Экологизация экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное
вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновляемых видов сырья
повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в
хозяйство биосферы – той части нашей планеты, в которой существует жизнь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….
5
1 Экономическое развитие и его влияние на экологию……………………….
8
1.1 Сущность экологии…………………………………………………………..
8
1.2 Экологизация экономического развития…………………………………...
14
1.3 Экономические основы экологических проблем…………………………..
16
1.4 Экология и экономический рост……………………………………………
22
1.5 Глобализация и экологические проблемы………………………………….
25
1.6 Принципы и методы экологической политики…………………………….
27
2 Экологическая обстановка в Республике Беларусь………………………….
32
2.1 Актуальные проблемы экологизации экономического развития в Республике Беларусь…………………………………………………………….
32
2.2 Государственная система управления экологией и экологическая политика в Республике Беларусь………………………………………………..
38
3 Система мероприятий по оптимизации эколого-экономического развития Республики Беларусь в контексте концепции устойчивого роста……………
46
Заключение……………………………………………………………………….
56
Список использованных источников…………………………………………...
59

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 99.57 Кб (Скачать)

Эта концепция  подразумевает следующие принципы экологического развития:

  • экологизацию экономики;
  • признание единства и многообразия вариантов социально-экономического и экологического развития разных стран и народов;
  • утверждение примата гармонии в отношении системы “общество – природа”;
  • политику оптимально эффективного использования природных ресурсов, бережного отношения к биосфере, сочетающаяся с заботой о будущих поколениях;
  • утверждение в качестве основы социально-экономического развития свободы, а не насилия, гуманизма, а не вражды.

Экологическое развитие – многофакторный процесс, определяющий эволюцию общества, его  духовную и материальную культуру, уровень и качество жизни людей. Факторами экологического развития должны стать экологическая безопасность, преобладание экологических потребности в интересах людей.

Принцип экологической  безопасности - обеспечение безопасной среды обитания, где соблюдается защищенность интересов общества, сохранение ресурсов и устойчивого функционирования экологических систем.

К экономическим  аспектам устойчивого развития относятся:

  • переход к экотехнологиям и экотехнике;
  • поиск такого пути развития, который бы минимизировал затраты на экологическое развитие;
  • замена системы “затраты-выгоды”, (основанной на анализе прибылей и убытков от загрязнения окружающей среды), принципом “затраты – эффективность” (необходимость расходов для обеспечения эффективности экологического производства и воспроизводства);
  • экологическое прогнозирование и мониторинг: наблюдение за состоянием природных ресурсов и предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человека.

В конечном итоге, для решения экологических  проблем необходим синтез социально-экономических  возможностей, изменение социальной политики и сознания людей.

Глобальное  экологическое будущее зависит  от того, насколько все принимаемые  меры будут осуществляться на практике, как будут сочетаться общие экономические  решения со спецификой экологической  ситуации в отдельной стране. Примером может служить Китай, который, будучи не самой развитой страной, достиг положительных  результатов в экологическом  развитии за относительно короткий срок [12, с. 16-18].

Стратегической  целью охраны окружающей среды на долгосрочный период до 2025 года в Республике Беларусь является достижение более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию.

Достижение  поставленной цели должно быть обеспечено путем снижения вредных воздействий  на окружающую среду, восстановления природных  комплексов, кардинального улучшения  обращения с отходами, обеспечения  устойчивого территориального развития, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, минимизации воздействия  на климат и адаптации к его  изменениям, планирования мероприятий  по охране окружающей среды с использованием геоинформационных технологий и  дистанционных методов.

Задачами по снижению вредных воздействий  на окружающую среду и восстановление природных комплексов являются обеспечение:

  1. достижения устойчивого снижения вредных воздействий на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности  путем:

- использования наилучших доступных технических методов, передовых технологий, достижений науки и техники при строительстве новых, реконструкции действующих производств, а также выводе из эксплуатации объектов в промышленности, сельском, лесном, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и на транспорте;

- активизации и широкое внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, снижение материалоемкости и энергоемкости производимой продукции;

- экологической сертификации объектов в соответствии с международными стандартами; 

- совершенствования системы нормирования воздействия на окружающую среду и ее качество;

2. достижения устойчивого улучшения качества атмосферного воздуха посредством сокращения выбросов от стационарных и мобильных источников путем:

- оснащения системами пылегазозолоулавливания топливосжигающего оборудования при переводе его на твердое топливо или строительстве новых энергетических объектов;

- оснащения основных и вспомогательных производств пылегазоочистным оборудованием при концентрации пыли в выбросах более 50 мг/м3, с учетом экономической и экологической целесообразности;

- прекращение к 2025 году производства лакокрасочных материалов с содержанием летучих органических соединений 50% и более;

- поэтапного внедрения для мобильных источников стандартов Европейского союза по выбросам загрязняющих веществ;

- организации выпуска и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, увеличения использования биодизельного топлива и биоэтанола;

- увеличения доли общественного транспорта с улучшенными экологическими характеристиками и электротранспорта, в крупных городах – не менее 70 процентов;  

- снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду городов за счет выбора оптимальных параметров дорожного движения и улично-дорожной сети, типов пересечений, в том числе развязок на разных уровнях, строительства подземных (надземных) переходов, организации безопасного велосипедного движения;

- обеспечения к 2020 г. выбросов (в год) соединений серы не более 112 тыс. т в год; оксидов азота не более 186 тыс. т в год, неметановых летучих органических соединений не более 203 тыс. т в год, аммиака не более 143 тыс. т в год;

- обеспечения выполнения международных обязательств Республики Беларусь по ограничению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сокращения к 2025 году потребления озоноразрушающих веществ на 96 процентов;

3. улучшения качества подземных и поверхностных вод посредством сокращения массы поступления загрязняющих веществ в водные объекты путем:

- снижения удельного водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды населения до 140 литров на человека в сутки;

- сокращения потерь воды при ее добыче и транспортировке до потребителя на 20 процентов;

- увеличения объемов расхода воды в системах оборотного и повторного водоснабжения в промышленности до 95 процентов;

- использования дождевых и талых вод для производственных нужд;

- обеспечения централизованного водоотведения в населенных пунктах с населением более 5 тыс. человек;

- прекращения отведения неочищенных сточных вод в водные объекты;

- обеспечения очистки дождевых и талых вод в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек, курортных и промышленных зонах;

- поэтапного вывода из эксплуатации с последующей рекультивацией не менее 50 процентов полей фильтрации к 2025 году;

- обеспечения локальной очистки сточных вод от производственных объектов, отводимых в централизованные системы канализации;

- оснащения очистных сооружений системами биологической очистки при отведении сточных вод с содержанием органических и биогенных веществ сверх установленных нормативов;

- сокращения сброса в водные объекты тяжелых металлов и стойких загрязнителей на 95 процентов, азота и фосфора на 50 процентов;

4. реабилитации  загрязненных и иных экологически  дестабилизированных территорий, восстановления  их биосферных и хозяйственных  функций путем: 

- разработки и внедрения экологически безопасных способов использования загрязненных территорий и их поэтапной реабилитации;

- восстановления природных систем выработанных торфяников, карьеров, иных деградированных земель на площади не менее 75 тыс. гектаров;

- снижения темпов эрозии почв, поэтапного внедрения способов обработки земель и севооборотов, адаптированных к конкретным почвенно-эрозионным условиям; обеспечения полного охвата почвозащитными технологиями сильно- и среднеэродированных земель, а также земель с высокой дефляционной опасностью;

5. модернизации основных фондов природоохранного назначения путем:

- обеспечения инновационного пути модернизации основных фондов природоохранного назначения с темпами их обновления не ниже темпов обновления основных фондов в экономике в целом;

- внедрения современных инновационных технологий мониторинга состояния окружающей среды и контроля ее загрязнения, совершенствования системы сбора, передачи, хранения и анализа экологической информации.

2. Задачами  по уменьшению объемов образования  отходов, их максимальному вовлечению  в гражданский оборот в качестве  вторичного сырья, предотвращению  вредного воздействия отходов  на окружающую среду являются   обеспечение:

1. уменьшения объемов образования отходов путем:

- экономического стимулирования внедрения безотходных и малоотходных технологий в производстве через предоставление льготного кредитования;

- увеличения доли селективной добычи калийной руды;

- использования стимулирующей роли экологического налога для уменьшения объемов захоронения отходов производства;

2. максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья путем:

- разработки и внедрения технологий по переработке крупнотонажных отходов производства (галитовых, глинисто-солевых шламов, фосфогипса) в целях снижения объемов их накопления;

- реализации принципа расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы, образовавшиеся после утраты потребительских свойств продукции и упаковки;

- внедрения маркировки всех видов производимой и импортируемой тары и упаковки; 

- достижения уровня использования отходов производства (без учета крупнотоннажных) не менее 85 процентов  от объема их образования;

- обеспечения 100-процентного охвата населения раздельным сбором твердых коммунальных отходов;

- организации до 2016 г. системы сбора от населения, использования и (или) обезвреживания сложнобытовой техники и иных товаров, утративших свои потребительские свойства, в том числе отходов, содержащих в своем составе опасные вещества;

- обеспечения полного охвата городского и сельского населения планово-регулярным вывозом коммунальных отходов;

- внедрения системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов с учетом извлечения не менее 70 процентов вторичных материальных ресурсов от общего объема образования этих отходов:

- строительства мусороперерабатывающих заводов в г. Минске, областных центрах и городах с населением свыше 100 тыс. человек к 2016 г., городах с населением свыше 70 тыс. человек – к 2025 году;

 - создания к 2025 году объектов по использованию горючей фракции отходов в качестве топлива для получения электрической и тепловой энергии, а также объектов компостирования органической составляющей коммунальных отходов в городах с населением свыше 70 тыс. человек;

- извлечения свалочного газа на объектах захоронения коммунальных отходов с учетом экономической целесообразности;

3. предотвращения  вредного воздействия отходов  и объектов их захоронения   на окружающую среду путем:

- создания благоприятных экономических условий для развития производств и объектов по переработке и обезвреживанию образующихся и накопленных опасных отходов;

- снижения к 2025 году объема накопления отходов 1 – 3 классов опасности на 50 процентов; 

- поэтапной ликвидации захоронений непригодных пестицидов к 2020 году;

- недопущения образования дополнительных объемов непригодных пестицидов;

- обезвреживания отходов, содержащих полихлорированные бифенилы;

- организации экологически безопасного хранения опасных отходов на промышленных объектах;

- введения в эксплуатацию комплекса по переработке и захоронению опасных отходов производства, образующихся на территории страны к 2016 году;

- организации системы сбора, использования и (или) обезвреживания товаров, утративших свои потребительские свойства и содержащих в своем составе опасные вещества (ртутные термометры, батарейки, ртутьсодержащие лампы и другие) к 2012 году;

- оптимизации сети объектов захоронения коммунальных отходов с обеспечением их необходимыми защитными сооружениями и оборудованием, предотвращающими загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, к 2015 году.

3. Задачами по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия являются обеспечение:

- формирования национальной экологической сети, интегрированной в общеевропейскую экологическую сеть, а также местных экологических сетей областного и районного уровней путем:

- формирования оптимальной пространственной структуры экологической сети, восстановления природных экосистем, обеспечивающих взаимосвязь природных ядер экологической сети, установления особых режимов природопользования для природных комплексов, выполняющих функции коридоров экологической сети;

- регулирования рекреационных нагрузок на природные экосистемы, используемых для экологического туризма;

- сохранения разнообразия биологических видов и экосистем путем:

- внедрения технологий сохранения редких и исчезающих видов диких животных и дикорастущих растений в генетических банках;

4. Задачами по обеспечению снижения воздействия на климат и адаптации социальной и экономической сфер к его изменениям являются:

- последовательный переход на низкоуглеродный путь развития энергетики посредством максимально возможного использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, биотоплива и атомной энергии;

- внедрение экономического стимулирования при производстве и использовании экологически чистых, в том числе неуглеродных, видов топлива; 

Информация о работе Экологизация экономики