Экономическая безопасность страны и проблемы ее обеспечения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы экономической безопасности государства приобрели особую актуальность в последние десятилетия в связи с ускоренными процессами глобализации мировых экономических отношений и интеграции многих государств в различных сферах деятельности.
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью. Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..5
Сущность и концепции экономической безопасности страны……….8
Экономическая безопасность: понятие, критерии и виды…..…..8
Экономическая безопасность как система:
критерии и показатели………………………………………………12
Место экономической безопасности в системе
национальной безопасности…………………………………………15
Современное состояние развития экономической безопасности Республики Беларусь…………………………………………………...19
Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………………………………………….27
Внешние и внутренние угрозы и их влияние
на экономическую безопасность………………………………………..27
Пути решения проблем экономической безопасности страны……………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………36
Список использованных источников……………………………………..39
Приложение………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

08,11,12.docx

— 1.01 Мб (Скачать)

 Особую безопасность для государства представляет теневая экономика. Она охватывает практически все сферы общественного производства и имеет место во всех странах мира, в том числе и Беларуси.

Существование теневой экономики  обусловлено корыстными целями, желанием путем организации подпольного  производства, незаконной  перепродажи  товаров и услуг, сокрытия доходов, использования механизмов недобросовестной конкуренции и монополизма получить дополнительный, скрытый от уплаты налогов доход.

Существование теневой экономики  наносит огромный ущерб обществу, представляет угрозу национальным интересам  и национальной безопасности государства. Основные опасности и угрозы теневой  экономики национальным интересам современной Беларуси:

  • уклонение от налогообложения, обход таможенных правил;
  • снижение уровня и качества жизни, бедность, вымирание населения, разрушение системы социального;
  • сращивание государственной бюрократии с теневой экономикой;
  • коррупция, воровство, мошенничество;
  • ухудшение управляемости экономикой;
  • вакуум социального идеала, разрушение правосознания и морали;
  • формирование агрессивной информационной среды, культ населения, безнравственности, навязывание западного образа жизни;
  • допуск криминальных структур к оружию и торговле им;
  • нелегальное трудоустройство, нарушение условий охраны труда [14, с.13.].

Учитывая все вышеперечисленные  угрозы и опасности, можно констатировать, что достичь абсолютной экономической  безопасности невозможно, то есть всегда остается некоторая остаточная опасность, частота реализации которой называется риском.

Проанализировав сущность экономической  безопасности, основные факторы ее обеспечения, угрозы как внешнего, так  и внутреннего характера и  их особенности, необходимо определить их влияние на обеспечение экономической  безопасности Республики Беларусь. При  принятии решений по регулированию  экономической безопасности на первом уровне иерархии управления наиболее значимыми являются макроэкономические показатели.

 

 

3.2 Пути решения  проблем экономической безопасности  страны

 

Обеспечение экономической  безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства  по защите жизненно важных национальных социально – экономических интересов  страны на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики [9, с. 740].

Главная задача в сфере обеспечения  экономической безопасности в 2011–2015 годах состоит в осуществлении  мер, направленных на мониторинг состояния  и угроз экономической безопасности, выявление причин выхода показателей  экономической безопасности за пределы, принятие своевременных упреждающих  и противодействующих мер по ограничению  эскалации негативных явлений и  процессов в социально-экономической  сфере страны, вызванных внешними и внутренними угрозами.

На настоящее время  Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Поставленные цели будут  достигаться через реализацию следующих приоритетных направлений:

  • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
  • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; 
  • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; 
  • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; 
  • развитие импортозамещающих производств; 
  • устойчивое развитие регионов; 
  • строительство качественного и доступного жилья; 
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса.

 

Основными задачами социальной политики государства являются повышение  уровня и качества жизни населения  и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Экономическая политика государства  в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно -государственного партнерства.

Точка роста экономики  республики в предстоящем пятилетии —динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. 

Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%.

В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники.

Трансформационные процессы в сельском хозяйстве будут осуществляться в соответствии с Государственной программой развития сельских территорий на 2011–2015 годы и другими отраслевыми программами. Основной целью развития отрасли остается формирование высокоэффективного, конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и увеличение экспортных поставок.

Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%.

Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности  являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления.

В предстоящем пятилетии  продолжится реализация мер по дальнейшему  развитию малых и средних городских  поселений. Усилится их роль как центров  развития предпринимательства и  инновационных технологий, агропромышленного  производства, туристско-рекреационной  деятельности. 

Главным результатом реализации Программы социально –экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы  страна не позднее 2015 года вошла в  число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого  потенциала.

В стране изменится технологическая  и отраслевая структура экономики  — она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей  доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным  в результате создания национальной инновационной системы. В экономике  произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.

Инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию более трети существующих и создание около одного миллиона новых рабочих мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места позволят всем трудоспособным гражданам раскрыться в профессиональном плане, с максимальной отдачей применить свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за достойный труд.

Все это повысит долю производств с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда.

В предстоящей пятилетке  предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62 — 68 процентов, индекса промышленного  производства — на 54 — 60 процентов, продукции сельского хозяйства  — на 39 — 45 процентов, производства услуг — в 1,96 — 2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9 — 1,97 раза.

Достижение намеченных целевых  ориентиров призвано увеличить объем  ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 — 27 тыс. в 2015 году, производительность труда  в расчете на одного занятого —  с 26,2 тыс. до 49 — 51 тыс. долларов США.

В Программе определены основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы согласно таблице 4 [приложение] и важнейшие индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь согласно таблице 5 [приложение].

Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет  сопоставимым со средней европейской  страной.

Для  эффективного функционирования системы обеспечения экономической  безопасности, в целом, и в плане борьбы с экономической преступностью, в частности, необходимо учитывать особенности последней в современных условиях развития республики.

Не менее важно обеспечить и такое функционирование органов  законодательной и исполнительной власти, которое позволило бы сократить  временной отрезок между выявлением действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам  республики и принятием законов об ответственности за совершение новых видов преступлений. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что экономическая  безопасность – это такое состояние  национальной экономики, которое позволяет  обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных  внутренних и внешних факторов, достаточное  удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов. Экономическую  безопасность следует рассматривать  как систему взаимосвязанных  уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных  предприятий, личности.

Важнейшими показателями экономической безопасности Республики Беларусь являются:

- отношение государственного  долга к ВВП;

- отношение внешнего долга  к экспорту;

- коэффициент износа активной части основных фондов промышленности;

Информация о работе Экономическая безопасность страны и проблемы ее обеспечения в Республике Беларусь