Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 22:04, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель работы состояла в изучении механизмов управления торговой сферой муниципальных структур.
Достижение главной цели необходимо решение следующих конкретных задач:
- рассмотреть социально-экономическую сущность, механизмы, принципы и методы управления торговой сферой муниципальных структур;
- рассмотреть основные тенденции формирования механизма управления торговой сферой муниципальных структур и его влияние на развитие потребительского рынка муниципальных структур;
- изучить модель организационно-экономической муниципальной программы управления развитием торговой сферы;
- рассмотреть возможность улучшения управления торговой сферой муниципальных структур;
- уточнить функции муниципальных органов управления торговлей и разработать механизм их реализации;
- выяснить условия становления, направления развития муниципального маркетинга и организационную структуру управления им.

Файлы: 1 файл

Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

     - региональный (районный, городской) и межрегиональный;

      -товарный (наиболее присущ оптовым предприятиям определенной товарной специализации) или потребительский (предприятия по обслуживанию определенных потребностей покупателя - в товарах и услугах определенного комплекса);

     - межотраслевой или межподотраслевой (оптовая и розничная торговля);

     - зависящий от типа предприятий - участников (ассоциация универмагов, универсамов и т.п.);

     - зависящих от формы собственности предприятий (ассоциация частных, коллективных и других предприятий);

     - зависящих от размеров деятельности предприятий (ассоциация малых предприятий);

     - другие признаки, в том числе смешанный, функциональный и т.п.

     По  указанным признакам, очевидно, могут  формироваться также и концерны как один из видов договорных объединений  предприятий.

     Под концерном понимается объединение  предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного и научно-технического развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности. Анализ мировой практики функционирования концернов показывает, что предприятия-участники концерна связаны между собой, как правило, кооперационными, технологическими и другими хозяйственными связями.

     Концерн характеризуется единством управления и контроля (как правило, финансового). По сравнению с ассоциацией, концерн  характеризуется наиболее высокой степенью централизации функций управления, а также широким кругом централизованно решаемых задач. Поэтому предприятия, вошедшие в состав концерна, как показывает практика, в большей степени теряют свою экономическую самостоятельность.

     В числе функций, выполняемых концерном и отличающих его от ассоциаций, выделяются такие как: финансовый контроль деятельности участников; разработка стратегии поведения на рынке концерна в целом и каждого участника в отдельности; координация деятельности участников с целью повышения эффективности объединения в целом; проведение единой ассортиментной, торговой, закупочной, инвестиционной, научно-технической политики; маневрирование товарными и финансовыми ресурсами, создание для этого соответствующих фондов и резервов; установление особых принципов внутренних взаимоотношений между участниками.

     В розничной торговле базовой структурой предприятия для образования  концерна становятся крупные розничные  торговые предприятия, имеющие устойчивые прямые связи с производителями  товаров, а также реализующие широкий товарный ассортимент.

     Концерн в оптовом звене целесообразно  создавать в тех случаях, когда  для повышения эффективности  работы оптовых предприятий требуется  обеспечить жесткую централизацию  выполнения отдельных функций. Такая  ситуация возникает при создании в оптовом звене крупных складских комплексов с централизованными функциями транспортного и диспетчерского обслуживания. Главной целью создания концерна, по-видимому, может быть обеспечение эффективного использования складских емкостей, интенсификация использования автотранспорта, подъемно-транспортного оборудования, рационализация использования производственного и обслуживающего персонала, рассредоточенного по различным оптовым предприятиям.

     Относительно  меньшее развитие в торговле может получить консорциум - временное объединение на договорной основе нескольких предприятий, осуществляемое в целях координации их деятельности при решении конкретной затратоемкой задачи или крупной целевой программы. При выполнении поставленной перед консорциумом задачи он прекращает свое существование либо преобразуется в другой вид договорного объединения.

     По  признаку взаимоотношений со сторонними организациями могут образоваться консорциумы закрытого и открытого  типа. В первом случае в договорные отношения с третьими лицами может вступать одно из предприятий, выбранное остальными участниками лидером консорциума и несущие полную ответственность за выполнение всего комплекса обязательств. Отношения остальных участников консорциума строятся на договорной основе, где предусматривается, в том числе, доля участника в обязательствах, принятых на себя лидером. Лидером консорциума становятся обычно предприятия, имеющие наибольший удельный вес в выполнении поставленных перед консорциумом задач, знающие особенности избранной сферы деятельности или рынка сбыта предполагаемой продукции, принявшие на себя обязанности генерального подрядчика. Во втором случае в договорные отношения с третьими лицами вступает каждый участник консорциума и несет полную ответственность по своим обязательствам.

     По  признаку членства, как показывает практика, консорциумы могут носить как исключительный, так и неисключительный характер. В последнем случае член консорциума оставляет за собой  право участвовать в работе других консорциумов.

     Образовавшие консорциум предприятия обычно сохраняют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность, но подчиняются консорциуму в части решения поставленной перед ним задачи.

     Образование консорциумов во внутренней торговле нашей страны может быть оправдано  при выполнении комплексных программ с целевым централизованным финансированием. В розничной торговле такой консорциум может быть образован, скажем, при  выполнении программы развития обслуживания населения. В этом случае в консорциальном соглашении должны, видимо, оговариваться размеры средств, размещаемых между участниками, виды и порядок осуществления работ, ответственность участников, сроки завершения программы и т.д. Оптовыми предприятиями консорциум может быть создан для выполнения государственного заказа по закладке и хранению этими предприятиями конкретного резерва товарной массы, необходимой для удовлетворения государственных нужд либо нужд конкретного заказчика. Вполне реальное развитие в оптовом звене могут получить консорциумы при решении таких задач как развитие материально-технической базы, а также особых видов торговой деятельности, например, посылочной торговли.

     Опыт  функционирования отечественных и  зарубежных объединений показывает, что принципиальная схема построения их внутренней структуры может предусматривать выделение следующих основных звеньев [30; c.74]:

     - высший орган управления, в котором представлены все участники;

     - исполнительный орган, формируемый высшим и осуществляющий оперативно-хозяйственное руководство текущей деятельностью объединения;

     - исполнительный аппарат, обеспечивающий подготовку и реализацию принимаемых решений; ревизионная комиссия, контролирующая всю финансовую деятельность, осуществляемую исполнительным органом и аппаратом.

     Высшим  органом управления объединением должно являться общее собрание (конференция) его участников. Оно определяет стратегию  развития объединения, утверждает его  планы и отчеты, принимает и  изменяет устав, решает вопросы вступления в объединение и выхода из него, утверждает состав и порядок целевых фондов объединения, формирует исполнительный и контрольный органы объединения, принимает решение о прекращении его деятельности.

     Исполнительный  орган (правление, совет директоров) в этом случае осуществляет координацию деятельности участников, реализует основные направления хозяйственного развития, выработанные высшим органом, созывает общие собрания, осуществляет управление объединением. В период между созывами высшего органа решает вопросы текущей работы структурных единиц, ведет необходимую договорную работу, рассматривает кадровые, производственные, коммерческие, научно-технические, финансовые и другие вопросы.

     Для реализации текущих общехозяйственных  и управленческих функций исполнительный орган может создавать исполнительный аппарат, который непосредственно выполняет действия, вытекающие из функций исполнительного органа.

     Контроль  финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа осуществляет ревизионная комиссия. Комиссия докладывает высшему органу результаты проведенных проверок, составляет заключение по годовым отчетам и балансам.

     Экономические взаимоотношения между участниками  объединения должны строиться, по-видимому, на договорной основе. Разногласия  между ними решаются органами суда или государственного арбитража в установленном порядке. Предприятие-участник имеет право получать свою долю прибыли от совместной деятельности, если иное не предусмотрено уставом объединения. Получение части прибыли, думается, может производиться пропорционально доле вклада предприятия в уставный фонд объединения.

     С углублением рыночных преобразований в России первоначальное стремление во что бы то ни стало разъединиться  сменилось, таким образом, пониманием необходимости создания различного рода отраслевых и межотраслевых структур, торгово-промышленных, оптово-розничных, торгово-финансовых объединений. Такое единение, очевидно, дает реальную возможность оживить торговлю, расширить ассортимент, повысить качество торговых услуг. В настоящее время в России имеется около 100 тысяч различных объединений, в состав которых вошло три четверти общего наличия сети предприятий розничной торговли и общественного питания.

     Необходимо, однако, отметить, что на втором этапе  приватизации, когда активизировались процессы вторичной смены собственников и перераспределения собственности, неконтролируемый процесс образования объединений может привести к возникновению мощных частных торговых монополий взамен бывших государственных монополистов. Последствиями такого монополизма могут стать необоснованный рост цен, сужение ассортимента товаров, реализация только выгодной и дорогостоящей продукции. Поэтому задача органов управления торговой сферой муниципальных структур - отслеживать возникновение таких тенденций. Для этого необходимо не только иметь четкую картину торговой инфраструктуры, но и тесно взаимодействовать с органами Госкомимущества и антимонопольными комитетами, участвовать в формировании местных программ приватизации и демонополизации.

     Кооперация и самоорганизация торговых предприятий - это, по сути дела, самоорганизация среднего класса - опоры государственности в демократическом обществе. Следовательно, государство должно стимулировать и поддерживать кооперацию предпринимателей, ибо тем самым оно укрепляет свои собственные основы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Организационно-экономическая характеристика  ЗАО «Тандер» 

     2.1 Краткая характеристика ЗАО «Тандер»

     ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») основана в 1993 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. Приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из крупнейших дистрибьюторов в России.

     В 1998 году  начата работа по развитию розничного рынка: открыт первый магазин  самообслуживания. В течении года компания вышла на лидирующие позиции на юге России , после чего началось продвижение компании в другие регионы.

     2000 г - Руководство принимает решение о реорганизации работы розничного направления. Все магазины переводят в формат дискаунтера и объединяются под брендом «Магнит».

     В период с 2001 – 2005 гг. сеть показала стремительный  региональный рост и заняла первое место в России по количеству магазинов  – 1500 и стала второй по объему выручки в стране.

     В начале 2006 года была завершена реорганизация группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит».

     В апреле 2006 года компания провела  IPO, большая часть вырученных средств направлена на развитие сети магазинов «Магнит» и разработку формата гипермаркетов под тем же брендом. В апреле 2008 года в рамках вторичного размещения Компания вышла на Лондонскую Фондовую Биржу. Средства, привлеченные в результате SPO, были также направлены на развитие сети «магазинов у дома», гипермаркетов, а также на усиление собственной логистической системы. По неаудированным данным чистая выручка ОАО «Магнит» на 31 декабря 2009 составила 169 604,53 млн. руб. Количество магазинов сети «Магнит», по состоянию на 31 декабря 2009 года, составило 3228 (320 «магазина у дома» и 24 гипермаркета).

     Сеть  «Магнит» не использует франчайзи, компания полностью самостоятельно управляет  своими магазинами, что позволяет  устанавливать и поддерживать единые стандарты качества во всей сети. На 31 декабря 2009 года в компании действуют 58 филиалов, в которых по состоянию на 31 декабря 2009 года работает около 76 тысяч сотрудников. Благодаря использованию региональных распределительных центров ОАО «Магнит» удалось наладить эффективную систему логистики. В составе компании действуют 9 собственных распределительных центров, на которые приходится порядка 78% всего товарооборота. Также компания располагает и собственным автопарком из 1453 машин, что позволяет снижать транспортные издержки и практически полностью исключать потери при транспортировке.

Информация о работе Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах