Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 22:04, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель работы состояла в изучении механизмов управления торговой сферой муниципальных структур.
Достижение главной цели необходимо решение следующих конкретных задач:
- рассмотреть социально-экономическую сущность, механизмы, принципы и методы управления торговой сферой муниципальных структур;
- рассмотреть основные тенденции формирования механизма управления торговой сферой муниципальных структур и его влияние на развитие потребительского рынка муниципальных структур;
- изучить модель организационно-экономической муниципальной программы управления развитием торговой сферы;
- рассмотреть возможность улучшения управления торговой сферой муниципальных структур;
- уточнить функции муниципальных органов управления торговлей и разработать механизм их реализации;
- выяснить условия становления, направления развития муниципального маркетинга и организационную структуру управления им.

Файлы: 1 файл

Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах.doc

— 1.09 Мб (Скачать)
Год Оборотные

активы

Собственный

капитал *2

Внеоборотные

активы

Собственный

каптал*2-

внеоборотные

активы

2 007   21 868 237 13 456 922 15 536 338      - 2 079 416
2 008  21 139 405 34 677 764 28 854 261      5 823 503
2 009  33 387 885 54 746 484 38 165 221      16 581 263
 

     2007

     21 868 237 >2 079 416 – ссоотношение не соблюдается

      2008

     21 139 405>5 823 503- соотношение не соблюдается

     2009

     33 387 885>16 581-соотношение не соблюдается

     Следовательно, организация является финансово  зависимой.

     Для полного отражения разных видов источников (собственных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов) в формировании запасов и затрат можно использовать метод расчета абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия (таблица 7).

     В 2007 г. мы наблюдаем неустойчивое финансовое , 2008 г. предприятие находится на грани банкротства и остро нуждается в дополнительных источниках финансирования. В 2009 г.  в недостаток собственных оборотных средств продолжает увеличиваться, однако наблюдается улучшение за счет увеличения основных источников формирования запасов. Таким образом, в 2009 г. ситуация улучшается. 

     Таблица 7 –Абсолютные показатели финансовой устойчивости ЗАО «Тандер» за период 2007-2009 гг., руб.       

Показатель Значение  Формула расчета 2007 2008 2009
ЗП Общая величина запасов ст.210 8 521833 12 668 499 10 093 995
СОС Cобственные оборотные средства Капитал и резервы (стр.490) – Внеоборотные активы (стр.190) -10 477 989 -20 293 564 -24 736 758
КФ Наличие собственных  и долгосрочных заемных источников формирования запасов или функционирующий капитал (КФ) [Капитал и  резервы (стр.490) + Долгосрочные пассивы  (стр.590)] – Внеоборотные активы (стр.190) -3 749 528 -2 954 682 2 636 484
ВИ Общая величина основных источников  формирования запасов [Капитал и  резервы (стр.490) + Долгосрочные пассивы  (стр.590) + Краткосрочные кредиты и  займы  (стр.610)] – Внеоборотные активы (стр.190) 9 908 761 3 377 691 10 218 131
Излишек (+) или недостаток (-) собственных  оборотных средств ± Фс = СОС –  Зп ± Фс =  стр.490 – стр.190 – стр.210 -18 999 822 -32 962 063 -34 830 753
 
Излишек (+) или недостаток (-) собственных  и долгосрочных заемных источников формирования запасов:
± Фк =  КФ –  Зп ± Фк =  стр.490 + стр. 590 – стр.190  – стр.210 -12 271 361 -15 623 181 -7 457 511
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников  формирования запасов: ± Фо =  ВИ –  Зп ± Фо =  стр.490 + стр. 590 + стр. 610  – стр.190  –  стр.210 1 386 928 -9 290 808 124 136

  

     Уровень общей финансовой независимости  характеризуется коэффициентом финансовой независимости U3, то есть, определяется удельным весом собственного капитала организации в общей его величине.  Коэффициент финансовой независимости U3 отражает степень независимости организации от заемных источников (таблица 8). В большинстве стран принято считать финансово независимой фирму с удельным весом собственного капитала в общей его величине от 30% (критическая точка) до 70%. Установление критической точки на уровне 30% достаточно условно и является итогом следующих рассуждений: если в определенный момент банк, кредиторы предъявят все долги к взысканию, то организация может их погасить, реализовав 30% своего имущества, сформированного за счет собственных источников, даже если  оставшаяся часть имущества окажется по каким-либо причинам неликвидной.  

        Таблица 8 -Относительные показатели финансовой устойчивости ЗАО «Тандер» за 2007-2009 гг.

Показатель Значение  Формула расчета      2007      2008      2009
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (U1) Заемный капитал с.590+с.690/ 
Собственный капитал 
с.490
Не выше 1,5 
Рост показателя-снижение финансовой устойчивости
     6,39      4,84      4,33
Коэффициент финансирования 
(U2)
 
Собственный капитал  с.490/ 
Заемный капитал 
с.590+с.690
U2 ≥ 0,7 
Оптимальное значен. 
1,5
     0,16      0,21      0,23
     Коэффициент финансовой независимости (автономии или концентрации собственного капитала) (U3) Собственный капитал  с.490/ 
Валюта баланса
0,5  
и более
     0,14      0,17      0,19
Коэффициент  зависимости (концентрации заемного капитала (U4) 1 – значение  к-та автономии,   либо  
с.590+с.690-с.640-с.650 (заемн. капитал)/ 
Валюта баланса
менее 0,5      0,86      0,83      0,81
Коэффициент финансовой устойчивости (U5)      Собственный капитал с.490+ долгосрочные обязательства  с.590/ 
Валюта баланса
U5 ≥ 0,6      0,32      0,52      0,57
Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками 
(U6)
     Собственный оборотный капитал с.490-с.190/ 
Запасы (в т.ч. НДС по приобретенным ценностям) с.210+220
     0,6 – 0,8      -1,20      -1,94      -1,20
Коэффициент (индекс) постоянного актива (U7)      Внеоборотные  активы с.190 

Собственный капитал с.490
     U7 < 1       3,07      3,37      2,84
 
     Значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость анализируемой организации, представлены в таблице. Как показывают данные таблицы, коэффициент финансовой независимости  ЗАО  «Тандер» равен 0,14 (2007 г), 0,17 (2008г), 0,19 (2009 г.) На конец отчетного периода собственникам принадлежит 19 % в стоимости имущества, что свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации. Этот вывод подтверждает и значение коэффициента финансирования U2.  Он показывает, что за анализируемый период  вся деятельность ЗАО «Тандер» финансировалась за счет заемных средств.  Динамика коэффициента капитализации U1, а именно  его уменьшение, свидетельствует о положительной динамике в достижении  финансовой устойчивости ЗАО «Тандер», но , в целом, уровень этого показателя «критический». Этот показатель необходимо рассматривать в увязке с коэффициентом U6  - коэффициентом обеспеченности запасов собственными источниками. Он показывает, в какой степени материальные запасы предприятия сформированы за счет  собственных оборотных средств или нуждаются в привлечении заемных. Уровень этого коэффициента сопоставим для организаций разных отраслей. Независимо от отраслевой принадлежности, в тех случаях, когда  U6 > 50%, можно говорить,  что организация не зависит от заемных источников средств при формировании материально-производственных запасов. В нашем случае показатель коэффициента U6 также на критической отметке. Хотя положительная динамика показателя свидетельствует об улучшении ситуации.  Коэффициент финансовой устойчивости U5  имеет положительную динамику и показывает, что 57 % источников финансирования ЗАО «Тандер» могут быть использованы длительное время. Значения показателя Индекс постоянного актива (U7) на начало и конец отчетного периода  находится в критической отметке.                            

     Таким образом,  за анализируемый период 2007-2009 гг. финансовое положение анализируемой  организации можно расценивать  как критическое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Совершенствование  системы закупок  овощей и фруктов ЗАО «Тандер»

     Кооперация  - одна из наиболее старых и давно применяемых традиционных форм гибридных соглашений, позволяющая вошедшим в кооперацию предприятиям использовать специфические рыночные возможности, которые отдельно взятыми фирмами не могут быть реализованы. Их преимущества обусловлены тем, что они обеспечивают достаточную степень структурной координации, там, где потребность в ней диктуется участием агентов рынка в единой технологической цепи, либо организационной синергетикой. Это способствует уменьшению неопределенности и снижению рисков. Гибридные организации видят в таких альянсах способ получения дополнительной ренты при сохранении организационной автономии и определенный степени конкуренции. Эффективность сельскохозяйственной кооперации, как и любого организационно-экономического процесса, необходимо рассматривать с точки зрения его достоинств и результатов. При этом необходимо видеть (и в этом отличие нашей позиции от позиций других авторов) и те отрицательные стороны и явления, которые возникают при данном способе организации трансакций. Достоинства гибридного способа организации трансакций, каким является кооперация по сравнению с контрактной или рыночной формой заключается в значительном снижении уровня неопределенности и рисков при достаточном уровне автономности и адаптивности. Достоинства кооперации по сравнению с интегрированной организацией, имеющей жесткую иерархию и директивное планирование, заключается в сохранении высокого уровня самостоятельности, автономности и адаптивности при резком снижении неопределенности и рисков и симметричности информации. Вместе с тем недостатками, по сравнению с рыночной контрактной организацией трансакций, являются наличие в системе выраженного уровня неопределенности и наличие, хотя и минимального, риска.     В последние годы на агропродовольственном рынке нашей страны большое развитие получили крупные сети магазинов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки. Требования сетевых организаций к качеству, однородности, размеру партий и другие требования к реализуемой малыми сельскохозяйственными предприятиями продукции еще более повысились. Эти требования представлены нами на рисунке 1. Кроме этого, большинство несетевых магазинов предпочитают сотрудничество с крупными оптовыми снабжающими организациями, требования которых к поставщикам товаров во многом аналогичны перечисленным требованиям.

     Требования, предъявляемые к поставщикам, реализующим  продукцию через сетевые магазины компании «Перекресток»:

     - товар имеет безусловное постоянное качество;

     -  товар востребован покупателем;

     -  товар удовлетворяет запросам  покупателей по цене;

     -  поставки осуществляются бесперебойно;

     -  партии товара однородного качества;

     -  товар имеет штрих код;

     -  фасовка осуществляется поставщиком;

     -  товар приходит на склад на паллетах;

     -  упаковка должна выдерживать  не менее 5 перегрузок.

     Требования, предъявляемые к поставщикам, реализующим  продукцию через сетевые магазины компании ЗАО «Тандер»:

     - минимальный размер партии не  менее тонны;

     -  товар представлен непосредственным производителем;

     -  упаковка товара должна быть  презентабельной, без повреждений.

                 Качество поставляемых товаров должно соответствовать также требованиям стандартов, обеспечивать безопасность жизни, здоровья потребителей, охрану окружающей среды и соответствовать требованиям, принятым при поставках данного товара в РФ и обеспечивать его использование по обычному назначению.

     По  данным исследований проведенных ЗАО  «Бизнес Порт» в целях анализа  требований, предъявляемых торговыми сетями к поставщикам, на сегодняшний день на торговые сети приходится порядка 40-45% от общего объема розничной торговли и в ближайшие 1,5-2 года прогнозируется рост этой цифры до 55-60%о. Это заставляет поставщиков искать ответы на вопросы: какими характеристиками должен обладать поставщик, чтобы попасть на него, какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы заключить договор поставки товаров в ту или иную торговую сеть. Корпоративный подход торговли независимо от названия сетей: «Метро Cash and Carry», «Лента», «Перекресток» или другие, позволяет продавцам вырабатывать общую региональную политику по отношению к производителям сельхозпродукции. Мелкие товаропроизводители сельхозпродукции по-прежнему разобщены, что делает их позицию уязвимой.

     Затраты на производство конечного продукта сельхозпереработки не позволяют конкурировать с продукцией крупных производителей.

     Выход можно найти только в кооперации поставщиков и ритейлеров, создания единого складского пункта по приему товаров региональных сельхозпроизводителей. Создание цеха-склада по доведению продукции овощеводства до кондиций, требуемых ритейлерами - важное решениеВ данном проекте мы предлагаем создание центра для сортировки, обработки и упаковки  и хранения урожая овощей и фруктов.

     Возьмем схему и расчеты известной компании по строительству овощехранилищ. Проект овощехранилища представлен на рисунке 3. Ориентировочная структура себестоимости овощехранилища на 4,0 тыс тонн включает в себя оборудование (87 990 тыс. рублей), строительство (151 620 тыс. рублей), оборотка (овощи и фрукты)

     Схема рентабельности такого проекта  , по данным компании ООО «Россмодуль», проиллюстрирована на рисунке 4 .

       

     Рисунок  4 –Рентабельность  производства

     С учетом показателей окупаемости  проекта, основные параметры финансирования должны быть следующими:

     Наименование      Строительно-монтажные  работы      Оборудование
     Инструмент      заем      лизинг
     Срок      До 5 лет      До 8 лет
     Софинансирование      От 20 % стоимости проекта
     Ставка       До 6 %
 
 

     

     Рисунок 3  -Схема овощехранилища  

     В качестве заемщика предполагаются группа хозяйств, которая станет инициатором  создания такого центра хранения, упаковки и переработки овощей.

     Данное  предложение целесообразно с  точки зрения его эффективности  по отношению не только к фермерским хозяйствам, но и по отношению к ритейлерам. Создание такого цеха позволит избежать промежуточное звено-торговые компании , занимающиеся скупкой , обработкой и упаковкой овощей, а значит при базовой маржинальности такой компании, ритейлер получит снижение закупочных цен на овощи и фрукты до 30 %. Это с одной стороны снизит цены продажи для населения, с другой стороны повысит налогооблагаемую базу ритейлера за счет быстрой оборачиваемости. 
 
 

Информация о работе Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах