Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:35, курсовая работа
Проблемы экономической безопасности государства приобрели особую актуальность в последние десятилетия в связи с ускоренными процессами глобализации мировых экономических отношений и интеграции многих государств в различных сферах деятельности.
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью. Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира.
Введение……………………………………………………………………..5
Сущность и концепции экономической безопасности страны……….8
Экономическая безопасность: понятие, критерии и виды…..…..8
Экономическая безопасность как система:
критерии и показатели………………………………………………12
Место экономической безопасности в системе
национальной безопасности…………………………………………15
Современное состояние развития экономической безопасности Республики Беларусь…………………………………………………...19
Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………………………………………….27
Внешние и внутренние угрозы и их влияние
на экономическую безопасность………………………………………..27
Пути решения проблем экономической безопасности страны……………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………36
Список использованных источников……………………………………..39
Приложение………………………………………………………………...41
Национальная безопасность государства определяется имеющимся потенциалом, характером международных связей страны и ее геополитическим положением. В мире не существует полностью самодостаточных государств
В 2001 г. утверждена приказом Президента Республики Беларусь Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. В ее содержании находятся методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства. В Концепции показываются жизненно важные интересы государства, основные угрозы и приоритетные направления обеспечения безопасности в отдельных сферах.
Составные части национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах.
Важнейшей составной частью
общей системы национальной безопасности
является экономическая безопасность.
Она, в свою очередь, подразделяется на
энергетическую, продовольственную, финансовую
и другие виды безопасности. Все эти виды
национальной безопасности тесно взаимосвязаны
и зависимы друг от друга. Экономическая
безопасность является основополагающей
частью национальной безопасности. Она
затрагивает практически все стороны
жизни государства, общества, экономики.
Это обусловлено важностью и первостепенностью
значения удовлетворения потребностей
индивидов, субъектов хозяйственной деятельности,
общественных групп в процессе функционирования
и развития как экономики отдельной страны,
так и экономики мирового хозяйства.
Так как экономическая
система страны представляет собой сложную
иерархическую структуру, то в качестве
объектов экономической безопасности
выступают экономические отношения разного
уровня [10, с. 55]:
Особое внимание экономической
безопасности страны уделяется в
программе социально –
Если национальная безопасность — это форма проявления безопасности, то экономическая — это одна из форм проявления национальной безопасности, являющаяся ее подсистемой [11, с.52].
Субъекты экономической безопасности осуществляют деятельность по обеспечению экономической безопасности, то есть по защите своих жизненно важных экономических интересов при условии возникновения внутренних и внешних угроз. Субъектами экономической безопасности являются: министерства, комитеты, департаменты, органы судебной власти, банки, биржи, фонды, страховые организации, производители и продавцы продукции, работ и услуг и общества потребителей. Государственные органы должны быть выделены как самостоятельные особые субъекты обеспечения экономической безопасности, которые призваны создать надлежащие условия и гарантии для успешной реализации национальной экономической безопасности юридическими и физическими лицами [12, с. 40].
Для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, необходимо развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. К сожалению, несмотря на существование массы международных организаций, включая ООН, а также союзов и блоков, конкретного практического воплощения общих и универсальных подходов к безопасному существованию на планете пока не произошло. Главный системный недостаток заключается в отсутствии глобальных гарантий соблюдения принципа неделимости безопасности. Соблазн укреплять собственную безопасность за счет других стран зачастую перевешивает все доводы здравого смысла. Как следствие, каждое государство, для которого суверенитет, независимость и территориальная целостность не просто высокие слова, а выстраданное право принимать на своей земле самостоятельные решения и действовать на этой территории , исходя из интересов своего народа, вынуждено опираться в вопросах обеспечения безопасности в первую очередь на собственные возможности.
Создание условий для
перехода к устойчивому развитию
является одним из приоритетных направлений
обеспечения экономической
ГЛАВА 2
Современное состояние развития экономической безопасности Республики Беларусь
С середины 90 – ых годов прошлого века обеспечение экономической безопасности Беларуси развивается в рамках концептуального подхода «нейтрализации угроз», методологически основанного на концепции национальной безопасности, заимствованной из теории международных отношений [13, с. 2-9]. В Программе социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005, 2006-2010 годы, Национальной стратегии устойчивого развития до 2020 г. имеются разделы по обеспечению экономической безопасности. Для количественной оценки угроз в этих документах используются индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения.
Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Выход за пределы пороговых значений указывает на негативные разрушительные тенденции в обеспечении безопасности, которые препятствуют нормальному социально – экономическому развитию страны. Другими словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности можно назвать границей между опасностью и безопасностью. Они придают национальным экономическим интересам страны количественную безопасность.
Пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, прогнозирования социально – экономического планирования. В Республике Беларусь сформирована и законодательно закреплена (Постановление Министерства экономики РБ № 198 от 13 октября 2008 г.) группа макроэкономических индикаторов, отражающих главные национальные интересы страны в экономической сфере, а также система их пороговых значений. В их число входят индикаторы, характеризующие результативность обеспечения экономической безопасности [14, с. 15-16].
В Программе социально
– экономического развития Республики
Беларусь на 2001 – 2005 годы стратегической
целью развития экономики являлось
повышение благосостояния белорусских
граждан. Она предполагала повышение
конкурентоспособности
Достигнуты высокие темпы
Программы социально-
В 2006 — 2010 годах в развитии
экономики можно условно
В первые три года пятилетки
наблюдались высокие темпы
Мировой финансово–экономический
кризис оказал отрицательное влияние
на социально–экономическое
Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.
Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.
Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.
Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.
Укрепилась национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составил менее 10 процентов.
Сельское хозяйство стало существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.
В строительном комплексе в 2006 — 2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза).
Обеспечена устойчивость
белорусского рубля. Изменение его
курса не выходило за установленные
основными направлениями
Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.
Замедлились темпы сокращения
численности населения. Ожидаемая
продолжительность жизни
Вместе с тем в ходе
реализации Программы социально–
Важнейшие индикаторы экономической безопасности за период 2009 – I пол.2012гг. приведены в таблице 1 [приложения А].
На рисунке 2.1 показано, что в течение 2000-2011 годов дефицит консолидированного бюджета не превышал 3% ВВП, хотя в отдельные годы наблюдался не только его дефицит, но и профицит, начиная с 2005 года.
Рисунок 2.1 – Дефицит (-), профицит (+) консолидированного бюджета к ВВП,%
Примечание. Красная линия – пороговое значение, не более (-3)% к ВВП.