Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:33, реферат

Краткое описание

Деятельность предпринимателей в современных условиях хозяйствования в России является весьма сложной. И это связано не только с общим кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией, низким курсом рубля и прочими макроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов, усиливающих активизацию угроз экономической безопасности предпринимательства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 110.33 Кб (Скачать)

- Распространение компрометирующих  материалов. Здесь авторы имеют  в виду умышленное или случайное  использование сотрудниками в  электронной переписке таких  сведений, которые бросают тень  на репутацию фирмы. К примеру, название компании отражено в  домене корреспондента, допускающего  в своих письмах диффамацию, оскорбления, короче все, что может скомпрометировать  организацию.

- Посягательство на интеллектуальную  собственность. Важно не забывать, что любой интеллектуальный продукт, производимый в организации, принадлежит  организации и не может использоваться  сотрудниками (в том числе генераторами  и авторами интеллектуальных  ценностей) иначе как в интересах  организации. Между тем, в России  по этому поводу часто возникают  конфликты между организациями  и служащими, претендующими на  созданный ими интеллектуальный  продукт и использующими его  в личных интересах, в ущерб  организации. Это нередко происходит  из-за расплывчатой правовой ситуации  на предприятии, когда в трудовом  контракте нет четко прописанных  норм и правил, очерчивающих права  и обязанности служащих.

- Распространение (часто  неумышленное) внутренней информации, не секретной, но могущей быть  полезной для конкурентов. Например, о новых вакансиях в связи  с расширением бизнеса, о командировках  и переговорах.

- Посещения сайтов конкурентов. Сейчас все больше компаний  используют на своих открытых  сайтах программы (в частности, предназначенные  для CRM), которые позволяют распознавать  посетителей и детально отслеживать  их маршруты, фиксировать время, длительность просмотра ими страниц  сайта. Понятно, что если ваш заход  на сайт конкурента в подробностях  известен его оператору, то последнему  не трудно сделать вывод, что  именно вас интересует. Это не  призыв отказаться от важнейшего  канала конкурентной информации. Сайты конкурентов были и остаются  ценным источником для анализа  и прогноза. Но, посещая сайты, надо  помнить, что вы оставляете следы и за вами тоже наблюдают.

- Злоупотребление офисными  коммуникациями в личных целях (прослушивание, просмотр музыкального  и прочего контента, не имеющего отношения к работе, загрузка офисного компьютера) не несет прямой угрозы для информационной безопасности, но создает дополнительные нагрузки на корпоративную сеть, снижает эффективность, мешает работе коллег.

- И, наконец, внешние угрозы - несанкционированные вторжения  и т.п. Это тема отдельного серьезного  разговора.

Как защититься от внутренних угроз? 100% гарантии от ущерба, который могут нанести собственные работники, просто не существует. Это человеческий фактор, который не поддается полному и безусловному контролю. Вместе с тем, упомянутые выше авторы дают полезный совет - разрабатывать и внедрять внутри компании четко сформулированную коммуникационную (или информационную) политику. Такая политика должна провести четкую границу между дозволенным и недозволенным в использовании офисных коммуникаций. Переход границы ведет к наказанию. Должны быть система мониторинга, кто и как использует компьютерные сети. Правила, принятые в компании, должны соответствовать как национальному, так и международно-признанным нормам защиты государственных и коммерческих тайн, персональной, приватной информации.

 

Глава 2. Обеспечение информационной безопасности

профессиональной деятельности в ООО «Ласпи»

 

2.1. Краткая характеристика ООО «Ласпи»

 

ООО «Ласпи» было создано в 1995 году как представительство чешской компании в России. Фирма занимается поставкой чешского оборудования и расходных материалов для производства различных бетонных изделий (начиная с тротуарной плитки и заканчивая заборами, вазонами и т.п.). Оборудование отличается высоким качеством и приемлемой стоимостью. Заказчиками, обращающимися в Самарский офис, являются организации из различных городов России и СНГ (Казань, Уфа, Ижевск, Москва, Нижний Новгород и т.д.). Естественно, такая широкомасштабная деятельность требует особого отношения к информационной безопасности внутри фирмы.

На сегодняшний день информационная безопасность оставляет желать лучшего. Различная документация (техническая, экономическая) находится в открытом доступе, что позволяет практически любому сотруднику фирмы (начиная с учредителя и заканчивая водителем) беспрепятственно с ней ознакомиться.

Особо важная документация хранится в сейфе. Ключи от сейфа есть только у директора и у его секретаря. Но здесь существенную роль играет так называемый человеческий фактор. Нередко ключи забываются в кабинете на столе и сейф может быть вскрыт даже уборщицей.

Экономическая документация (отчеты, накладные, счета, счета-фактуры и т.п.) разложены по папкам и полкам в шкафу, который не запирается.

Сотрудники не подписывают при устройстве на работу никаких соглашений о неразглашении сведений, которые относятся к коммерческой тайне, что не запрещает им распространять подобную информацию.

Набор сотрудников производится посредством собеседования, состоящего из двух этапов: 1. общение с непосредственным начальником (на котором выявляются умения и способности потенциального работника) 2. общение с учредителем (носит более личностный характер и выводом подобного диалога может быть либо «сработаемся», либо «не сработаемся»).

Все это требует более пристального внимания со стороны руководства и грамотной программы по обеспечению информационной безопасности фирмы, потому что сегодня у ООО «Ласпи» появилось достаточно много конкурентов, которые вряд ли упустят возможность воспользоваться, например, клиентской базой или базой поставщиков фирмы.

 

2.2. Проект управленческого  решения по обеспечению информационной  безопасности профессиональной  деятельности ООО «Ласпи».

 

Важно место в системе организационных, административных, правовых и других мер, позволяющих качественно решать задачи информационного обеспечения научно-производственной и коммерческой деятельности, физической сохранности материальных носителей закрытых сведений, предотвращения их утечки, сохранения коммерческой тайны занимает разрешительная система доступа исполнителей к классифицированным документам и сведениям.

С учетом Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" руководитель предприятия (фирмы) вне зависимости от форм собственности может устанавливать специальные правила доступа к сведениям, оставляющим коммерческую тайну, и ее носителям, тем самым обеспечивая их сохранность.

В системе мер безопасности существенное значение имеет оптимальное распределение производственных, коммерческих и финансово-кредитных сведений, оставляющих тайну предприятия, между конкретными исполнителями соответствующих работ и документов. При распределении информации, с одной стороны, необходимо обеспечить предоставление конкретному сотруднику для качественного и своевременного выполнения порученных ему работ полного объема данных, а с другой стороны, исключить ознакомление исполнителя с излишними, не нужными ему для работы классифицированными сведениями.

В целях обеспечения правомерного и обоснованного доступа исполнителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну фирмы, рекомендуется разрабатывать и внедрять на предприятиях соответствующую разрешительную систему.

Под доступом понимается получение письменного разрешения руководителя фирмы (или, с его санкции, других руководящих лиц) на выдачу тому или иному сотруднику конкретных (или в полном объеме) закрытых сведений с учетом его служебных обязанностей (должностных полномочий).

Оформление доступа к КТ может производиться в соответствии с утвержденным директором Положением о разрешительной системе доступа, где юридически закрепляются полномочия должностных лиц предприятия по распределению информации и пользовании ею. Руководитель организации может разрешить пользование любой охраняемой информацией любому работнику данного предприятия или лицу, прибывшему на объект из другой организации для решения каких-либо вопросов, если в отношении этих сведений не установлены ограничения на ознакомление со стороны производственно-коммерческих партнеров по совместному производству и т.п. Так, в ООО «Ласпи» рекомендуется ограничить доступ к информации, являющейся коммерческой тайной (договора с поставщиками и клиентами, итоговые отчеты о сделках), следующими сотрудниками:

учредитель фирмы.

директор фирмы.

секретарь директора.

Санкцию на доступ к информации другим сотрудникам могут давать только учредитель и директор фирмы.

Доступ к информации о текущих сделках с клиентами должны иметь все перечисленные выше сотрудники и менеджеры, которые ведут эти сделки.

Исходная информация о закупочных ценах на оборудование должна быть так же ограничена. Доступ к ней имеют только учредитель, директор фирмы, которые остальным сотрудникам предоставляют только уже проработанные цены (с различными «накрутками»), а так же секретарь, который ведет весь документооборот в организации.

Эффективная работа разрешительной системы возможна только при соблюдении определенных правил:

Разрешительная система в качестве обязательного для выполнения правила включает в себя дифференцированный подход к разрешению доступа, учитывающий важность классифицированных сведений, в отношении которых решается вопрос о доступе.

Необходимо документальное отражение выданного разрешения на право пользования теми или иными защищаемыми сведениями. Это означает, что руководитель, давший разрешения на право пользования, должен его в обязательном порядке зафиксировать в письменном виде на соответствующем документе или в действующей на предприятии учетной форме. Никакие устные указания и просьбы о доступе кого бы то ни было (за исключением руководителя предприятия) не имеют юридической силы. Это требование относится и к руководителям всех уровней, работающих с классифицированной информацией и ее носителями. Таким образом, только письменное разрешение руководителя (в рамках полномочий) является разрешением для выдачи тому или иному лицу охраняемых сведений.

Следует строго соблюдать принцип контроля. Каждое разрешение должно иметь дату его оформления и выдачи.

Широкое распространение имеет такой традиционный вид разрешения как резолюция руководителя на самом классифицированном документе. Такое разрешение должно содержать перечень фамилий сотрудников, обязанных ознакомиться с документами или их исполнить, срок исполнения, другие указания, подпись руководителя и дату. Руководитель может при необходимости предусмотреть ограничения в доступе конкретных сотрудников к определенным сведениям.

Резолюция, как вид разрешения, применяется главным образом для оперативного доведения до заинтересованных лиц закрытой информации, содержащихся в документах и изделиях, поступаемых извне и создаваемых на предприятии.

Руководитель предприятия может дать разрешение на доступ в распорядительных документах: приказах, указаниях, распоряжениях по предприятию. В них должны содержать фамилии, должности лиц, конкретные классификационные документы и изделия, к которым они могут быть допущены (ознакомлены).

Другой вид разрешений - по фамильные списки лиц, имеющих право знакомиться и производить какие-либо действия с классифицированными документами и изделиями. По фамильные списки утверждаются директором предприятия или в соответствии с действующей разрешительной системой руководителями, занимающими, как правило, должности не ниже руководителей соответствующих подразделений.

По фамильные списки лиц могут использоваться при организации доступа к классифицированным документам и изделиям, имеющим особо важное значение для предприятия, при оформлении доступа в режимные помещения, на различного рода закрытые мероприятия (конференции, совещания, выставки, заседания научно-технических советов и т.п.). В по фамильных списках могут быть определены конкретные руководители, которые допускаются руководителем ко всем закрытым документам и изделиям без соответствующих письменных разрешений. В них указывается Ф.И.О. исполнителя работ, отдел, занимаемая должность, категория документов и изделий, к которым он допущен. На практике применим и вариант должностных списков, в которых указывается: должность исполнителя, объем документов (категории документов) и типы изделий, которыми необходимо пользоваться работникам предприятий, занимающим соответствующую списку должность. Следует отметить, что для предприятий с небольшим объемом классифицированных документов и изделий может оказаться достаточным использование таких видов разрешения, как резолюция руководителя на самом документе, по фамильные списки, должностные списки.

В организационном плане по фамильные списки должны готовиться заинтересованными руководителями структурных подразделений. Перечень сотрудников, вошедших в список, визируется начальником СБ и утверждается руководителем предприятия, который может делегировать права утверждения другим лицам из числа дирекции.

Разрешительная система должна отвечать следующим требованиям:

распространяться на все виды классифицированных документов и изделий, имеющихся на предприятии, независимо от их место нахождения и создания;

определять порядок доступа всех категорий сотрудников, получивших право работать с КТ, а также специалистов, временно прибывших на предприятие и имеющих отношение к совместным закрытым заказам;

устанавливать простой и надежный порядок оформления разрешений на доступ к охраняемым документам и изделиям, позволяющий незамедлительно реагировать на изменения в области информации на предприятии;

четко разграничивать права руководителей различных должностных уровней в оформлении доступа соответствующих категорий исполнителей;

исключать возможность бесконтрольной и несанкционированной выдачи документов и изделий кому бы то ни было;

не разрешать лицам, работающим с классифицированной информацией и объектами, вносить изменения в четные данные, а также подменять учетные документы.

При разработке разрешительной системы особое внимание должно быть уделено выделению главных, особо ценных для предприятия сведений, что позволит обеспечить к ним строго ограниченный доступ. При наличии совместных работ с другими предприятиями (организациями), иностранными фирмами или их отдельными представителями, необходимо предусмотреть порядок доступа этих категорий к коммерческой тайне предприятия. Целесообразно определить порядок взаимодействия с представителями обслуживающих государственных организаций: технадзором, санэпидемстанцией и др.

В Положение о разрешительной системе фирмы необходимо указать, что передача классифицированных документов и изделий от исполнителя к исполнителю возможна только в пределах структурного подразделения и с разрешения его руководителя. Передача, возврат таких документов изделий производится по установленному на фирме порядку и только в течение рабочего времени данного дня.

Вся классифицированная документация и изделия, поступившие на предприятие и разработанные на нем, принимаются и учитываются руководством среднего звена и секретарем. После регистрации документация передается на рассмотрение руководителю предприятия под расписку.

В Положение о разрешительной системе фирмы необходимо указать, что закрытые совещания по служебным вопросам проводятся только с разрешения руководителя фирмы или его заместителей. Особые требования могут распространяться на заседания ученых советов, совещания по рассмотрению результатов НИОКР и финансово-коммерческой деятельности и т.п. На такие мероприятия рекомендуется в обязательном порядке оформлять разрешительные списки и включать в них лишь тех сотрудников предприятия, которые имеют непосредственное отношение к планируемым мероприятиям и участие в которых вызывается служебной необходимостью.

Информация о работе Экономическая безопасность