Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 22:04, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель работы состояла в изучении механизмов управления торговой сферой муниципальных структур.
Достижение главной цели необходимо решение следующих конкретных задач:
- рассмотреть социально-экономическую сущность, механизмы, принципы и методы управления торговой сферой муниципальных структур;
- рассмотреть основные тенденции формирования механизма управления торговой сферой муниципальных структур и его влияние на развитие потребительского рынка муниципальных структур;
- изучить модель организационно-экономической муниципальной программы управления развитием торговой сферы;
- рассмотреть возможность улучшения управления торговой сферой муниципальных структур;
- уточнить функции муниципальных органов управления торговлей и разработать механизм их реализации;
- выяснить условия становления, направления развития муниципального маркетинга и организационную структуру управления им.

Файлы: 1 файл

Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

                                                 ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы дипломной работы обусловливается  необходимостью формирования и экономического регулирования одного из основных компонентов  социально ориентированной рыночной экономики - сферы торговли. Либерализация торговой деятельности позволила сформировать конкурентную среду на рынке товаров народного потребления, возродить предпринимательскую активность в формировании экономических связей торговли с производством. Однако переход к социально ориентированной рыночной экономике предусматривает необходимость защиты интересов потребителей, создание цивилизованных взаимоотношений между торговыми партнерами, повышение уровня качества жизни населения. Особую значимость вопросы муниципального управления торговлей приобретают в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается на муниципальный уровень. Все вопросы, касающиеся функционирования и, особенно, развития городского сообщества, решаются теперь органами местного самоуправления самостоятельно, в особенности вопросы товароснабжения и удовлетворения потребностей населения муниципальной структуры.

     Однако  существующая на уровне муниципальных  структур система управления торговлей, как показывает практика, недостаточна для эффективного регулирования коммерческой деятельности. Оптовое звено слабо развито, и не способно должным образом наладить взаимоотношения, как с розницей, так и с производством. В результате из ассортимента реализуемых товаров «вымываются» недорогие предметы первой необходимости, особенно нужные социально незащищенным слоям населения; растет количество правонарушений в торговле. Данные факты вызывают необходимость анализа существующей системы муниципального управления торговлей.

     В ходе выработки новой концепции  торговой деятельности в Российской Федерации, в условиях децентрализации  государственного управления в целом  остро ставится вопрос обеспечения  целенаправленного воздействия  на подсистемы муниципального уровней, содействующие формированию прогрессивной структуры торговой сферы и образующие единую систему государственной поддержки. Вместе с тем уже накоплен определенный опыт разрешения существующих противоречий и проблем, проявляются контуры новой системы, обеспечивающей развитие общества на основе баланса интересов всех участников процесса.

     Учитывая  возросшую активность муниципальных  структур в самостоятельном регулировании  торгово-хозяйственной деятельности на местах, изучение процесса становления  и развития механизма муниципального управления торговой сферой определяет особую актуальность дипломного проекта.

     Следует отметить и, что имеющиеся разработки в большинстве своем посвящены  изучению различных аспектов организации  торговой деятельности и маркетинга в масштабах отдельного предприятия либо внешней торговли на межгосударственном уровне. Одновременно с этим в отечественной и зарубежной литературе недостаточно полно освещались вопросы разделения полномочий различных уровней государственного управления отраслью, сущность управления сферой торговли на мезоуровне - в муниципальных структурах. Вопросы организации торговой сферы муниципальных структур, формы и методы ее регулирования в интересах местного сообщества освещены также недостаточно. Отсутствуют и разработки, посвященные вопросам компетенции разных уровней государственной власти в процессе формирования и управления потребительской политикой.

     Объектом  настоящей работы является формирование экономического механизма управления торговой сферой муниципальной структуры.

     Предметом дипломной работы выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические  отношения, возникающие в процессе формирования эффективного механизма  управления торговой сферой муниципальных  структур. Основная цель работы состояла в изучении механизмов управления торговой сферой муниципальных структур.

     Достижение  главной цели необходимо решение  следующих конкретных задач:

     - рассмотреть социально-экономическую сущность, механизмы, принципы и методы управления торговой сферой муниципальных структур;

     - рассмотреть основные тенденции формирования механизма управления торговой сферой муниципальных структур и его влияние на развитие потребительского рынка муниципальных структур;

     - изучить модель организационно-экономической муниципальной программы управления развитием торговой сферы;

     - рассмотреть возможность улучшения управления торговой сферой муниципальных структур;

     - уточнить функции муниципальных органов управления торговлей и разработать механизм их реализации;

     - выяснить условия становления, направления развития муниципального маркетинга и организационную структуру управления им.

     Основой исследования являются разработки отечественных  и зарубежных авторов по теории управления торговой деятельностью. Нормативную  базу диплома составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Федеральных органов власти и субъектов РФ, Указы Президента, постановления Правительства.

     Методологическую  базу исследования составляют общепринятый диалектико-материалистический метод познания, позволяющий рассматривать анализируемые явления в их развитии и взаимосвязи друг с другом, а также общенаучные методы - эмпирический, ретроспективный и т.д.

     Основные  источники получения информации - это нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Краснодарского края,; правовая, научная, учебная литература, материалы научно, справочные материалы, данные финансовой отчетности  ЗАО «Тандер». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Особенности организации и управления торговой сферой муниципальных структур

     1.1 Принципы организации и управления торговой сферой муниципальных структур

     Без преувеличения, настоящее время  можно по праву назвать веком  распределения, поскольку работников, занятых в сфере транспортировки и распределения товаров и услуг, больше, чем в какой-либо другой сфере экономики. Еще 30 лет назад западные специалисты по маркетингу предсказывали, что значение торговли будет повышаться по мере совершенствования системы потребительского рынка.

     Сегодня значение торговой сферы не вызывает никаких сомнений. Цель торговой деятельности видится в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах  и услугах в удобное для  потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве. Сфера торговли - это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка.

     Под понятием «торговая сфера муниципальных  структур» понимается система взаимосвязанных  элементов, включающих:

     торговые  предприятия, расположенные на территории муниципальных структур,

     потребителей (жителей муниципальных структур) и 

     обслуживающую их инфраструктуру (состоящую из специализированного  транспорта, складов, хладокомбинатов, фасовочных и заготовочных предприятий, тарного хозяйства, информационных, рекламных, сервисных центров и т.п.), направленную на удовлетворение потребностей населения муниципальных структур в товарах и услугах.

     Сфера торговли муниципальной структуры  ограничена географически масштабами территории и имеет целью удовлетворение потребностей местного населения в товарах народного потребления. В результате достижения данной цели повышается уровень качества жизни населения муниципальной структуры, а предприятия торговой сферы получают прибыль, позволяющую им развиваться.

     Для того чтобы сфера торговли в оптимальном  режиме удовлетворяла потребности  своей клиентуры и увеличивала  собственную прибыль, она, как мне  думается, должна выполнять следующие  важные функции и задачи:

     - удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

     - хранение на складе;

     - функция количественного выравнивания: торговые предприятия закупают в больших количествах товары у производителей и продают их меньшими количествами потребителям;

     - преодоление расстояний: торговля обеспечивает поступление товаров от производителей в руки потребителей;

     - регулирование производства: осуществляя выбор товаров, торговля передает производителям пожелания потребителей;

     - консультирование и информация: торговая сфера осуществляет консультирование и информирование покупателей о возможностях применения и технического обслуживания товаров.

     Таким образом, торговля имеет своей целью, с одной стороны, перевозить продукты от производителей на рынок, а с другой стороны, - доставлять их с рынка потребителям. Задача эта может выполняться единым торговым связующим звеном или разделена на частные задачи, и потому выполняться различными посредствующими торговыми звеньями.

     Предметом управления экономикой в целом и  торговлей как ее составной частью должны являться закономерности управления, под влиянием которых формируются и развиваются управленческие отношения.

     Следует отметить, что наука управления торговлей  относится к классу общественных наук. Будучи отраслевой наукой и имея прикладной характер, она вместе с тем характеризуется комплексным и широким социально-экономическим подходом к изучаемому предмету.

     Возникновение и развитие теории управления торговлей  обусловлены рядом причин:

     Во-первых, качественные сдвиги в экономике  ставят перед торговлей новые сложные задачи по наиболее полному удовлетворению постоянно возрастающих потребностей населения в товарах и услугах.

     Во-вторых, рост масштабов деятельности торговли, развитие и усложнение ее связей с  другими отраслями народного  хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, интенсификация отрасли, переход к цивилизованной, социально ориентированной рыночной экономике выдвигают крупные теоретические проблемы, решение которых невозможно без управления, основанного на научных знаниях.

     Цель управления торговлей состоит в разработке основ механизма управления торговлей, а также в определении способов эффективного решения конкретных хозяйственных задач. Теория управления торговлей изучает и разрабатывает пути комплексного применения методов воздействия на отношения людей в процессе трудовой деятельности. При этом она не подменяет другие теории, а на базе анализа взаимозависимостей вырабатывает принципы и требования к совершенствованию форм и методов управления всеми сторонами деятельности торговли. Она выполняет важную интегрирующую функцию по отношению к другим отраслевым областям знания: экономике торговли, организации торговли, бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности торговли, статистике торговли и т.д. Эти дисциплины изучают лишь отдельные стороны управления, отдельные управленческие функции в торговле: планирование, учет, анализ и т.п. Теория управления торговлей, в отличие от них, изучает наиболее общие закономерности, принципы, признаки управления отраслью на различных уровнях и в различных сферах управления. Интегрирующие функции по отношению к теории управления торговлей выполняют также математика, кибернетика, логика, вооружающие ее системой единых методов. Система знаний об управлении торговлей постоянно развивается. Она подвергается воздействию со стороны различных связанных с ней наук и сама в свою очередь оказывает на них влияние.

     Органическими частями в систему методов  управления входят:

     - общие методы познания (формальная логика, анализ и синтез, аналогия, моделирование, математические методы и др.);

     - специальные методы исследования других наук (экономико-статистические и графические методы, методы конкретных социологических исследований, прогнозирование, исследование операций и др.);

     - специфические методы науки управления (организационный анализ, организационное планирование, конструирование структур управления, информационный анализ и др.);

     Торговля  как объект управления выступает  в виде сложной развивающейся  экономической системы с большим  количеством разнообразных элементов, связей, отношений. Важными для управления особенностями отрасли являются множественность и большое разнообразие торговых предприятий и организаций различных форм собственности и хозяйствования. К особенностям отрасли следует также отнести вероятностный характер ряда процессов (например, процессов спроса, покупки и потребления товаров). Это серьезно осложняет получение необходимой для управления информации.

Информация о работе Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах