Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное
вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновляемых видов сырья
повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в
хозяйство биосферы – той части нашей планеты, в которой существует жизнь.
Введение……………………………………………………………….
5
1 Экономическое развитие и его влияние на экологию……………………….
8
1.1 Сущность экологии…………………………………………………………..
8
1.2 Экологизация экономического развития…………………………………...
14
1.3 Экономические основы экологических проблем…………………………..
16
1.4 Экология и экономический рост……………………………………………
22
1.5 Глобализация и экологические проблемы………………………………….
25
1.6 Принципы и методы экологической политики…………………………….
27
2 Экологическая обстановка в Республике Беларусь………………………….
32
2.1 Актуальные проблемы экологизации экономического развития в Республике Беларусь…………………………………………………………….
32
2.2 Государственная система управления экологией и экологическая политика в Республике Беларусь………………………………………………..
38
3 Система мероприятий по оптимизации эколого-экономического развития Республики Беларусь в контексте концепции устойчивого роста……………
46
Заключение……………………………………………………………………….
56
Список использованных источников…………………………………………...
59
Эта концепция
подразумевает следующие
Экологическое развитие – многофакторный процесс, определяющий эволюцию общества, его духовную и материальную культуру, уровень и качество жизни людей. Факторами экологического развития должны стать экологическая безопасность, преобладание экологических потребности в интересах людей.
Принцип экологической безопасности - обеспечение безопасной среды обитания, где соблюдается защищенность интересов общества, сохранение ресурсов и устойчивого функционирования экологических систем.
К экономическим аспектам устойчивого развития относятся:
В конечном итоге, для решения экологических проблем необходим синтез социально-экономических возможностей, изменение социальной политики и сознания людей.
Глобальное экологическое будущее зависит от того, насколько все принимаемые меры будут осуществляться на практике, как будут сочетаться общие экономические решения со спецификой экологической ситуации в отдельной стране. Примером может служить Китай, который, будучи не самой развитой страной, достиг положительных результатов в экологическом развитии за относительно короткий срок [12, с. 16-18].
Стратегической целью охраны окружающей среды на долгосрочный период до 2025 года в Республике Беларусь является достижение более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию.
Достижение поставленной цели должно быть обеспечено путем снижения вредных воздействий на окружающую среду, восстановления природных комплексов, кардинального улучшения обращения с отходами, обеспечения устойчивого территориального развития, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, минимизации воздействия на климат и адаптации к его изменениям, планирования мероприятий по охране окружающей среды с использованием геоинформационных технологий и дистанционных методов.
Задачами по снижению вредных воздействий на окружающую среду и восстановление природных комплексов являются обеспечение:
- использования наилучших доступных технических методов, передовых технологий, достижений науки и техники при строительстве новых, реконструкции действующих производств, а также выводе из эксплуатации объектов в промышленности, сельском, лесном, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве и на транспорте;
- активизации и широкое внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, снижение материалоемкости и энергоемкости производимой продукции;
- экологической сертификации объектов в соответствии с международными стандартами;
- совершенствования системы нормирования воздействия на окружающую среду и ее качество;
2. достижения устойчивого улучшения качества атмосферного воздуха посредством сокращения выбросов от стационарных и мобильных источников путем:
- оснащения системами пылегазозолоулавливания топливосжигающего оборудования при переводе его на твердое топливо или строительстве новых энергетических объектов;
- оснащения основных и вспомогательных производств пылегазоочистным оборудованием при концентрации пыли в выбросах более 50 мг/м3, с учетом экономической и экологической целесообразности;
- прекращение к 2025 году производства лакокрасочных материалов с содержанием летучих органических соединений 50% и более;
- поэтапного внедрения для мобильных источников стандартов Европейского союза по выбросам загрязняющих веществ;
- организации выпуска и потребления моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками, увеличения использования биодизельного топлива и биоэтанола;
- увеличения доли общественного транспорта с улучшенными экологическими характеристиками и электротранспорта, в крупных городах – не менее 70 процентов;
- снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду городов за счет выбора оптимальных параметров дорожного движения и улично-дорожной сети, типов пересечений, в том числе развязок на разных уровнях, строительства подземных (надземных) переходов, организации безопасного велосипедного движения;
- обеспечения к 2020 г. выбросов (в год) соединений серы не более 112 тыс. т в год; оксидов азота не более 186 тыс. т в год, неметановых летучих органических соединений не более 203 тыс. т в год, аммиака не более 143 тыс. т в год;
- обеспечения выполнения международных обязательств Республики Беларусь по ограничению выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сокращения к 2025 году потребления озоноразрушающих веществ на 96 процентов;
3. улучшения качества подземных и поверхностных вод посредством сокращения массы поступления загрязняющих веществ в водные объекты путем:
- снижения удельного водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды населения до 140 литров на человека в сутки;
- сокращения потерь воды при ее добыче и транспортировке до потребителя на 20 процентов;
- увеличения объемов расхода воды в системах оборотного и повторного водоснабжения в промышленности до 95 процентов;
- использования дождевых и талых вод для производственных нужд;
- обеспечения централизованного водоотведения в населенных пунктах с населением более 5 тыс. человек;
- прекращения отведения неочищенных сточных вод в водные объекты;
- обеспечения очистки дождевых и талых вод в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек, курортных и промышленных зонах;
- поэтапного вывода из эксплуатации с последующей рекультивацией не менее 50 процентов полей фильтрации к 2025 году;
- обеспечения локальной очистки сточных вод от производственных объектов, отводимых в централизованные системы канализации;
- оснащения очистных сооружений системами биологической очистки при отведении сточных вод с содержанием органических и биогенных веществ сверх установленных нормативов;
- сокращения сброса в водные объекты тяжелых металлов и стойких загрязнителей на 95 процентов, азота и фосфора на 50 процентов;
4. реабилитации
загрязненных и иных
- разработки и внедрения экологически безопасных способов использования загрязненных территорий и их поэтапной реабилитации;
- восстановления природных систем выработанных торфяников, карьеров, иных деградированных земель на площади не менее 75 тыс. гектаров;
- снижения темпов эрозии почв, поэтапного внедрения способов обработки земель и севооборотов, адаптированных к конкретным почвенно-эрозионным условиям; обеспечения полного охвата почвозащитными технологиями сильно- и среднеэродированных земель, а также земель с высокой дефляционной опасностью;
5. модернизации основных фондов природоохранного назначения путем:
- обеспечения инновационного пути модернизации основных фондов природоохранного назначения с темпами их обновления не ниже темпов обновления основных фондов в экономике в целом;
- внедрения современных инновационных технологий мониторинга состояния окружающей среды и контроля ее загрязнения, совершенствования системы сбора, передачи, хранения и анализа экологической информации.
2. Задачами
по уменьшению объемов
1. уменьшения объемов образования отходов путем:
- экономического стимулирования внедрения безотходных и малоотходных технологий в производстве через предоставление льготного кредитования;
- увеличения доли селективной добычи калийной руды;
- использования стимулирующей роли экологического налога для уменьшения объемов захоронения отходов производства;
2. максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья путем:
- разработки и внедрения технологий по переработке крупнотонажных отходов производства (галитовых, глинисто-солевых шламов, фосфогипса) в целях снижения объемов их накопления;
- реализации принципа расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы, образовавшиеся после утраты потребительских свойств продукции и упаковки;
- внедрения маркировки всех видов производимой и импортируемой тары и упаковки;
- достижения уровня использования отходов производства (без учета крупнотоннажных) не менее 85 процентов от объема их образования;
- обеспечения 100-процентного охвата населения раздельным сбором твердых коммунальных отходов;
- организации до 2016 г. системы сбора от населения, использования и (или) обезвреживания сложнобытовой техники и иных товаров, утративших свои потребительские свойства, в том числе отходов, содержащих в своем составе опасные вещества;
- обеспечения полного охвата городского и сельского населения планово-регулярным вывозом коммунальных отходов;
- внедрения системы раздельного сбора твердых коммунальных отходов с учетом извлечения не менее 70 процентов вторичных материальных ресурсов от общего объема образования этих отходов:
- строительства мусороперерабатывающих заводов в г. Минске, областных центрах и городах с населением свыше 100 тыс. человек к 2016 г., городах с населением свыше 70 тыс. человек – к 2025 году;
- создания к 2025 году объектов по использованию горючей фракции отходов в качестве топлива для получения электрической и тепловой энергии, а также объектов компостирования органической составляющей коммунальных отходов в городах с населением свыше 70 тыс. человек;
- извлечения свалочного газа на объектах захоронения коммунальных отходов с учетом экономической целесообразности;
3. предотвращения вредного воздействия отходов и объектов их захоронения на окружающую среду путем:
- создания благоприятных экономических условий для развития производств и объектов по переработке и обезвреживанию образующихся и накопленных опасных отходов;
- снижения к 2025 году объема накопления отходов 1 – 3 классов опасности на 50 процентов;
- поэтапной ликвидации захоронений непригодных пестицидов к 2020 году;
- недопущения образования дополнительных объемов непригодных пестицидов;
- обезвреживания отходов, содержащих полихлорированные бифенилы;
- организации экологически безопасного хранения опасных отходов на промышленных объектах;
- введения в эксплуатацию комплекса по переработке и захоронению опасных отходов производства, образующихся на территории страны к 2016 году;
- организации системы сбора, использования и (или) обезвреживания товаров, утративших свои потребительские свойства и содержащих в своем составе опасные вещества (ртутные термометры, батарейки, ртутьсодержащие лампы и другие) к 2012 году;
- оптимизации сети объектов захоронения коммунальных отходов с обеспечением их необходимыми защитными сооружениями и оборудованием, предотвращающими загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения, к 2015 году.
3. Задачами по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия являются обеспечение:
- формирования национальной экологической сети, интегрированной в общеевропейскую экологическую сеть, а также местных экологических сетей областного и районного уровней путем:
- формирования оптимальной пространственной структуры экологической сети, восстановления природных экосистем, обеспечивающих взаимосвязь природных ядер экологической сети, установления особых режимов природопользования для природных комплексов, выполняющих функции коридоров экологической сети;
- регулирования рекреационных нагрузок на природные экосистемы, используемых для экологического туризма;
- сохранения разнообразия биологических видов и экосистем путем:
- внедрения технологий сохранения редких и исчезающих видов диких животных и дикорастущих растений в генетических банках;
4. Задачами по обеспечению снижения воздействия на климат и адаптации социальной и экономической сфер к его изменениям являются:
- последовательный переход на низкоуглеродный путь развития энергетики посредством максимально возможного использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, биотоплива и атомной энергии;
- внедрение экономического стимулирования при производстве и использовании экологически чистых, в том числе неуглеродных, видов топлива;