Экономическая безопасность страны и проблемы ее обеспечения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы экономической безопасности государства приобрели особую актуальность в последние десятилетия в связи с ускоренными процессами глобализации мировых экономических отношений и интеграции многих государств в различных сферах деятельности.
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью. Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..5
Сущность и концепции экономической безопасности страны……….8
Экономическая безопасность: понятие, критерии и виды…..…..8
Экономическая безопасность как система:
критерии и показатели………………………………………………12
Место экономической безопасности в системе
национальной безопасности…………………………………………15
Современное состояние развития экономической безопасности Республики Беларусь…………………………………………………...19
Существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития………………………………………………………………….27
Внешние и внутренние угрозы и их влияние
на экономическую безопасность………………………………………..27
Пути решения проблем экономической безопасности страны……………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………36
Список использованных источников……………………………………..39
Приложение………………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

08,11,12.docx

— 1.01 Мб (Скачать)

Источник: 14.

 

В кризисном 2011 году профицит составил (+3)% к ВВП.

Также за истекшее десятилетие наблюдался устойчивый рост инвестиций в основной капитал в % к ВВП. В 2010 г. удельный вес ВВП составил 39,6%, в два раза выше порогового значения. Целесообразным будет продолжить совершенствование инвестиционного законодательства. Для ускорения процессов обновления активной части основных средств на новой технической основе необходимо значительно обновить ассортимент выпускаемой продукции. Инвестиции в основной капитал за 2005-2010 годы приведены в таблице 2 [приложение].

Инвестиции в сельское хозяйство в целом позволили  создать экспортный потенциал, что имеет большое значение, и установить обеспечение страны основными продуктами питания. Производство зерна на душу населения в 2010 году составило 0,74 тонны, превысив пороговое значение в 1,2 раза.

В 2010 году фактическое значение отношения внутреннего государственного долга к ВВП при пороговом значении 20% составило 5,7%, при этом большая часть долга является долгосрочной. Отношение внешнего государственного долга к ВВП, как и внутреннего,  не представляет опасности для экономики страны и не превышает порогового значения показателя в периоде 2000-2010 гг. На рисунке 2.2 видно, что в 2011 году внешний государственный долг превысил предельно допустимое значение в 25% и составил 28% по отношению к ВВП. Стоит отметить, что особенностью экономического развития последних 5 лет является быстрое нарастание внешнего государственного долга.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 – Отношение внешнего государственного долга к ВВП, %

  Примечание. Красная линия – пороговое значение, принятое в ЕС (Евросоюзе) (не более 60%), зеленая линия – пороговое значение, принятое в РБ (не более 25%).

    Источник: 14.

 

Международные рейтинговые  агентства, МВФ, Всемирный банк, и  другие международные организации, пока не ставят под сомнение способность  Республики Беларусь погашать и обслуживать  свой внешний долг.

Стратегия наращивания доли отечественной продукции,  реализуемой через все каналы сбыта, является особенно важной в условиях мирового экономического кризиса и роста напряженности текущего счета платежного баланса Беларуси. Доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота находится ниже порогового значения в 25%.

Уровень безработицы к  активной части населения составил 0,7%. Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума имела  устойчивую тенденцию снижения, составив 5,2%, при пороговом значении не более 10.

Степень износа части основных производственных средств  в 2010 году находилась в зоне риска, снизившись до 55,8% за счет роста инвестиций в ВВП.

Величина доли новой продукции  в общем объеме составляет 17,5%. Для  завоевания и удержания высокотехнологичных  сегментов рынка, необходимо ежегодное  обновление 20% продукции.

В период 2000 – 2010 гг. наблюдалась  устойчивая тенденция увеличения доли собственных энергоресурсов в балансе  котельно-печного топлива. Согласно Стратегии развития энергетического  потенциала Республики Беларусь прогнозные значения этого индикатора к 2015 году ожидаются на более высоком уровне – 28-30%, а в 2020 году – 32 – 34% при пороговом значении 30%. Прогнозные сценарии потребления ТЭР и энергоемкости ВВП показаны в таблице 3[приложение].

Отношение валового внешнего долга к ВВП в 2008 году находилось почти в пределах его порогового значения, составив 24,9%. В 2010 году оно  увеличилось в два раза, составив 52% к ВВП. Такое положение валового внешнего долга к ВВП оказывает  негативное влияние на сокращение объемов  средств, которые могут быть направлены на инвестирование, усиление зависимости  республики от иностранных государств, предоставивших кредиты. Для ликвидации некоторой части внешней задолженности могут быть предложены следующие экономические инструменты [16, с. 35]: погашение долга в обмен на собственность, погашение долга в обмен на налоги, погашение долга в обмен на наличные.

В 2003- 2011 гг. быстрыми темпами нарастало отрицательное сальдо внешней торговли Республики Беларусь с остальным миром, что можно увидеть на рисунке 2.3. Это обусловлено в основном ростом цен на импортируемые энергоносители и опережающими темпами роста ВВП.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Рисунок 2.3 – Сальдо внешней торговли, включая услуги, к ВВП,%

     Примечание. Красная линия – пороговое значение, не более (-5)%.

    Маркер красного цвета показывает наличие угрозы устойчивому и сбалансированному развитию национальной экономики; желтого цвета – наличие опасности; зеленого цвета – отсутствие опасности и угрозы.

    Источник: 14.

 

Отрицательное сальдо внешней  торговли является одной из причин, по которой Национальный банк Республики Беларусь не может накопить достаточные  международные резервы (МРА). Несмотря на рост золотовалютных резервов в первой половине 2012 года, их объем по отношению к импорту находился в пределах 2,1-2,7 месяцев, а со второй половины 2012 года вновь наблюдается сокращение золотовалютных резервов.

Исходя из вышеизложенных показателей экономической безопасности в период 2000-2011 гг., можно сделать вывод, что на общем фоне развития мировой экономики Беларусь сохранила достаточно высокий уровень специализации. Затраты на энергоресурсы и сальдо торгового баланса республики находятся практически в зеркальной зависимости: меньше затраты – меньше дефицит, больше затраты – больше дефицит. Следовательно, при сохранении высоких мировых цен на нефть и повышении стоимости других энергоресурсов дефицит торгового баланса Беларуси всегда будет увеличиваться. Такая ситуация ухудшает конкурентоспособность белорусской продукции. Недостаток инвестиций сдерживает рост белорусского экспорта, развитие технологий. В результате факторы производства конкурентоспособной продукции задействованы не в полной мере.

Таким образом, основной стратегией экономической безопасности Беларуси должна выступать реструктуризация экономики, ориентированная на специализацию  в рамках реализации целей стратегии  социально – экономического развития страны. Для этого необходимо дальнейшее развитие экспортного потенциала, улучшение его структуры; повышение конкурентоспособности продукции белорусских предприятий на мировом рынке; рационализация импорта; регулирование привлечения иностранных инвестиций для технической модернизации и создания потенциала расширенного воспроизводства.

 

ГЛАВА 3

Существующие  и потенциальные угрозы экономической  безопасности Республики Беларусь на совершенном этапе развития

 

 

3.1 Внешние и внутренние угрозы и их влияние на экономическую безопасность

 

В системе обеспечения  безопасности первостепенное значение имеет выявление возможных угроз  безопасности и выработка мер  по их предотвращению.

Система обеспечения экономической  безопасности — это совокупность методов, обеспечивающих стабильное функционирование экономических отношений в стране, а также их реализацию. Она предполагает: выделение наиболее жизненно важных интересов; выявление угроз, препятствующих реализации этих интересов; систему  противодействия существующим и  возникающим угрозам; механизм воздействия  всех субъектов безопасности, обеспечивающий реализацию защитных мер.

Под угрозой национальной безопасности понимаются действия, явления  и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства [17, с. 2].

Концепция ООН в качестве угроз экономической безопасности государства рассматривает необеспеченность сырьем, энергоресурсами, продуктами питания, производственно-техническими и научным  потенциалом, стихийные бедствия, деградацию окружающей среды, неэквивалентный  международный обмен, ограничение  по политическим причинам доступа на рынки кредитов, объема помощи, частые колебания процентных ставок и др.

Отсюда следует, что источниками  угроз могут быть как факторы  природного, так и техногенного характера, как объективные процессы экономического развития, так и действия субъектов экономических отношений.

При классификации угроз  используются различные признаки, в  том числе:

  • по сфере человеческой деятельности - политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая, демографическая, генетическая, научно - техническая, технологическая, идеологическая, психологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая;
  • по источнику угрозы - внутренняя и внешняя;
  • по отношению к человеческой деятельности - объективная, формирующаяся независимо от целенаправленной деятельности, и субъективная, которая создается сознательно;
  • по вероятности реализации - реальные и потенциальные;
  • по последствиям - всеобщие, локальные, частные

  Кроме того, угрозы могут характеризоваться:

  • по временному критерию - долговременные и текущие;
  • по степени предсказуемости - прогнозируемые и непрогнозируемые. [8, с. 64].

Внутренними угрозами экономической  безопасности могут быть целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов, преследующих собственные интересы, в том числе экономические (извлечение наибольшей прибыли), политические (получение власти) и др.

Можно определить следующие  внутренне угрозы экономической  безопасности страны:

  • низкая конкурентоспособность продукции;
  • высокая степень монополизации экономики;
  • структурное деформирование экономики;
  • ухудшение научно-технического потенциала;
  • высокий уровень инфляции;
  • усиление тенденций к расслоению общества на бедных и богатых;
  • отсутствие побудительных мотивов для эффективного производства;
  • кризис в большинстве регионов;
  • истощение земель; криминализация экономики;
  • ухудшение здоровья населения.

К внешним угрозам можно отнести в основном деятельность иностранных государств, их правительств, спецслужб, фирм и корпораций, направленную на подрыв экономической безопасности государства. К внешним угрозам экономической безопасности также можно отнести следующее:

  • потерю отдельных традиционных рынков сбыта продукции;
  • зависимость государства от импорта ТЭР, многих видов сырья, а также комплектующих изделий для машиностроения;
  • замкнутость экспорта на сырье;
  • дискриминационные меры иных стран, их сообществ во внешнеэкономических отношениях;
  • высокий внешний долг;
  • высокий уровень внешнего долга, усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений;
  • необустроенность государственной границы, недостаточный экспортный и валютный контроль;
  • неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций.

Вышеперечисленные угрозы являются общим  списком основных угроз экономической  безопасности каждого государства.

Основные факторы, создающие угрозу безопасности Республики Беларусь:

  • рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства.
  • несогласованность отношений собственности и структуры производственных отношений, неравенство условий для субъектов хозяйствования с различными формами собственности.
  • ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки.
  • снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей.
  • снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке.
  • снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Принятие зарубежными государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий по осуществлению экспортно-импортных операций.
  • отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж.
  • отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности. Несовершенство правового регулирования экономических отношений [17 с. 5].

В настоящее время для обоснования  четких и наиболее значимых путей  укрепления экономической безопасности республики и определения тех  сил, которые ее обеспечивают, важно  выделить основные современные опасности  и угрозы безопасности.

В экономике Республики Беларусь мониторинг индикаторов экономической безопасности за 2000-2010 гг. выявил показатели, которые  находятся в зоне риска (превышают  пороговые значения) без явной  тенденции к улучшению. К таким показателям относятся: отношение валового внешнего долга к ВВП, уровень золотовалютных резервов в месяц импорта, сальдо внешней торговли.

Информация о работе Экономическая безопасность страны и проблемы ее обеспечения в Республике Беларусь