран, устанавливая определенные барьеры для тех стран, которые не входят в их состав, а также для других торгово-экономических союзов.   

 Хотя все страны  в своей внешнеторговой политике исходят из национальных интересов (или групповых интересов отдельных экономических группировок), они объективно заинтересованы в развитии международной торговли в целом, являясь ее субъектами. Поэтому стали возникать организации, регулирующие международную торговлю в общемировом масштабе. Наиболее существенную роль в международном регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО), предшественником которой явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшее с 1948 г. Участниками ВТО (к 2003 г.) являлись 144 страны и 50 имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в организацию (в том числе и Россия).

3. Валютные  отношения

Платежный баланспредставляет собой отчет о торговых и финансовых сделках страны с остальным миром за определенный период времени (обычно за год). Он отражает все виды денежных платежей и поступлений, то есть той части доходов и расходов страны, которая переходит национальные границы. Категория платежного баланса является ключевой для понимания валютных вопросов.

Все рассмотренные платежи  и поступления требуют обмена национальной валюты на иностранную валюту, или наоборот.   

 Совокупность всех  доходов (поступлений) платёжного  баланса приблизительно отражает предложение иностранной валюты (соответственно, спрос на отечественную валюту). Совокупность всех расходов (платежей) в том же балансе приблизительно отражает спрос на иностранную валюту (соответственно, предложение отечественной валюты). Таким образом, движение валют из страны в страну образуют валютный рынок, где спрос и предложение определяются платёжным балансом. Взаимодействие спроса на иностранную валюту и предложения иностранной валюты устанавливает валютный курс.

Валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты.

Существуют две основные системы валютных курсов:

При системе  фиксированных валютных курсов валютный курс после фиксации остаётся неизменным в течение длительного времени. Если валютный курс под влиянием рыночных процессов сильно отклоняется от установленного курса и становится завышенным, это приводит к устойчивому дефициту платежного баланса (отрицательному сальдо). В этом случае валютный курс может быть зафиксирован на новом, более низком уровне (девальвация валюты). Это приведет к удешевлению экспорта и удорожанию импорта и, следовательно, будет способствовать выравниванию платежного баланса.

Точно так же, если валютный курс становится заниженным, приводя  к устойчивому избытку платёжного баланса (положительному сальдо), то он может быть зафиксирован на новом, более высоком уровне (ревальвация валюты). Это приведет к удешевлению импорта и удорожанию экспорта.   

 Тем не менее  государство зачастую медлит  с изменением валютного курса,  особенно, когда его нужно девальвировать, поэтому обменный курс может очень значительно отклониться от установленного. В этом случае усиливается спекуляция валютой, приводя к появлению разрушительных потоков «горячих денег», которые дестабилизируют валютный рынок.

При системе  плавающих валютных курсов валютный курс свободно колеблется день ото дня и падает или растёт в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения), поддерживая платёжный баланс в равновесии (в теории). На практике же неопределённость и спекуляция, связанные со «свободным» плаванием валюты, могут вызвать хаотическое изменение валютного курса, что в свою очередь может подавить внешнюю торговлю и дестабилизировать экономику страны. Ввиду этих причин страны предпочитает «управлять» своими валютными курсами.

Различают прямую и косвенную котировку (определение) курса валюты.

Косвенная котировка показывает, какое количество иностранной валюты можно купить или продать за единицу национальной валюты (например, 1 рубль = 1/30 доллара – косвенная котировка валютного курса рубля, выраженного в долларах США).

Прямая котировка показывает, какое количество национальной валюты можно купить или продать за единицу иностранной валюты (например, 1 доллар = 30 рублей – прямая котировка валютного курса рубля, выраженного в долларах США).   

 Номинальным обменным (валютным) курсом называется соотношение, в котором обмениваются валюты двух стран.   

 При повышении курса  национальной валюты за единицу  иностранной валюты можно купить или продать меньше национальной валюты (например, 1 доллар = 25 рублей).   

 При понижении курса  национальной валюты за единицу  иностранной валюты можно купить  или продать больше национальной  валюты (например, 1 доллар = 35 рублей).   

 Реальным валютным курсом называется соотношение, в котором обмениваются товары и услуги одной страны на товары и услуги другой страны. Реальный валютный курс зависит от номинального курса и от соотношения уровней цен двух стран. Таким образом, реальный валютный курс измеряет сравнительную цену «потребительских корзин» двух стран.

Если в стране наблюдаются  более высокие темпы инфляции, чем у ее торговых конкурентов, ее экспорт станет более дорогим, чем  экспорт ее конкурентов, а импорт – дешевле, чем внутренний продукт, если номинальный курс валюты не упадет. Реальный валютный курс страны является наиболее важным показателем ее международной конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4/2. Товар и деньги как центральные категории рыночного хозяйства.

 

1. Товар и его свойства. Классификация товаров.

  1. Стоимость товара и ее измерение.
  2. Деньги: сущность, функции и виды. Общая характеристика денежного обращения.
  3. Денежная система: сущность и типы. Денежная реформа.

 

 

1. Товар и  его свойства. Классификация товаров.

Товар — вещь, продукт  труда, во-первых, удовлетворяющая какую-либо потребность людей, во-вторых, обмениваемая на другой товар. Товарную форму могут принимать и услуги, выступающие не в виде вещи, а в виде деятельности, полезного эффекта (ремонт, транспортировка грузов, услуги медицинских, зрелищных и других предприятий).

Классификация товаров необходима в целях автоматизированной обработки информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения потребительских свойств и качества товаров, учета и планирования товарооборота, составления каталогов и прейскурантов, совершенствования системы стандартизации, при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.

Классификация товаров в совершенных  условиях должна отвечать следующим  требованиям:

  • гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;
  • способствовать глубокому исследованию свойств товаров;
  • содействовать принципам кодирования товаров;
  • обеспечивать гибкость классификации, которая предполагает включение новых наименований в перечень продукции, не нарушая общей системы классификации.

В настоящее время используется несколько классификаций товаров: товароведение, классификации товаров, применяемые в маркетинге и в международной торговле.

    • Товароведная классификация товаров.

Товары как объекты  коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным из них относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки.

Так, по назначению все товары подразделяются на роды:

  • потребительские товары;

Это товары, предназначены для индивидуальных потребителей для личного пользования;

  • товары промышленного назначения;

Это товары предназначены для производства других товаров и создающие его  сырьевого и технологического обеспечения;

  • оргтехнические товары;

Это товары, предназначены для улучшения  организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на классы.

Класс товаров – это множество  товаров, которые удовлетворяют  обобщенные группы потребностей. Так, род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы – на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.

Группа товаров  – это подмножества товаров, которые удовлетворяют специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых материалов, их отделкой, формой, фасоном изделий.

Подгруппа товаров – это множество товаров, которые имеют общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам.

Вид товаров – это совокупность товаров, которые отличаются индивидуальным назначением и идентификационными признаками.

Разновидность товаров – это совокупность товаров одного вида, но  отличаются рядом частных признаков.

Наименование товаров – это совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией.

Таким образом, классы, подклассы и  группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров.

По покупательскому спросу товары классифицируются:

  • товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);
  • товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоаппаратура);
  • товары особого спроса (модные товары, марочные вина);
  • товары пассивного спроса (страхование мебели, дома).

При классификации товаров выделяют:

  • объективные параметры собственного изделия: качество, материал, цвет, вес, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция;
  • рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортирования, привлекательность товаров;
  • параметры, используемые в процессе потребления: прочность, простота ухода, срок замены.
    • Классификация товаров, применяемая в маркетинге.

Все товары подразделяют на товары личного  пользования и производственного  назначения.

Товары личного пользования  классифицируются на следующие группы:

- товары длительного  пользования – например, автомашины, пылесосы, садово-огородный инвентарь, электронные игры. Это обычно наукоемкая продукция, достаточно сложная в употреблении;           товары краткосрочного пользования. К их числу можно отнести одежду, обувь, косметику, моющие средства, продукты питания;

- товары особого спроса  – товары с уникальными свойствами, например, коллекции, раритеты;

- услуги – действия, результатом которых является  некоторый предполагаемый эффект. К ним относятся: пошив обуви, ремонт обуви, ремонт мебели, уборка помещений, поставка товаров.

Товары производственного назначения подразделяются на следующие группы:

Информация о работе Экономика как наука