Экологизация экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное
вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновляемых видов сырья
повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в
хозяйство биосферы – той части нашей планеты, в которой существует жизнь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….
5
1 Экономическое развитие и его влияние на экологию……………………….
8
1.1 Сущность экологии…………………………………………………………..
8
1.2 Экологизация экономического развития…………………………………...
14
1.3 Экономические основы экологических проблем…………………………..
16
1.4 Экология и экономический рост……………………………………………
22
1.5 Глобализация и экологические проблемы………………………………….
25
1.6 Принципы и методы экологической политики…………………………….
27
2 Экологическая обстановка в Республике Беларусь………………………….
32
2.1 Актуальные проблемы экологизации экономического развития в Республике Беларусь…………………………………………………………….
32
2.2 Государственная система управления экологией и экологическая политика в Республике Беларусь………………………………………………..
38
3 Система мероприятий по оптимизации эколого-экономического развития Республики Беларусь в контексте концепции устойчивого роста……………
46
Заключение……………………………………………………………………….
56
Список использованных источников…………………………………………...
59

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 99.57 Кб (Скачать)

Благодаря использованию  этого принципа достигается ряд преимуществ:

1)  альтернативные  издержки охраны окружающей среды распределяются рационально;

2)  формируется  стимул к сокращению и предотвращению загрязнений;

3)  устраняется  разрыв между частными и общественными  издержками, и в результате цены товаров наряду с затратами труда и капитала включают экологические издержки.

Однако практическое применение принципа «загрязнитель  платит» затруднено по ряду причин. Важнейшей из них является то, что  для его реализации необходимо точно установит эмитента, а то не всегда возможно.

  1. Принцип долгосрочной перспективы. 

Он предполагает,  что в случае выбора между охраной или деградацией окружающей среды альтернативные издержки должны определяться не статически, а в долгосрочной перспективе.  Часто последствия загрязнения окружающей среды проявляются через длительное время, что порождает экологические риски и неопределенность. Примерами являются накопление ДДТ в пищевых цепочках, разрушение озонового слоя из-за поступления в атмосферу хлорфторуглеродов, проникновение нитритов в системы почвенных и подземных вод. Следовательно, экологическая политика сможет добиться успеха, не только борясь с существующими загрязнениями, но и предупреждая будущие. Кроме того, долгосрочная ориентация экологической политики необходима и потому, что внедрение в практику и получение результатов некоторых регулирующих инструментов часто требует длительного времени. Например, в Германии прошло 8 лет между принятием закона о платежах за сбросы загрязняющих веществ (1978  г.) и применением полного размера ставки (1986 г.), не считая пяти лет, ушедших на обсуждение проекта закона.

  1. Принцип взаимозависимости.         

Экологические системы образуют сложную сеть взаимодействий. Поэтому при проведении экологической политики необходимо учитывать перемещение загрязняющих веществ из одних подсистем окружающей среды в другие. Например, запрет на захоронение отходов на свалке может привести к тому, что их будут выбрасывать в воду. Экологическая политика должна быть комплексной, т. е. охватывать все объекты и подсистемы окружающей среды, виды природных ресурсов, а также все известные типы загрязняющих веществ [c.75-76].

Методы экологической политики:

  1. Методы контроля качества окружающей среды:
    1. Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).
    2. Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.
  2. Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.
  3. Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).
  4. Методы управления качеством окружающей среды [17, c.117].

Таким образом, конфликт между человеком и природой, существовавший на всем протяжении развития человечества, приобрел в наше время универсальный характер и определил характер экономико-экологической проблемы: экономический прогресс за счет экологического регресса.

Экономика всегда была направлена на удовлетворение материальных потребностей общества. В процессе эволюции общественные потребности  увеличивались, делая необходимым  дальнейшее развитие технологии. В  результате в 20 веке экономическое  развитие уже не мыслимо без научно-технического прогресса, обеспечения и поддержания  постоянных темпов роста производства, что подразумевает все большую  зависимость от природных ресурсов.

Безусловно, имеющиеся в наличии природные  и людские ресурсы, уровень технических  знаний, система институтов определяют условия функционирования экономики. Общество всегда зависело от природных ресурсов, но проблема в том, что это зависимость не учитывается в экономике. Человек стремится потреблять, а не сохранять.

Таким образом, основное противоречие между экономическим  и экологическим развитием заключается  в том, что, с одной стороны, экономика  должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.

К чему же привели  бурное развитие экономики и человеческая деятельность? Загрязнение всего  земного пространства, океана, воздуха  и воды, возникновение “парникового эффекта”, вырубка лесов, опустынивание, исчезновение многих видов растений и животных - вот лишь некоторые  основные формы антропогенного воздействия  на окружающую среду.

Комплексный характер экологических  проблем требует комплексного государственного управления в области охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Актуальные проблемы  экологизации экономического развития  в Республике Беларусь

 

Национальная экологическая политика создает необходимые предпосылки  для реализации права нынешнего  и будущих поколений на дальнейшее развитие при сохранении качества окружающей среды. Однако все же остается нерешенным ряд серьезных экологических  проблем, вызванных как внешними, так и внутренними угрозами.

К внешним экологическим угрозам  относятся:

    1. глобальные нарушения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, уменьшением биоразнообразия;
    2. экстремальные климатические явления (наводнения, засухи, ураганы, лесные пожары и т.п.);
    3. трансграничный перенос загрязняющих веществ на территорию воздушными и водными потоками;
    4. размещение вблизи границ (на удалении менее 100 км) крупных экологоопасных атомных объектов, захоронение ядерных отходов на сопредельных территориях.

Географическое положение обусловило большой удельный вес трансграничной составляющей в атмосферных выпадениях. Из-за преобладающего западного переноса воздушных масс более 70 % загрязняющих веществ, оседающих на территории республики, поступает из западных стран. Беларусь является одной из наиболее загрязняемых трансграничными выпадениями стран  Европы. Особенно четко влияние трансграничного  переноса отмечено для серосодержащих соединений: концентрации сульфат-иона в восточной части республики в 5—6 раз ниже, чем у западной границы; 80 % осадков диоксида серы Беларусь «импортирует». Вблизи западной границы отмечено и максимальное содержание свинца в снежном покрове.

В связи с актуальностью проблемы Республика Беларусь подписала Рамочную конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте — первый многосторонний международный договор, определяющий права и обязанности каждой из сторон в случае предполагаемого осуществления крупных проектов, способных вызвать значительное вредное воздействие на окружающую среду.

Внешнюю угрозу для населения представляют находящиеся в соседних странах  атомные электростанции — Чернобыльская, Ровенская, Игналинская, Смоленская. Но более всего сейчас беспокоит  вывод из эксплуатации и демонтаж Игналинской АЭС на территории Литвы  рядом с границей на оз. Дрисвяты. В рамках реализации Программы по выводу ИАЭС из эксплуатации предусматривается  построить временное хранилище  отработавшего ядерного топлива, которое  будет храниться не менее 50 лет. В  силу существующих гидрографических и  гидрологических условий сток поверхностных  вод в районе строительства пункта хранения отработавшего ядерного топлива  и пунктов хранения радиоактивных  отходов с территории Литвы идет на территорию Беларуси. В случае выброса  радиоактивных элементов в окружающую среду именно по водным путям может  произойти основное загрязнение  водотоков.

Внутренние угрозы экологической  безопасности вызваны совокупностью  факторов антропогенного характера, порождаемых  процессами, происходящими на территории страны. Основные из них следующие:

- радиоактивное загрязнение среды обитания вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

- опасность техногенных аварий в связи с высокой степенью износа основных средств производства (в промышленности — 63 %, а в отдельных отраслях — 75—80 %);

- накопление больших объемов отходов производства и потребления, обусловленное недостаточным развитием эколого-ориентированной индустрии по переработке отходов;

- деградация земель и природных комплексов в результате применения неадаптированных к местным природным условиям технологий обработки земель;

- опасность высвобождения в окружающую среду трансгенных организмов при осуществлении генно-инженерной деятельности, внедрении новых биотехнологий, потреблении их продуктов.

Несмотря на достигнутый реальный эффект по минимизации последствий  Чернобыльской аварии, проблема предотвращения отдаленных угроз радиационного  загрязнения территории остается одной  из самых серьезных. По всем классам  болезней отмечается рост заболеваемости населения, особенно раком щитовидной железы. Хотя в республике создано 370 местных центров радиационного  контроля продуктов питания (МЦРК), необходима целенаправленная работа по радиоэкологическому просвещению  и обучению населения простым  методам радиационной защиты и способам предотвращения попадания радионуклидов  в организм с местными продуктами питания.

Контроль за содержанием радионуклидов  в пищевых продуктах и питьевой воде позволяет снизить дозу внутреннего  облучения населения и гарантирует  поступление в торговую сеть и  сеть общественного питания только проверенных продуктов. Однако на территориях  с повышенным уровнем радиационного  загрязнения существует опасность  занесения радионуклидов в организм людей с продуктами питания из личных подсобных хозяйств и «дарами» природы. Установлены республиканские  допустимые уровни содержания цезия-137 и стронция-90 (РДУ-99) в пищевых  продуктах и питьевой воде. По сравнению с нормативными показателями РДУ-96 они более строгие, но по-прежнему не дотягивают до российских нормативов. Анализ показал, что до 15 % проб молока (от “своих” коров), приносимого на контроль населением, и более 80 % грибов, ягод, мяса диких животных, рыбы имели превышение допустимых уровней цезия-137.

На государственном уровне проводятся мероприятия по обеспечению производства чистых продуктов питания. К защитным мерам, направленным на снижение перехода радионуклидов из почвы в растения и по пищевой цепочке в организм человека, относятся подбор культур  и сортов, в силу биологических  особенностей минимально накапливающих  радионуклиды, внесение в почву калийных и фосфорных удобрений, известкование  кислых почв, скармливание дойным коровам  комбикормов с химическими сорбентами, применение сепараторов молока и  др. В «чернобыльских» регионах в  рацион питания детей, посещающих детские  сады и обучающихся в школах, включается систематическое потребление пектиновых пищевых добавок и витаминов.

Одной из насущных проблем традиционного  загрязнения окружающей среды является проблема обращения с отходами. Она  входит в число приоритетных направлений  природоохранной деятельности страны. Ежегодно образуется более 800 наименований отходов производства с широким  спектром физико-химических свойств. В 2009 г. общий объем их накопления составил 12,4 млн т, в 2010 г. — 12,0 млн т. Основная доля — это крупнотоннажные отходы, в 2009 г. на них пришлось 76 % общего объема, причем 74 % — галитовые отходы и шламы галитовые глинисто-солевые; 1,4 % — фосфогипс; 0,6 % — лигнин гидролизный.

Серьезную угрозу для окружающей среды  представляют также стойкие органические загрязнители, полихлорированные бифенилы и непригодные пестициды; отходы гальванических производств (шламы  и растворы); смазочно-охлаждающие  жидкости; отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов; нефтешламы; неорганические кислоты, в том числе аккумуляторные; медицинские отходы лечебно-профилактических учреждений и т.п.

Объем использования отходов производства с учетом крупнотоннажных составляет всего 17 % годового объема их образования (причем на протяжении 10 лет этот показатель практически не меняется), без учета  крупнотоннажных — 66 % .

Проблема деградации земель обусловлена  как природными факторами, так и  деятельностью человека, несоблюдением  норм и правил рационального использования  и охраны. Применительно к природно-территориальным  условиям и особенностям хозяйственного использования деградация земель (почв) проявляется в следующих основных формах:

1) водная, ветровая эрозия почв;

2) химическое (в том числе радиоактивное) загрязнение земель (почв);

3)ухудшение свойств почв, особенно торфяных, при сельскохозяйственном их использовании;

4) деградация земель в результате добычи полезных ископаемых, дорожного и других видов строительства, затопления и подтопления земель;

5) деградация торфяных почв из-за торфяных пожаров на осушенных болотных массивах;

6) деградация земель лесного фонда вследствие нерационального лесопользования и лесных пожаров;

7) деградация земель при чрезмерных рекреационных, технических и других антропогенных нагрузках.

Новую потенциальную опасность  представляет высвобождение в окружающую среду трансгенных организмов при  осуществлении генно-инженерной деятельности, внедрении новых биотехнологий, потреблении их продуктов.

С одной стороны, основанная на методах  генетической инженерии биотехнология  помогает бороться с голодом и  болезнями, улучшать экологическое состояние планеты; с другой — недостаточная изученность и малый опыт применения биотехнологии заставляет опасаться возможных неблагоприятных последствий генно-инженерной деятельности.

Ряд исследователей предупреждают, что  высвобождение генетически модифицированных организмов (ГМО) в окружающую среду  потенциально создает угрозу:

  1. разрушительного воздействия на биологические сообщества; утраты биологических ресурсов в результате засорения местных видов генами, перенесенными от ГМО;
  2. появления новых паразитов и сорняков, а также усиления вредоносности уже существующих на основе самих ГМО или в результате переноса трансгенов другим видам;
  3. выработки ГМО токсичных веществ — продуктов трансгенов.

Информация о работе Экологизация экономики