Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 22:04, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель работы состояла в изучении механизмов управления торговой сферой муниципальных структур.
Достижение главной цели необходимо решение следующих конкретных задач:
- рассмотреть социально-экономическую сущность, механизмы, принципы и методы управления торговой сферой муниципальных структур;
- рассмотреть основные тенденции формирования механизма управления торговой сферой муниципальных структур и его влияние на развитие потребительского рынка муниципальных структур;
- изучить модель организационно-экономической муниципальной программы управления развитием торговой сферы;
- рассмотреть возможность улучшения управления торговой сферой муниципальных структур;
- уточнить функции муниципальных органов управления торговлей и разработать механизм их реализации;
- выяснить условия становления, направления развития муниципального маркетинга и организационную структуру управления им.

Файлы: 1 файл

Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

     Региональная  модель государственного регулирования  торговли часто рассматривается  как двухуровневая организационная система:

     На  макроуровне (в масштабах региона, крупного города) государственное регулирование  торговой деятельности, думается, должно сосредотачиваться на общих проблемах  формирования рыночной торговой политики, вопросах экономического и социального развития торговой отрасли.

     На  микроуровне (района города) регулирование  торговли должно сосредотачиваться  на частных вопросах организации  торгового обслуживания, включающих развитие торговой сети различных типоразмеров и специализации, регистрацию торговых структур, выполнение комплекса контрольных функций, размещение торговых предприятий по территории города или административного районного центра.

     Уже сама характеристика функций государственного регулирования показывает, что должностные лица, выполняющие эти функции, не могут непосредственно заниматься торговой деятельностью, не должны участвовать в капитале торговых предприятий или входить в состав правлений торговых компаний. Этот вывод полностью подтверждается и мировой практикой.

     Для того чтобы система государственного регулирования была достаточно устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с негосударственными структурами. Ведущее значение среди таких  структур может иметь система  торгово-промышленных палат. В соответствии с Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» одной из целей их создания является формирование современной торговой инфраструктуры, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, оказание правовой помощи хозяйственным структурам, а также представление и защита их интересов перед органами власти различных уровней. Перечень негосударственных структур, призванных представлять интересы торговых предприятий перед муниципальными органами власти должны, на мой взгляд, дополнять разнообразные нехозяйственные объединения участников торгового оборота.

     Опыт  зарубежных стран активной рыночной ориентации (например, Германии) показывает, что такие союзы во многом обеспечивают развитие эффективной системы торгового обслуживания [31;c.356]. В рамках российской административной системы государственным органом регулирования может стать «Комитет по вопросам развития торговли и товарного рынка» в составе администрации. Одной из задач этого Комитета является координирование деятельности муниципальных структур, регулирующих развитие торгового обслуживания на местном уровне, и осуществление методического руководства их деятельностью. Муниципальный уровень регулирования торговой деятельности призван обеспечить параллельное и взаимосвязанное выполнение на практике ряда крупных задач. В числе таких задач следует назвать: “…укрепление нормативно-правовой базы торговой деятельности, создание эффективной конкурентной среды, развитие товарного рынка на основе поддержки отечественных предпринимателей, информационное обеспечение торгово-предпринимательской деятельности” [17; c. 152].

     Основные  направления деятельности Отделов  торговли и сферы услуг муниципальных  органов власти должны определяться в полном соответствии с Законом  РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Такими направлениями следует считать:

     - создание условий для повышения предпринимательской активности в торговой сфере;

     - оказание адресной поддержки предприятиям торговли, определяющим ситуацию на местном товарном рынке;

     - контроль деятельности всех участников торгового оборота; обеспечение рационального размещения торговых объектов по территории города, района;

     - защита прав и интересов потребителей.

     В рамках перечисленных основных направлений деятельности Отделы торговли и сферы услуг местных администраций должны регистрировать торговые структуры, вводя наиболее упрощенные механизмы этой работы; лицензировать отдельные виды торговой деятельности и отдельные типы торговых организаций, согласовывать размещение торговой сети в планах развития города и районов.

     Сформировавшаяся  к XX веку теория местного самоуправления является базой для муниципального менеджмента - дисциплины в системе  экономических знаний, изучающей  управление территориальных социально- экономических систем [3; c.23] Само понятие «менеджмент» рассматривается в современной экономической науке как наиболее эффективный тип управления, отвечающий задачам рыночной экономики.

     Муниципальный менеджмент как новая система  управления, наиболее целесообразная, на мой взгляд, в условиях становления и развития рыночных отношений, пришла на смену долголетней для России командно-административной системе управления, осуществляемой из единого центра управления - Госплана СССР. Основные ее функции - командно - распределительные - естественно подавляли инициативу и демократизм управления на местах. И хотя на начальном этапе своего утверждения новый тип управления - муниципальный менеджмент - испытывает большие трудности, вызванные экономическим кризисом и отсутствием ряда законодательных актов, целесообразность этой системы управления доказана становлением рыночной экономики во многих странах мира, ее экономической эффективностью и целесообразностью. “Управление торговлей муниципальных структур непосредственно связано с формированием области знаний - торговым менеджментом, который отличают комплексный подход к торговой деятельности, новые целевые ориентиры развития торговых предприятий, современный методический аппарат анализа, планирования и контроля, обширная система взаимоувязанных практических рекомендаций” [13; c. 62].

     “Под управлением торговой сферой муниципальных структур понимается регулирование основных аспектов деятельности торговых предприятий данной территории” [12; c. 55]. Оно призвано формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития торговой сферы муниципальных структур, координировать различные направления их деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности.

     Хотя все торговые предприятия как хозяйственные субъекты одной отрасли имеют много общих характеристик торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов, различия между их конкретными формами, используемыми технологиями и территориальными условиями хозяйствования весьма существенны, что соответственно сказывается как на особенностях процесса управления их деятельностью, так и на конечных результатах этой деятельности. “Управление торговой сферой муниципальных структур призвано учитывать эти различия в процессе разработки управленческих решений по всем аспектам деятельности с тем, чтобы получить наилучшие результаты для данного города” [5; c.56]. Причем, управление торговой сферой муниципальных структур не только использует стандартные управленческие решения, но и формирует алгоритм эффективной их разработки в условиях конкретной территории.

     Управление  торговой сферой муниципальных структур должно быть ориентировано на стратегические цели развития торговли города. Какими бы выгодными ни казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они, на мой взгляд, должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией, стратегическими направлениями развития муниципальных структур или ведут к снижению эффективности их развития в перспективном периоде.

     С учетом основных характеристик процесса управления торговой сферой муниципальных  структур формируются его цели и  задачи. Основной целью управления торговой сферой муниципальных структур является, на мой взгляд, обеспечение  высоких темпов развития торговых предприятий в стратегической перспективе и возрастание их конкурентной позиции на потребительском рынке. Исходя из этой главной цели, определяются основные направления формирования системы управления торговой сферой муниципальных структур.

    1.   Основные направления формирования системы управления торговой сферой муниципальных структур

     Среди основных направлений формирования системы управления торговой сферой муниципальных структур выделяются следующие направления:

     - “формирование условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах” [17;c. 76];

     - “обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торговых предприятий муниципальных структур” [12;c. 98];

     - “обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей” [11;C. 39];

     - “обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов в торговой сфере” [24; c. 30];

     - “минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торговой сферы муниципальных структур” [25; c. 84].

     Процесс управления торговой деятельностью  базируется на определенном механизме. В структуре механизма торгового  менеджмента выделяется ряд элементов (рисунок 1): 

         ОСНОВНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ СФЕРОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР
         Государственное правовое и нормативное управление торговой деятельностью на территории муниципальных структур

         Информационное  обеспечение управления торговой сферой

         Внутреннее  саморегулирование отдельных аспектов хозяйственной деятельности торговых предприятий

         Система методов управления торговой сферой, включая подсистему методов контроля за реализацией управленческих решений

         Функциональная  подсистема муниципальных органов  управления торговой сферой

     Рисунок 1 –Основные элементы механизма управления торговой сферой муниципальных структур 

     “Государственное правовое и нормативное регулирование торговой деятельности, принятие законов и других нормативных актов, регулирующих торговую деятельность, представляет собой одно из направлений социальной политики государства и местных органов власти” [19; c. 90]. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют торговую деятельность на территории муниципальных структур в различных формах. К числу основных из этих форм относятся: определение требований к лицензированию торговой деятельности, законодательное обеспечение защиты прав потребителей, регулирование правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговой сети, требования обеспечения охраны окружающей среды, налоговое регулирование, регулирование минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий отдельных организационно-правовых форм деятельности и другие.

     Информационное  обеспечение управления торговой сферой муниципальных структур направлено на формирование полной и качественной информации, необходимой для подготовки обоснованных управленческих решений по всем основным аспектам торговой деятельности. Система внутренних и внешних источников информации при этом базируется на оперативной и статистической отчетности отдельных функциональных служб торговых предприятий, организации финансового и управленческого учета местной администрации, а также публикуемых показателей конъюнктуры потребительского, финансового и других рынков.

     Внутреннее  саморегулирование отдельных сторон хозяйственной деятельности торговых предприятий формируется в рамках самих торговых предприятий, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения. Так, ряд аспектов хозяйственной деятельности может регламентироваться требованиями устава торгового предприятия. Кроме того, на отдельном торговом предприятии может быть разработана и утверждена система целевых показателей, внутренних нормативов и требований по отдельным аспектам организационной, экономической и финансовой сфер его деятельности.

     В процессе выработки управленческих решений по отдельным аспектам торговой деятельности используется обширная система  методов, с помощью которых достигаются  необходимые результаты. К числу  основных из них можно отнести: технико - экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико - математические, сетевого планирования, моделирования, социологические, экспертные и другие. В составе механизма управления торговой сферой муниципальных структур методам внутреннего контроля отводится особая роль, так как они в значительной степени определяют эффективность всей системы управления торговой сферой. Состав этих методов базируется в основном на обширном арсенале приемов экономического анализа и аудита различных аспектов торговой деятельности и определяется организацией системы мониторинга экономических и финансовых результатов этой деятельности.

     Эффективный механизм управления торговой сферой муниципальных структур позволяет  в полном объеме реализовать стоящие  перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению всех его функций в сфере торговли.

     Как отмечает Газарян А.А., стратегия управления торговой сферой муниципальных структур непосредственно связана с формированием стратегий развития муниципальных структур и их потребительского рынка [ 8; c. 69]. В наиболее общем виде под стратегией управления торговой сферой муниципальных структур понимается формирование системы долгосрочных целей торговой деятельности в муниципальных образованьях и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Информация о работе Экономические вопросы развития системы торговых предприятий в муниципальных структурах