Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ постановки мотивации труда персонала на предприятии и ее совершенствование.
Таким образом тема мотивации работника к эффективному труду особенно актуальна в условиях современной российской экономики. По данным российских исследователей при сохранении текущих темпов роста к 2011 году производительность труда в России не приблизится даже к 20% от средней производительности труда в Европе. На микроэкономическом уровне такой разрыв в производительности труда в значительной степени обусловлен отставанием российского бизнеса в сфере управленческих технологий и, во многом, в сфере управления мотивацией трудовой деятельности. Поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут более эффективно управлять персоналом, повышая тем самым производительность труда и конкурентоспособность предприятия.
Введение
1. Теоретические основы
1.1 Особенности труда и трудовых ресурсов.
Трудовые отношения в предприятиях общественного питания.
1.3 Мотивация труда: сущность, виды.
1.4 Моральное и материальное стимулирование.
1.5 Заработная плата: понятие, принципы организации
2. Практическая часть
2.1 Расчёт использования основных фондов предприятия
Заключение
Список литературы
Одним из первых широко распространенных и применяемых методов, с помощью которого можно было намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач, стоящих перед той или иной страной, социальной группой или организацией, является «политика кнута и пряника».
Первым реальным этапом в становлении мотивации труда как составной части науки управления, стала концепция научного управления. Несмотря на длительное существование организаций, до XX века их руководители не задумывались над тем, как управлять ими системно. Людей больше интересовало, как, используя организации, получать прибыль или получить политическую власть, а не как управлять самими организациями.
Теории мотивации трудовой деятельности, основанные на человеческой психологии и опирающиеся на человеческий фактор, возникли в сороковых годах XX века и развиваются в настоящее время.
Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, разделяющихся на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации в первую очередь строятся на исследовании потребностей, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей.
Процессуальные теории рассматривают
мотивацию в ином плане. К ним
относятся теории ожидания, предпочтения
и ожидания, теория справедливости.
В них анализируется то, как
человек распределяет усилия для
достижения различных целей и
как выбирает конкретный вид поведения.
Процессуальные теории не оспаривают
существования потребностей, но считают,
что поведение людей
Хотя содержательные и процессуальные теории мотивации расходятся по ряду вопросов, они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации носило эволюционный, а не революционный характер. Они эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.
Вывод: Исследование поведения и мотивации человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации, позволяет создавать прагматические модели мотивации работников на рабочем месте, а также открывает большие возможности в управлении персоналом перед грамотным управляющим.
1.4 Моральное и материальное стимулирование.
Руководители всегда сознавали, что необходимо стимулировать людей к работе на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно обычного материального вознаграждения.
Истинные побуждения, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, определить не так уж просто. Они чрезвычайно сложны. Овладев современными возможностями мотивации, руководитель в состоянии значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, обеспеченного работника сегодняшнего дня к выполнению задач, направленных на достижение целей компании.
Причинами, которые определяют
участие человека в работе, являются
его желание, возможности и квалификация,
но особенно мотивация (побуждение). Одним
из средств, с помощью которого может
осуществляться мотивирования, является
стимулирование. Стимулирование - это
процесс использования
Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.
Руководство организации
может разработать прекрасные планы
и стратегии, найти оптимальные
структуры и создать
Имея определенное духовное расположение, добрые желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а следовательно, «очеловечивает» ее, придавая ей в определенной степени уникальный характер.
Путь к эффективному управлению
человеком лежит через
В практике управления одной
из самых распространенных форм стимулирования
является материальное стимулирование.
Очень важно учитывать
Сущность материального
стимулирования наемных
1) это стимулирование высоких трудовых показателей наемного работника;
2) это формирование определенной
линии трудового поведения
3) это побуждение работника
к наиболее полному
Поэтому стимулирование направлено на мотивацию наемного работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя (предпринимателя) на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю (предпринимателю), а используется на выплату налогов в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда наемных работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.
Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.
1. Материальное денежное
стимулирование использует
2. Материальное неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким - либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности - набор жизненно важных для объекта материальных благ.
Человека необходимо стимулировать на высокую самоотдачу. Одним из инструментов выступает материальное стимулирование
Здесь главным идеологическим
принципом является идея справедливости.
Она сигнализирует о том, насколько
трудовые ресурсы работника обеспечены
психологически - материальным вознаграждением.
Т. е. формируются необходимые
Существует два вида морального стимулирования: морально-материальное и морально-психологическое.
Морально-материальные стимулы.
создание необходимых
условий
возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие -только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.
В качестве одного из примеров
преодоления монотонности труда
можно упомянуть об очень любопытном
опыте, появившемся в последние
годы существования Восточной
стимулирование свободным
временем. В результате недостатка
свободного времени многие работники
трудятся с ощущением хронической
усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные
перегрузки. Система стимулирования
трудовой активности предполагает оптимальное
соотношение рабочего и свободного
времени, т.к. у людей кроме самой
работы могут быть и другие не менее
важные дела, например, занятия спортом,
хобби или просто отдых. Если работник
нуждается в свободном времени,
а его целиком поглощает
улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость.
продвижение по службе. Один
из наиболее действенных стимулов,
т.к. во-первых, при этом повышается
оклад; во-вторых, расширяется круг
полномочий и соответственно работник
становится причастен к принятию
важных решений; в-третьих, повышается
степень ответственности, что заставляет
человека работать эффективнее и
не допускать промахи и ошибки;
в-четвертых, повышает доступ к информации.
Словом, повышение в должности
позволяет работнику
Морально-психологические стимулы.
Достижение. Потребность
в достижении определяется как потребность
в успехе соревнования, измеренная
в сравнении с личными
Признание. Признание - это один из наиболее сильных побудительных стимулов. Людям необходимо знать не только то, насколько хорошо они достигли своих целей или выполнили свою работу, но также и то, что их достижения оценены должным образом.
С другой стороны, хвалить нужно своевременно, а похвала должна быть связана с конкретными достижениями. И в этом воплощается не единственная форма признания. Денежные вознаграждения, особенно премии, связанные с достижением, вручаемые немедленно после того, как результат достигнут, или же явные символы признания, к которым присоединяются ощутимые премии, - все это важные способы, в которых взаимно усиливаются процессы денежного и неденежного вознаграждения. Есть и другие формы признания, такие как награды за долгую службу, символы должности того или другого рода, годичные отпуска и заграничные путешествия - все это может быть частью общей системы вознаграждения.